0
872
Газета Экономика Печатная версия

10.07.2019 20:31:00

Долги оборонных предприятий сольют в спецбанк

Минфин смирился с убыточностью военно-промышленного комплекса

Тэги: минфин, долги, оборонные предприятия, военные расходы, опк, кредиты

On-Line версия

Фото агентства городских новостей "Москва"

Минфин оперативно отреагировал на призывы о списании долгов оборонных предприятий. Глава Минфина Антон Силуанов предложил передать проблемные коммерческие кредиты оборонки в государственный Промсвязьбанк (ПСБ). Общий долг оборонных предприятий РФ составляет около 2 трлн руб. Примечательно, что эта задолженность образовалась в самые тучные годы обильного финансирования госзакупок вооружений. Теперь же власти пытаются сэкономить на военных расходах. И поэтому следует ждать ухудшения финансового положения творцов российского оружия.

В Минфине не исключают списания части долгов предприятий оборонно-промышленного комплекса (ОПК). Таким образом министерство отреагировало на недавние высказывания вице-премьера Юрия Борисова, заявившего о проблеме триллионных долгов в оборонке. Накапливание долгов с последующим их списыванием будет продолжаться, считают эксперты. Отечественный ОПК в целом остается неконкурентным и почти не имеет перспектив коммерциализации выпуска гражданской продукции, говорят они.

Списание части кредитов российских предприятий ОПК возможно при передаче этих кредитов на баланс Промсвязьбанка. Об этом сообщил в среду первый вице-премьер, министр финансов Антон Силуанов, комментируя недавнее предложение сократить кредитный портфель ОПК на 600–700 млрд руб. «Кредиты (предприятиям ОПК. – «НГ») предоставлялись коммерческим банком без участия государства. Стоит на повестке дня вопрос возможности изменения задолженности при передаче части кредитов от коммерческих банков к Промсвязьбанку. По этому вопросу мы работаем», – сказал Силуанов. Он также пояснил, что при передаче таких кредитов возможно «схлопывание объема резервов, которые созданы по этим кредитам с суммой задолженности по этим кредитам».

Напомним, ранее на этой неделе вице-премьер Юрий Борисов заявил, что предприятия ОПК вынуждены «жить впроголодь» из-за большой кредитной нагрузки. «Мы уже не раз обращались к президенту с предложениями провести расчистку этого кредитного портфеля. Могут быть использованы разные механизмы, но сейчас примерно треть этого объема, который на самом деле не работает, не погашается, только идет обслуживание процентов», – говорил Борисов. По его словам, если даже будет списана треть от этой суммы, то есть около 600–700 млрд руб., то предприятия ОПК только на обслуживании кредитов сэкономят около 70 млрд руб. А уже свыше 1 млрд долл. можно будет направить на инвестирование, в том числе в процесс диверсификации, рассказывал вице-премьер.

Кредитный портфель предприятий ОПК превышает сегодня 2 трлн руб., напоминал Борисов. «Основное тело кредита никогда уже не будет погашено», – считал чиновник (см. «НГ» от 08.07.19).

В свою очередь, замглавы Минфина Алексей Моисеев подчеркнул, что «никакой новой схемы» для списания долгов не предлагается. «Есть только схема, связанная со списанием в рамках созданных резервов», – сказал он. Чиновник сообщил, что ранее уже подписал внесение в правительство первых пяти кредитов, «по которым списание в пределах 90%». «Там военные строители, по которым правительство решение, я надеюсь, уже примет», – уточнил Моисеев.

Представитель Минфина также объяснил, что списание кредитов военным будет происходить в момент передачи долгов из коммерческого банка в обслуживающий оборонку Промсвязьбанк. «В процессе передачи (из банка в банк. – «НГ») происходит списание. То есть банк создает резервы в соответствии с категорией кредитного качества, и эти резервы составляют объем списания при постановке на баланс ПСБ. В «полете» между передающим банком и ПСБ происходит списание в размере этого самого резерва», – рассказал чиновник. В то же время сумму, названную Борисовым в качестве необходимой для списания, Моисеев считает «несколько завышенной».

Это списание глобально проблемы ОПК не решит, полагают эксперты. «Никаких альтернатив накоплению долгов и периодическому их списанию российская система финансирования ВПК не предусматривает. А причина этого в отсутствии конкуренции среди компаний ВПК и перспектив коммерциализации современных разработок в условиях глобальной конкуренции», – говорит профессор Российского экономического университета им. Плеханова Константин Ордов. В этом смысле, продолжает он, государство нашло для себя прекрасный способ скрыть наличие проблемных долгов как от потенциальных противников, так и от российской общественности – с использованием «секретных» банков.

Отрицать наличие проблем в ОПК сложно. Так, например, на заводе «Звезда» сообщали, что из-за временного отсутствия гособоронзаказа (ГОЗ) часть сотрудников переведены на неполную рабочую неделю. Представитель заводского профсоюза говорил, что сокращение рабочей недели связано «с отсутствием 100-процентной загрузки у всех подразделений».

Секретарь Совета безопасности РФ Николай Патрушев подчеркивал, что предприятия ОПК должны продолжать активно работать за счет увеличения доли выпуска гражданской продукции. В то же время он отмечал недостаточную осведомленность предприятий ОПК о спросе на продукцию гражданского назначения.  «Не налажено должное взаимодействие и сотрудничество предприятий ОПК с отраслевыми министерствами, которые должны быть заинтересованы в продукции гражданского назначения, используемой в медицине, топливно-энергетическом комплексе, связи, микроэлектронике, машино- и станкостроении, транспортном комплексе», – сетовал секретарь Совбеза РФ.

Тем не менее доля гражданской продукции на предприятиях ОПК увеличивается. Так, по итогам 2018 года она составила 18%, в текущем – увеличилась до 21%. При этом еще в декабре 2016 года президент РФ Владимир Путин ставил задачу по доведению доли гражданской продукции от общего объема производства российского ОПК к 2020 году до 17%, к 2025 году – до 30%, к 2030 году – до 50%. Тогда же он говорил, что пик ГОЗа пройден и предприятиям нужно готовиться к снижению объемов заказа после 2020 года.

«Выпуск гражданской продукции должен обеспечить полную загрузку предприятий ОПК и их финансовую устойчивость», – считал президент. Однако пока за цифрами о доле выпуска гражданской продукции на военных заводов, видимо, кроется мало содержательной части, иначе почему предприятия ОПК в качестве оптимизации процессов переводят сотрудников на неполный рабочий день?

Создается впечатление, что сами предприятия не слишком торопятся выходить на конкурентный гражданский рынок. К примеру, тот же Борисов ранее надеялся, что ему удастся «убедить коллег из Минфина и убедить всех тех людей, от которых это зависит», ввести квотирование для покупки гражданской продукции предприятий ОПК в рамках национальных проектов.

У предприятий ОПК давно отбита охота смотреть на коммерческий, высококонкурентный рынок, соглашаются эксперты «НГ». «Куда проще сократить рабочих и объемы деятельности, продолжая рассчитывать на госфинансирование, чем искать себе гарантированных проблем в частном секторе», – говорит Ордов.

Между тем вариантов у предприятий и у властей, очевидно, не так много. Сокращение ГОЗа уже привело не только к оптимизации работы предприятий ОПК, но и к провалу ВВП по итогам первого квартала. Так, по итогам первых трех месяцев экономика РФ выросла лишь на 0,5% год к году. Максимальный негативный вклад в итоговую цифру по ВВП внесло резкое сокращение инвестиций в основной капитал – на 2,6% год к году, рассказывал директор аналитического департамента «Локо-Инвест» Кирилл Тремасов. «Раскладывая ВВП по компонентам, Росстат учитывает «валовое накопление основного капитала». Этот показатель включает как непосредственно инвестиции (капитальные вложения), так и состояние основных фондов – материально-технической базы экономики, а также расходы на вооружения. «Грандиозный провал» стал результатом не только снижения инвестиционной активности, но и списанием фондов и, вероятно, сокращением гособоронзаказа», – писал экономист.

За последние два года производство в авиационной и ракетно-космической отраслях сократилось, это связано с сокращением ГОЗа, заявлял Юрий Борисов.

Заметим, на ближайшие три года расходы как в целом по разделу «Национальная оборона», так и на ГОЗ Минобороны планируется увеличить. Так, в текущем году на оборону будет потрачено 2,9 трлн руб. (2,8% ВВП), а на ГОЗ – 1,6 трлн, следовало из заключения на бюджет-2019, подготовленного экспертами Института Гайдара. В 2020 году расходы на оборонку увеличиваются до 3 трлн, на ГОЗ – до 1,7 трлн руб. В 2021-м на национальную оборону потратят уже свыше 3,1 трлн руб., а на реализацию ГОЗа – 1,8 трлн, следовало из расчетов экономистов.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.

Читайте также