0
585
Газета От редакции Печатная версия

03.02.2020 20:46:00

О неверии граждан в силу Конституции

Поправки в Основной закон воспринимаются как обычное поведение власти

Тэги: законопроект, конституционная реформа


Фото сайта kremlin.ru

Второе чтение законопроекта об изменениях в Конституции РФ в Госдуме может быть перенесено на более поздний срок и не состояться 11 февраля. В нижней палате это объясняют тем, что рабочая группа получила более 100 предложений по доработке законопроекта. Вместе с чтениями и голосованием в Думе сдвигается и анонсированный президентом Владимиром Путиным опрос общественного мнения по поводу поправок, формат которого все еще не оглашен и не ясен. Социологи Левада-Центра между тем выяснили, что думают граждане и о самой Конституции, и о планах изменить ее положения.

Тех, кто считает, что Основной закон не играет значительной роли в жизни страны, поскольку с ним «мало кто считается», оказалось 30%. Это самая высокая доля за последние 14 лет. Еще 15% полагают, что Конституция является средством, при помощи которого президент может контролировать Думу. Лишь 27% опрошенных заявили, что Конституция гарантирует права и свободы граждан. Для сравнения, три года назад, когда опрос проводился последний раз, таких респондентов было 38%.

Об инициативе Владимира Путина внести поправки в Конституцию хорошо осведомлены лишь 22% опрошенных. Примерно столько же (20%) впервые об этом услышали от сотрудников Левада-Центра. Среди тех, кто так или иначе в курсе задумки главы государства, 47% считают, что это делается для совершенствования системы управления государством и в интересах большинства населения страны. Столько же, то есть 47%, думают, что Путин таким образом пытается расширить свои полномочия и остаться у власти после 2024 года.

Власть планирует легитимизировать поправки в Конституцию, опросив общественность. Однако общество о практической силе Основного закона все чаще высказывается скептически. Граждане не видят, каким образом значимая роль Конституции институционализирована, реализуется на практике. Например, крайне редки случаи, когда Конституционный суд защищал бы чьи-то права от других судов, исполнительной власти, силовиков. В конфликтных ситуациях дух гарантированных гражданам свобод почти никогда не превалирует над буквой их интерпретации. Таким образом, сложно понять, в чем принципиальное отличие или преимущество Конституции от других норм, которые власть трактует и применяет в своих интересах.

Власть могла бы обеспокоиться тем, что примерно половина опрошенных социологами скептически воспринимает запланированные поправки в Основной закон. Среди тех, кто об изменениях текста Конституции услышали впервые, недоверие выражено еще сильнее: 48% думают, что таким образом Путин хочет остаться у власти, и лишь 36% верят в государственную важность и общественную пользу поправок. При таком раскладе, если следовать нормальной демократической логике, правящей элите не следовало бы затевать никаких публичных плебисцитов. Ведь если граждане не верят в чистоту помыслов власти, они и не должны позволять ей менять базовые нормы.

Однако российская политическая действительность не всегда вписывается в нормальную демократическую логику. Это лучше всех понимают – или чувствуют – Путин и его окружение. Власть, кто бы ни был ее лицом, остается сакральной. Элита, получившая право управлять страной, де-факто может менять в своих интересах любые законы, и Конституция – лишь один из них. Это воспринимается как каприз стихии, а не как практика, с которой можно бороться. Российская правящая элита задумала согласовать поправки к Конституции с обществом, которое современно во многих своих привычках, но по-прежнему довольно архаично в том, что касается отношения к власти, принимающей новые законы и интерпретирующей старые. Если правитель признается легитимным, общество готово утвердить любые поправки, не слишком задумываясь об их качестве. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.

Читайте также