0
2260
Газета Экономика Печатная версия

14.07.2019 19:28:00

У Минсельхоза обнаружились самые любимые регионы

Бюджетные средства достаются не всем

Тэги: минсельхоз, регионы, льготы, субсидии


Бюджетные средства государственной поддержки аграриев распределяются крайне неравномерно как среди регионов, так и среди хозяйств-получателей. Одна Белгородская область получает сельхозсубсидий в семь раз больше, чем весь Дальневосточный федеральный округ. И фермеры по-прежнему не могут тягаться с крупными аграриями в доступе к бюджетным деньгам. Мелким хозяйствам не достается даже десятой части госсредств, выделяемых на поддержку агропрома в целом. Таковы результаты раздачи сельскохозяйственных субсидий, которые обнаружили в Институте комплексных стратегических исследований (ИКСИ).

В России сохраняется проблема несвоевременного и неравномерного доведения средств государственной сельхозпомощи до получателей, говорят в ИКСИ. Отмечается также и низкий процент освоения средств федерального и регионального бюджетов, направленных на поддержку сельхозтоваропроизводителей. По данным Минсельхоза, по состоянию на 4 июля 2019 года этот процент в среднем по России – около 50. При этом в 39 субъектах РФ уровень освоения средств ниже среднего по РФ. Например, Ярославская область осваивает лишь 30% бюджетных средств, Ростовская область – 24%, Амурская область – 20%, а Ингушетия – лишь 5% бюджетных средств.

Топ-14 субъектов РФ – главных получателей субсидий по льготным краткосрочным кредитам в 2018 и 2019 годах. Источник: ИКСИ
Распределение субсидий в рамках льготного краткосрочного кредитования остается неравномерным. «В этом году объем субсидий на краткосрочное кредитование вырос в полтора раза по сравнению с 2018 годом, до 29,6 млрд руб., а на льготные инвестиционные кредиты – почти в два раза, до 43,6 млрд руб.», – подчеркивают в ИКСИ. Свыше 74% всех субсидий пришлись на Центральный федеральный округ (ФО), Приволжский ФО и Южный ФО. 65% субсидий выбирают 15 субъектов РФ.

Абсолютным лидером среди получателей субсидий по льготному краткосрочному кредитованию в текущем году в очередной раз стала Белгородская область. Для белгородских аграриев в этом году предусмотрены субсидии в размере 3,35 млрд руб. «Это сопоставимо с объемом субсидий, выделенных всему Южному ФО (3,49 млрд руб.)», – рассказывают в ИКСИ. Для сравнения: выделяемая на Белгородскую область господдержка в итоге почти вдвое больше объемов субсидий для всего Уральского ФО (1,68 млрд руб.), Северо-Кавказского ФО (1,29 млрд руб.) или Северо-Западного ФО (1,37 млрд руб.) и в 7,5 раза больше, чем было выделено Дальневосточному ФО (0,45 млрд руб.). Таким образом, увеличение объемов поддержки происходит при практически неизменной ее региональной структуре.

Аналогичная картина наблюдается и при распределении субсидий по льготному кредитованию по типу хозяйств – непосредственных получателей средств. Только с января по июнь текущего года Минсельхоз утвердил перечень заемщиков, претендующих на получение льготных краткосрочных и льготных инвестиционных кредитов. Согласно перечню, за указанный период были одобрены субсидии в целом на сумму 13,7 млрд руб. При этом на крестьянско-фермерские хозяйства (КФХ) и индивидуальных предпринимателей (ИП) приходится всего около 8,5% средств. Эту статистику не меняют показатели отдельных федеральных округов. К примеру, в Южном ФО половина всех КФК и ИП являются получателями субсидий, однако в денежном выражении им достается всего 15,5% всех средств.

В ряде регионов субсидии по льготному кредитованию и вовсе не были одобрены. Подобная ситуация, к примеру, наблюдалась в Ненецком автономном округе (АО), Ямало-Ненецком АО, Чукотском АО и Камчатском крае.

В настоящее время российские аграрии предпочитают краткосрочное кредитование. «Более двух третей (72%) субсидий были одобрены по кредитам, предоставляемым на срок до одного года, и лишь 28% – на инвестиционные кредиты, предоставляемые на срок свыше двух лет», – сообщают в ИКСИ.

Кроме общей неравномерности распределения бюджетных средств заметна и чрезмерная концентрация льгот у отдельных игроков. Так, более 60% всех средств, получаемых в рамках инвестиционных кредитов, приходится на трех крупнейших игроков. Около 60% субсидий по краткосрочным займам приходится на 10 крупнейших аграриев, отмечают эксперты.

К примеру, в Курской области 70% всех субсидий по инвестиционным кредитам пришлось на компанию «Курскагротерминал». При этом в целом регион получил около 409 млн руб. Аналогичная ситуация наблюдается и в Смоленской области, где из 59 млн бюджетных средств 85% получила компания «Русский лен», говорят в ИКСИ.

Примеров концентрации господдержки в льготном краткосрочном кредитовании также немало. Например, в Псковской области 97,9% субсидий приходится на «Великолукский свиноводческий комплекс», а в Республике Коми почти 90% всех субсидий получили две компании – «Пригородный» (80,8% субсидий) и «Племенное» (9,1%).

Сами экономисты высокую степень концентрации господдержки объясняют вероятностью предоставления нескольких кредитов одному сельхозпредприятию. «Одна и та же организация может получать господдержку одновременно в различных регионах (иногда наблюдается присутствие одной организации в пяти соседних регионах)», – продолжают в ИКСИ.

Эксперты «НГ» считают, что такая неравномерность в распределении бюджетных средств может быть связана в том числе и с неспособностью мелких аграриев наравне с крупными сельхозпроизводителями участвовать в гонке за субсидиями. К примеру, у крупных компаний может быть специальный аппарат, который занимается составлением и продвижением заявок на участие в программах господдержки, чего может не быть у мелких производителей, рассуждает гендиректор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев.

Глав регионов интересуют те, кто реально принесет в местную экономику деньги, налоги и рабочие места за счет господдержки, продолжает доцент Российского экономического университета им. Плеханова Александр Тимофеев. В этом смысле агрокомплексы выглядят для властей более перспективными.

О проблемах неравномерного распределения бюджетных средств в сельском хозяйстве ученые сообщали и ранее. Так, два года назад Центр стратегических разработок совместно с РАНХиГС представлял доклад о состоянии сельского хозяйства, из которого следовало, что сектор сталкивается с риском растущей монополизации и вымывания мелких производителей. «50% сельхозорганизаций не получают господдержку вообще либо получают ее в размере до 1 млн руб., но при этом их доля в производстве больше, чем в господдержке», – рассказывала автор доклада, директор Центра агропродовольственной политики РАНХиГС Наталья Шагайда. При этом на 1% крупнейших сельхозорганизаций пришлась почти половина всех субсидий, говорили авторы. (см. «НГ» от 04.12.17). 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также