0
1706
Газета Вооружения Интернет-версия

04.07.2008

Европейский "журавль" против американской "синицы"

Тэги: а400м, эрбас, боинг, авиация


Вот так выглядит самолет А400М.
Фото EADS

26 июня в Севилье состоялась выкатка первого «общеевропейского» военно-транспортного самолета А400М, созданного концерном EADS и призванного заменить весь парк ВТС данного класса в ряде стран НАТО. Важность события оказалась настолько высока, что церемонию провел лично король Испании Хуан Карлос I.

ОДИН – УСТАРЕЛ, ДРУГОЙ – НЕ НУЖЕН

История программы А400М берет начало в 1982 году – тогда компании «Аэроспатьяле», «Бритиш Аэроспейс», «Локхид» и МВВ объединили усилия в рамках проекта «Перспективный международный военно-транспортный самолет» (FIMA), целью которого было определено создание тактического ВТС, способного заменить устаревающие американский С-130 «Геркулес» и европейский С.160 «Трансаль». Однако в 1989 году компания «Локхид» выходит из проекта и делает ставку на разработку модернизированного варианта «Геркулеса», получившего обозначение C-130J «Супер Геркулес». Одновременно к программе FIMA присоединяются компании «Аления» и CASA, а сам проект претерпевает ребрендинг и получает название «Еврофлаг». Но затем программа «подвисает».

И тут в начале 1990-х годов возникает идея, еще недавно казавшаяся невозможной: военно-политическое руководство ряда европейских стран НАТО изъявило намерение рассмотреть возможность присоединения к российско-украинской программе создания военной модификации транспортного Ан-70. Однако, как представляется, эта машина в основном сыграла роль своеобразного «пугала», которое использовали для того, чтобы сбить расходы по программе А400М, запрошенные разработчиками. Да и у самого Ан-70 судьба как-то не заладилась...

Тем временем европейская программа, наконец, сдвинулась с мертвой точки. Во второй половине 1990-х годов восемь стран НАТО договорились объединить свои усилия в вопросе разработки тактико-технических требований к перспективному тактическому ВТС, получившему условное обозначение «Перспективный большой военно-транспортный самолет» (FLA). И в сентябре 1997 года разработчикам был направлен запрос на предоставление технического предложения по самолету. Причем одним из наиболее существенных побудительных мотивов для запуска программы А400М стала неудовлетворенность командования вооруженных сил стран НАТО летно-техническими характеристиками предложенного американцами «Супер Геркулеса».

Во-первых, новая модификация сохраняла диаметр фюзеляжа С-130, что не позволяло увеличить объем и массу перевозимого полезного груза, а также перебрасывать ряд крупногабаритных образцов армейской боевой и вспомогательной техники. Во-вторых, скоростные качества самолета оказались намного ниже тех требований, которые предъявляли к ВТС такого класса военно-воздушные силы европейских стран НАТО. И, наконец, в-третьих, европейских генералов совершенно не удовлетворяла дальность полета С-130J при максимальной нагрузке.

Стартовым заказчиком на А400М стали ВВС Великобритании, подписавшие 9 мая 2000 года письмо о намерениях приобрести 130 машин (затем заявка сократилась до 25). Только после этого, 27 июля того же года, министры обороны семи европейских государств (Великобритании, Бельгии, Германии, Испании, Италии, Турции и Франции) подписали совместную декларацию, которая официально определила А400М единым перспективным оперативно-тактическим военно-транспортным самолетом их вооруженных сил. А в декабре следующего года компания «Эрбас» заключила с Объединенным европейским агентством по закупке вооружений и военной техники (OCCAR) официальный контракт на осуществление работ по разработке перспективного ВТС, проведению его испытаний и организацию серийного производства с последующей поставкой заказчикам. Совокупный объем предварительно законтрактованных самолетов был определен в количестве 196 единиц (позднее возрос до 212), а стоимость контракта составила 20 млрд. евро.

БОЛЬШЕ, ЧЕМ ТАКТИЧЕСКИЙ

Разработка нового ВТС началась в 2000 году, а первые поставки были назначены на 2002 год. Однако вскоре у программы выявились многочисленные проблемы технического и организационного характера, что неоднократно вызывало перенос сроков начала испытаний самолета и поставок.

Результатом стало сокращение рядом стран размещенных ранее заказов. По итогам подписания 24 мая 2003 года между «Эрбас» и OCCAR окончательного контракта по А400М количество приобретаемых машин снизилось до 180: в 2002 году из программы вышла Италия (минус 16 судов), в 2003 году заказ на три А400М сняла Португалия, а Германия сократила заявку с 73 до 60 самолетов. Правда, Люксембург изъявил желание приобрести одну машину. Тем не менее на сегодня портфель заказов программы А400М составляет 192 самолета – благодаря тому, что контракты на его закупку заключили Малайзия (8 декабря 2005 года, четыре штуки) и ЮАР (9 декабря 2004 года, заказаны восемь машин общей стоимостью 837 млн. евро).

Современный А400М – уже не просто типовой тактический ВТС, а машина, обладающая некоторыми свойствами стратегического военно-транспортного самолета. Особенно это касается скорости и дальности полета, а также объема и массы полезной нагрузки, которая достигает у него 37 тонн – почти в два раза больше аналогичного показателя новейших представителей семейства «Геркулесов» (у C-130H – 19 356 кг, у модернизированного C-130J – 18 955 кг). Преимущество по дальности полета тоже впечатляет: у А400М – 3300 км при максимальной нагрузке в 37 тонн, а при массе груза 20 тонн – 6900 км; тогда как у «Геркулеса» при куда меньшей максимальной нагрузке – 3791 км, а у «Супер Геркулеса» – 5250 км.

Как представляется, после запуска в серийное производство «общеевропейский» военно-транспортный самолет сможет составить достойную конкуренцию такому «гранду» военно-транспортной авиации, как С-130, фактически являющемуся основным тактическим ВТС грузоподъемностью около 20 тонн в армиях стран – членов НАТО и ряда других государств. Хотя А400М несколько тяжелее, чем его заокеанский «собрат» (максимальный взлетный вес соответственно 141 тонна и 79,4 тонны).

Косвенным же подтверждением того, что в будущем А400М станет угрожать американским интересам на традиционных рынках, где присутствует «Геркулес», является то, что командование ВВС Великобритании приняло решение о постепенной замене устаревших модификаций С-130 на «общеевропейский» ВТС, а в перспективе последний, возможно, придет на смену и недавно закупленным C-130J/J-30. При этом в официальных документах Соединенного Королевства особый упор делается именно на то, что А400М будет обладать элементами стратегического военно-транспортного самолета. К тому же, как ожидает командование британских ВВС, эксплуатация А400М окажется намного менее хлопотной и дорогостоящей по сравнению с C-130J.

Здесь нельзя не вспомнить, что программа разработки и выпуска А400М – это уже вторая попытка европейских стран – членов НАТО избавиться от засилья американских тактических ВТС типа С-130. Первая – проект самолета C.160 «Трансаль», который появился почти на десятилетие позже «Геркулеса» – опытные машины поднялись в небо 13 февраля (французский вариант) и 25 мая 1963 года (немецкий вариант).

Основная задача – создать более дешевый аналог С-130 – была блестяще решена. Французским и немецким инженерам удалось даже улучшить некоторые характеристики своего самолета по сравнению с «Геркулесом». C.160 имеет меньшие разбег и пробег, что позволяет эксплуатировать его с тех аэродромов, где С-130 работать до недавнего времени – пока не получил специальную реактивную стартовую систему – не мог. К тому же «Трансаль» способен садиться на более «мягкие» грунтовые аэродромы и наносит меньше ущерба неподготовленным (то есть небетонированным) ВПП во время интенсивной эксплуатации. Главным недостатком С.160 стала его относительно малая дальность полета с максимальной нагрузкой.

Серийный выпуск «Трансаля» начали в 1967 году – одновременно во Франции и ФРГ. В 1972 году производство самолета прекращается и возобновляется через пять лет – уже в модернизированном варианте и под обозначением C.160 NG (Nouvelle Generation, то есть «новое поколение»). Отличия – новая авионика и усиленное крыло, в котором разместили дополнительные топливные баки.

Однако у специалистов до сих пор вызывает серьезные сомнения целесообразность создания фактически «дубликата» американского С-130. Скорее это было желание правительств Франции и ФРГ поддержать национальную авиапромышленность. К тому же весьма малое количество выпущенных самолетов – всего 206 – не принесло особой выгоды ни разработчикам и производителям С.160, ни его заказчикам.

ДО ФИНИША ЕЩЕ ДАЛЕКО

Впрочем, для прохождения главного рубежа программы А400М – первого полета – разработчикам понадобится еще не менее четырех-пяти месяцев. Состоится это событие никак не ранее ноября 2008 года. Хотя изначально руководство военного отделения компании «Эрбас» планировало поставить А400М на крыло к концу нынешнего лета.

Сегодня задержка связана с отставанием от графика летных испытаний турбовинтового двигателя TP400-D6, который должен пройти тестирование на летной лаборатории С-130, вдобавок есть определенные трудности в отработке ряда элементов конструкции планера. Но еще в прошлом году вследствие крупных просчетов компании-разработчика и проблем с организацией производства на предприятиях концерна EADS и фирм-смежников график программы был кардинально пересмотрен, а убытки «Эрбаса» от срыва обязательств составили 1,4 млрд. евро. А ведь предполагалось, что подразделения с этим ВТС достигнут состояния начальной оперативной готовности к 2004–2005 годам. Некоторое время назад, после очередного переноса сроков поставок, в специализированной прессе А400М даже стали именовать не иначе, как «бумажный самолетик».

Поэтому неудивительно, что многочисленные скептики «единого европейского тактического военно-транспортного самолета», уже не особо стесняясь, указывают на тот факт, что пока объединенная европейская аэрокосмическая корпорация с трудом создает А400М, его конкурент С130J, так не понравившийся военным Старого Света, успешно преодолел стадию испытаний и после устранения выявленных недостатков запущен в серийное производство. Причем сразу в двух вариантах: базовом C-130J и удлиненном C-130J-30. Более того, «Супер Геркулес» даже успел пройти испытание в боевых условиях – в Афганистане и Ираке, продемонстрировав высокий боевой потенциал.

Так что американские маркетологи до сих пор призывают потенциальных покупателей отдать предпочтение «синице в руках» и не тратить драгоценное время, ожидая «журавля в небе».


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.

Читайте также