0
191
Газета Факты и комментарии Печатная версия

16.07.2019 20:12:00

Латвийской церкви могут подыскать предстоятеля-латыша

Русский по национальности митрополит Рижский уже не тянет националистическую ношу

Тэги: латвийская православная церковь, рпц, закон, сейм, гражданство, спецслужбы, александр кудряшов, националисты


Митрополит Рижский Александр (Кудряшов) лоялен властям Латвии независимой так же, как он был когда-то предан партии и правительству. Фото с сайта www.eparhija.lv

В Латвии ожидают, когда президент Эгилс Левитс подпишет закон об обязательном латвийском гражданстве для клириков Латвийской православной церкви (ЛПЦ). ЛПЦ – самоуправляемая церковь, в подчинении у Московского патриархата. «Введение критериев гражданства и постоянного места жительства для должностных лиц таких религиозных организаций, руководство которых находится за пределами Латвии, позволит укрепить автономию этих организаций и даст возможность избежать потенциального влияния из‑за рубежа», – заявил при обсуждении законопроекта председатель комиссии Сейма по правам человека и общественным делам Латвии Артус Кайминьш.

В Русской православной церкви (РПЦ) инициативу Сейма восприняли как грубое нарушение прав верующих. «По какому праву государство может диктовать церкви, кто должен быть ее главой? Но когда это происходит в Латвии, все молчат. Средства массовой информации на это не реагируют. А между тем происходит очень грубое вторжение в то, что является абсолютной прерогативой церкви», – заявил в эфире телеканала «Россия 24» глава Отдела внешних церковных связей РПЦ митрополит Иларион (Алфеев). Архиерей сравнил латвийский закон с советским законодательством, согласно которому патриархом Московским мог быть только гражданин Советского Союза. Данный пункт входил в устав РПЦ в советские годы. «Сейчас в нашем уставе нет такой статьи. Представьте, что бы означало для многомиллионной Русской православной церкви, если бы было сказано, что ее главой может стать только гражданин Российской Федерации? А как же тогда наша украинская, молдавская паства?» – сказал Иларион (Алфеев).

В ЛПЦ не разделяют негодования руководства РПЦ, пояснил «НГР» депутат Сейма Николай Кабанов. «В новую редакцию закона об ЛПЦ внесено правило, согласно которому иерархами ЛПЦ могут быть граждане Латвии, являющиеся таковыми на протяжении 10 лет. Комиссия Сейма по правам человека и общественным делам приняла эту норму после консультаций с ЛПЦ, это отражено и в аннотации к законопроекту»

«Исходя из принципа «не навреди», мы не можем позволить себе комментировать происходящее внутри церкви», – заявила «НГР» депутат Европарламента от Латвии Татьяна Жданок. По ее словам, ЛПЦ полностью подконтрольна властям Латвии – в свете того, что в 90-х годах руководство страны возвратило церкви имущество, национализированное при советском строе. «От правительства Латвии зависело, разрешить ли регистрацию параллельных православных церквей, которые могли бы вступить в борьбу за это наследство. Власти не пошли по этому пути, получив взамен полную лояльность церкви».

Все же, как говорит Жданок, закон Сейма юридически избыточен. «Весь епископат ЛПЦ и так граждане Латвии. Высказываются предположения, что закон может служить инструментом для повышения уровня реальной автономии ЛПЦ по отношению к Московскому патриархату, который после принятия закона не сможет прислать нового руководителя из России, а будет вынужден рассматривать исключительно кандидатуры местных священников для назначения на пост предстоятеля ЛПЦ. Этот вопрос стал актуальным вследствие ухудшения состояния здоровья митрополита Рижского и всея Латвии Александра (Кудряшова)». Напомним, что предстоятелю ЛПЦ в октябре с.г. исполнится 80 лет. «Среди потенциальных претендентов на должность главы ЛПЦ объективно могут быть православные священники‑латыши, поскольку такие есть, они пользуются определенным авторитетом. Но если оглянуться на прошедшие три десятилетия, то надо признать, что принципиальным неучастием в политике Латвийская православная церковь много раз доказывала свою лояльность по отношению к правящей латышской национальной элите. И разговоры о нелояльности и принципиальной опасности православной церкви всегда были отражением внешних по отношению к Латвии событий. Скажем, спекуляции на эту тему появлялись как реакция на религиозные конфликты в Украине или в целом как часть фантазий насчет «гибридной угрозы» со стороны России», – отметила депутат Европарламента от Латвии.

«Закон инициирован латвийскими спецслужбами, которые воспринимают ЛПЦ как подчиненный Москве департамент, – сказал «НГР» руководитель исследовательских программ фонда «Историческая память» Владимир Симиндей. – Власти Латвии хотят выбить ЛПЦ из подчинения Московскому патриархату. Тем же самым занимался в 1936–1940 годах президент Латвии Карлис Улманис. Предстоятель ЛПЦ в советские годы был агентом 5‑го Главного управления  КГБ СССР – того самого, которое боролось с религиозной пропагандой и  диссидентами. Сейчас владыка Александр подконтролен спецслужбам Латвии. Это в стране ни для кого не секрет. Но, принимая данный закон, власти явно решили перестраховаться. Закон об обязательном латвийском гражданстве епископов ЛПЦ – отзыв на националистические стремления местного электората. Естественно, что такие моменты не способствуют свободе управления в ЛПЦ».

Эксперт уточняет: в законе для клириков ЛПЦ оговаривается ценз оседлости в 10 лет. «Тем самым исключается возможность для поставления в ЛПЦ клириков из‑за рубежа, в частности из России. Обязательное гражданство для епископов – норма во многих самоуправляемых церквах РПЦ и в церквах автокефальных. Но в случае с Латвией епископ еще будет под колпаком у спецслужб».

По словам Симиндея, общественно-политическую повестку Латвии на приходах ЛПЦ предпочитают не обсуждать. «Придя в храм ЛПЦ, вы не услышите, к примеру, чтобы там обсуждали марши бывших легионеров Ваффен СС, которые проходят по Риге 16 марта каждого года. Прихожане ходят в храм, чтобы молиться. На эсэсовские марши они не ходят – и зачем обсуждать то, чего ты не видел? Раз от раза на приходах говорят о дискриминации русскоязычных, институте неграждан, о социально-экономической депрессии в Латвии. Ничего тут особенного нет. В России в православных храмах тоже рассуждают о политике, критикуют правительство. Прихожанам и клирикам нет смысла лишний раз поднимать русский вопрос. Ведь значительная часть верующих и священнослужителей ЛПЦ – этнические латыши», – заключил Владимир Симиндей.

Кроме ЛПЦ в Латвии существует непризнанная Латвийская православная автономная церковь (ЛПАЦ). «Латвийская православная автономная церковь (вне Московского патриархата) молится без ограничения за христиан всех конфессий как о здравии, так и об упокоении. Наша церковь всегда готова идти навстречу всем людям. Мы хотим строить такую церковь, которая не ведет переговоры с грехом и не позволяет себе идти на компромисс с дьяволом. Мы хотим строить такую церковь, которая не возводит золотые купола на фоне духовной убогости и душевной бедности и не отгораживается толстыми стенами от несостоятельного народа, а строит соединяющие мосты мира и любви с людьми всех сословий и конфессий», – сообщил «НГР» предстоятель ЛПАЦ архиепископ Виктор (Контурозов).

За богослужением в ЛПАЦ поминают Константинопольского (Вселенского) патриарха Варфоломея. ЛПАЦ не имеет государственной регистрации: согласно законодательству Латвии, одна религия может регистрировать в стране только одну организацию. «ЛПАЦ в Латвии персона нон грата. Разыграть националистическую карту в ЛПАЦ вряд ли выйдет – там все клирики русские. Следовательно, автокефалистских тенденций, по типу Украины или Черногории, в Латвии ожидать не следует», – считает Владимир Симиндей. «Зарегистрировать официально параллельную православную церковную организацию или религиозную организацию какой‑то другой крупной конфессии в Латвии до сих пор нельзя», – подтверждает Татьяна Жданок.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.

Читайте также