0
2227
Газета Экономика Печатная версия

07.04.2019 21:02:00

Нацпроекты обеспечены лишь на 2019 год

Правительство готовится к гибкому реагированию на форс-мажоры

Тэги: нцапроекты, финобеспечение, инновации


Дмитрий Медведев призвал всех представителей власти общаться на тему нацпроектов в формате круглых столов. Фото с сайта www.government.ru

В правительстве, похоже, не уверены на 100% в финансовом обеспечении национальных проектов, сформированных в рамках нового майского указа президента. По крайней мере к такому выводу приводят оговорки правительственных чиновников. Как заявил премьер Дмитрий Медведев, «в целом» ресурсов на реализацию нацпроектов хватает. «По крайней мере так это видится из 2019 года», – уточнил он. Речь идет примерно о 25,7 трлн руб. из разных источников. При этом Медведев допустил «гибкую реакцию»: расходование при необходимости дополнительных доходов бюджета и перераспределение средств между нацпроектами.

В интервью порталу «Будущее России. Национальные проекты» глава кабмина отметил, что новые нацпроекты – это беспрецедентный шаг вперед. 

«Шаг в наше с вами будущее. В истории новой России никто и никогда не решал такой объем задач», – подчеркнул премьер. Медведев также напомнил, что на реализацию нацпроектов выделяется колоссальная сумма: около 25,7 трлн руб. «Это и федеральные средства, и деньги регионов, и внебюджетные источники», – перечислил он.

Напомним, основные траты на нацпроекты «возьмет» на себя федеральный бюджет. На него, согласно недавно обнародованным данным правительства, приходится свыше 13 трлн руб. Около 5 трлн руб. пойдут из бюджетов субъектов РФ, более 7,5 трлн – внебюджетные источники (судя по всему, имеется в виду бизнес). Наконец, государственные внебюджетные фонды направят на нацпроекты около 150 млрд руб.

Однако в отдельно взятых нацпроектах основные расходы несет не федеральный бюджет, а регионы. К примеру, на нацпроект «Безопасные автодороги» из региональных бюджетов будет направлено свыше 4 трлн руб, тогда как из федерального – всего 441 млрд руб. «Комплексный план развития инфраструктуры» предполагает почти равное финансирование как со стороны федерального бюджета (около 3 трлн руб.), так и со стороны внебюджетных источников – примерно 3,3 трлн руб. На этом фоне уникальным выглядит нацпроект «Экология». На его реализацию федеральный и региональные бюджеты направят около 835 млрд руб., тогда как из внебюджетных источников пойдет свыше 3,2 трлн.

Российский премьер подчеркивает: пока что ресурсов на реализацию нацпроектов «в целом хватает». «По крайней мере так это видится из 2019 года. То есть на сегодня задачи и результаты, которые включены в утвержденные паспорта национальных проектов, финансово обеспечены»,   – говорит премьер в интервью.

В итоге непонятно, как видится чиновникам реализация этих проектов не из 2019 года, а, к примеру, из 2020-го? Наоборот, создается впечатление, будто чиновники не уверены в том, что им действительно хватит средств на все запланированные проекты. По крайней мере именно так можно понять заявление премьера.

Заметим, ранее различные эксперты и ведомства выступали с критикой нацпроектов. К примеру, в конце марта в Счетной палате (СП) указывали: «В настоящее время мы уже видим риски ненадлежащей реализации национальных проектов и, как следствие, недостижения национальных целей». Аудиторы указывали на проблему с освоением бюджетных средств, предусмотренных на реализацию нацпроектов: «По состоянию на 1 марта по всем национальным проектам исполнение составило лишь 5,8% от запланированных показателей».

Помимо этого, в ведомстве Алексея Кудрина сообщали, что совокупное недофинансирование расходов бюджета на 2019–2021 годы на национальные проекты превысит 1 трлн руб. «Мы видим расхождение заложенных средств бюджета больше чем в 200 млрд руб. на 2019 год, а на три года – на 1,2 трлн руб», – уточняли аудиторы.

Заметим, ранее в СП отмечали, что новые нацпроекты практически не приводят к увеличению финансирования ключевых сфер, а лишь перераспределяют те же самые деньги внутри уже существующих и почти неизменных (по отношению к ВВП и к бюджетным расходам) статей. «Структурного маневра явно не произошло, и это факт, – сообщал «НГ» аудитор Счетной палаты Дмитрий Зайцев. – Что касается механизмов предоставления финансирования национальных проектов, предполагалось, что оно будет осуществляться дополнительно к текущим расходам федерального бюджета. Однако сейчас мы видим, что часть расходов на нацпроекты представляет собой продолжение финансирования уже начатых ранее мероприятий» (см. «НГ» от 07.02.19).

Дмитрий Медведев в интервью напоминает о возможности перераспределения средств. «При формировании федерального бюджета мы финансируем нацпроекты в приоритетном порядке. А дополнительные доходы, которые образуются в ходе его исполнения, также можем направлять на реализацию нацпроектов. Я уже не говорю о том, что мы вправе перераспределять средства между нацпроектами», – уточняет премьер.

И очевидно, что такое перераспределение средств действительно понадобится. Некоторые министры уже указывают на топкие места в нацпроектах. «По паспорту нацпроекта «Жилье», ввод должен был составить на 31 декабря 2018 года 86 млн кв. м жилья… Мы с вами уже выпадаем на 10–11 млн кв. м жилья. Это серьезный знак со стороны рынка и отрасли. Мы не можем на это не обратить внимания. Эта цифра будет требовать серьезной корректировки», – заявлял глава Минстроя Владимир Якушев в конце прошлого года. Тогда он даже сообщил, что целевой показатель программы – строительство 120 млн кв. м жилья к 2024 году – теперь «под знаком вопроса» (см. «НГ» от 28.01.19).

Как считают эксперты «НГ», скорее всего власти решат проблемы финансирования нацпроектов, если таковые действительно появятся. «Даже если не хватит бюджетных денег, могут быть задействованы средства Фонда национального благосостояния, который может достичь 10% ВВП в следующем году. Можно привлечь и ресурсы из госзаимствований, – полагает старший аналитик «БКС Премьер» Сергей Суверов. – Более важный вопрос, чтобы инвестиции в нацпроекты оказались эффективными и оказали мультипликативный эффект для развития экономики».

В то же время финансирование нацпроектов неотделимо от федерального бюджета в целом, а значит, напрямую зависит от сырьевых доходов страны, замечает управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский. По его мнению, осторожность чиновников связана с тем, что в 2020–2024 годах велика вероятность замедления мирового экономического роста, снижения потребления нефти, падения нефтяных цен. «Думаю, что уже при цене в 45 долл. за баррель Brent многие нацпроекты могут быть свернуты, то же самое может произойти, если экономические санкции против России будут слишком жесткими и в какой-то степени парализуют импорт товаров и услуг, задействованных в нацпроектах», – не исключает Жарский.

К тому же, добавляет эксперт, «сами нацпроекты во многом настолько инновационны, что даже не имеют четких KPI (ключевых показателей), по которым можно было бы оценивать степень их выполнения и успешности». 



Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также