0
1122
Газета Политика Печатная версия

07.04.2019 20:56:00

У оппозиционеров отнимут кошельки

МВД и ФСБ смогут оперативно заблокировать сбор средств на протестные акции

Тэги: законопроект, мвд, фсб, оппозиция, протестные акции, электронные деньги, платежные инструменты


Росфинмониторинг предлагает заблокировать такую форму оппозиционной деятельности, как сбор средств на проведение митингов. Фото агентства «Москва»

Росфинмониторинг предложил дать силовикам право без судебных решений на 10 рабочих дней блокировать платежные инструменты. Это произойдет, если через банковские счета или электронные кошельки финансируются и такие экстремистские действия, как массовые беспорядки при проведении протестных акций. Законопроект усиливает и влияние Росфинмониторинга, владеющего всей информацией.

Размещенный на правительственном портале законопроект объясняется необходимостью усилить борьбу с терроризмом, наркомафией и прочими негативными явлениями вроде экстремизма. Но из всех его проявлений в инициативе Росфинмониторинга конкретно называется организация и (или) проведение публичных мероприятий с нарушением установленного порядка.

Этот термин и сам по себе трактуется неоднозначно, и нарушения имеет в виду такие, которые потом гражданами часто оспариваются в судах. Так что под это понятие, с одной стороны, могут подпадать заведомо несанкционированные протесты типа тех, которые, например, часто объявлял Алексей Навальный. С другой стороны, это могут быть и те акции, которые вроде бы были согласованы, но потом развернулись в массовые беспорядки. Наглядный пример – митинг 6 мая 2012 года на Болотной площади, часть организаторов которого как раз за подготовку этих самых беспорядков и посадили.

Судя по проекту Росфинмониторинга, эта двойственность толкований сохраняется и при решении вопроса о пресечении финансирования такого рода активности. «В случаях, не терпящих отлагательства, и при наличии достаточных, предварительно подтвержденных и задокументированных сведений об использовании банковских счетов (вкладов) или электронных средств платежа в целях финансирования деятельности, направленной на организацию и (или) проведение публичных мероприятий с нарушением установленного настоящим федеральным законом порядка» – так звучит поправка к закону о митингах, которая позволяет руководителям ФСБ и МВД принимать решения о внесудебной блокировке платежей.

То есть если иметь в виду тезис о предварительно подтвержденных, в том числе и документально, сведениях, то вроде бы речь идет о заведомо радикальных акциях. Однако упоминание «случаев, не терпящих отлагательства» больше подходит к внезапно проявившимся обстоятельствам в ходе вполне легальных манифестаций. Тогда, правда, непонятно, каким образом можно будет оперативно отследить их финансирование.

Данная формулировка, кстати, оставляет вопрос и о том, будут ли блокироваться карточки и кошельки, на которые оппозиция собирает средства на оплату штрафов своим задержанным товарищам. По идее, не должны, но на практике такое уже происходило. Нет понимания и по вопросу об угрозах замораживания тех счетов, с которых деньги перечислялись на заблокированный впоследствии ресурс.

Следует отметить, что в законопроекте Росфинмониторинга формально, конечно, заложены все страховочные механизмы от произвола силовиков. Так, скажем, решения о блокировках счетов на 10 дней без решения суда могут принимать только самые высокопоставленные руководители МВД и ФСБ. Они обязаны не позднее 24 часов с момента вынесения этого решения уведомить о нем генпрокурора, его замов или глав региональных прокуратур. У тех есть право обратиться с протестом на выявленные нарушения закона, а ФСБ, МВД и Росфинмониторинг обязаны в течение 48 часов направить свои ответы на эти протесты.

Однако уже из этого пункта ясно, что безусловного права на самостоятельную отмену оперативных блокировок прокуроры не получают. Они смогут добиваться этого через суд, который, впрочем, может не только подтвердить правоту силовиков о срочной необходимости, но и увеличить срок действия блокировки.

И Росфинмониторинг предлагает помочь попавшим в такую беду людям. Поскольку в результате блокирования платежных средств происходит нарушение прав граждан – как владельцев карточек и кошельков, так и их родных, то это, мол, надо обязательно компенсировать. Предполагается с этих арестованных счетов выдавать людям средства на вспомоществование – не более одного прожиточного минимума в данном регионе на одного человека. Причем текст проекта прописан настолько невнятно, что трудно понять, когда станут выдавать компенсации – за пределами первых 10 рабочих дней или все-таки сразу после оперативной блокировки счета.

При этом в России, как известно, важна не столько норма закона, сколько практика ее применения. О будущем же исполнении тех или иных новых законов судят по аналогии с уже действующими. Так что напрасно Росфинмониторинг привел положительный пример работы силовиков с банками по делам о терроризме и экстремизме. Поскольку во времена расцвета дел о лайках и репостах неоднократно происходили такие истории: пользователь Сети только получил предупреждение о неправомерном контенте, а финансисты уже шлют ему смс-сообщения о блокировании карточек. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.

Читайте также