0
2783
Газета Вооружения Интернет-версия

03.04.2009

Невидимый "Орел" и неуклюжий "Хищник"

"Боинг" провел презентацию истребителя-бомбардировщика "Страйк Игл"

Тэги: сша, авиация, рэптор, боинг


Американский «Орел» на земле...

Март нынешнего года был ознаменован для американских военно-воздушных сил двумя важными событиями. 17-го числа корпорация «Боинг» провела презентацию последней модификации всемирно известного истребителя-бомбардировщика F-15 «Страйк Игл», а 25-го потерпел катастрофу новейший истребитель F-22A «Рэптор». При этом погиб летчик-испытатель компании-производителя и один из самых опытных пилотов США.

ВСЛЕДСТВИЕ ОШИБКИ...

Сегодня известно, что одной из предпосылок к созданию в Соединенных Штатах нового истребителя, получившего впоследствии обозначение F-15 «Игл» (в переводе с английского – «Орел»), послужили данные американской разведки о наличии у СССР скоростного самолета МиГ-25.

Достаточно длительное время в Пентагоне полагали, что это – истребитель завоевания превосходства в воздухе, а потому Минобороны США озаботилось созданием «противовеса» для него – ведь американцы в конце 1960-х годов обладали истребителями семейства «Фантом», которые не смогли бы составить конкуренцию новой советской машине. Лишь позже за океаном поняли свою ошибку: МиГ-25 на самом деле создавался как высокоскоростной перехватчик, а не фронтовой истребитель.

Вначале командованию ВВС США поступило предложение рассмотреть возможность присоединения к «флотской» программе создания перспективного истребителя VFX, из которой в конечном итоге получился знаменитый F-14 «Томкэт». Но оно было отклонено, и ВВС открыли собственную программу с кратким названием «Экспериментальный истребитель» (Fighter Experimental или F-X). А через несколько лет появился на свет самолет F-15 «Игл», разработчиком которого выступила компания «Макдоннелл Дуглас» (первый полет – июль 1972 года).

На базе этой машины, задуманной изначально для завоевания превосходства в воздухе, в 1980-х годах был создан истребитель-бомбардировщик, или как его еще называют тактический истребитель, предназначенный для замены «отправленного в отставку» F-111. Причем одной из основных задач, возлагаемых на F-15E «Страйк Игл» («Ударный Орел», первый полет – в декабре 1986 года), стало уничтожение наземных целей противника, расположенных глубоко за линией фронта. Хотя и задача борьбы с самолетами противника с нового представителя «орлиного» семейства не снималась.

В ходе боевых действий 1990-х годов «Страйк Игл» зарекомендовал себя с наилучшей стороны, подтвердив правильность большей части заложенных в него решений. Оценили высокие возможности модифицированного «Орла» и зарубежные заказчики – самолет поступил или поступит в ближайшее время на вооружение военно-воздушных сил Израиля (F-15I), Южной Кореи (F-15K), Саудовской Аравии (F-15S) и Сингапура (F-15SG).

«НЕВИДИМКА» ДЛЯ БЕДНЫХ

Однако в начале XXI века у «орлов» всех модификаций выявились два недостатка: высокая – по сравнению с самолетами пятого поколения – заметность в радиолокационном и иных диапазонах, а также отсутствие бортовой радиолокационной станции с активной фазированной антенной решеткой. Последнюю проблему американцы попытались решить достаточно просто – путем оснащения истребителей F-15C радаром с АФАР, созданным путем совершенствования базовой РЛС типа AN/APG-63, стоящих на «орлах». По американским данным, такими станциями – типа AN/APG-63(V)2 – оснащены не менее 18 самолетов.

Следующим шагом стала разработка более совершенной БРЛС, получившей обозначение AN/APG-63(V)3: фирма «Рэйтеон» должна установить эти радары на семи истребителях по контракту от сентября 2007 года и еще на 18 самолетах – по контракту от марта 2008 года. Кроме того, для истребителей-бомбардировщиков F-15E «Страйк Игл» предназначена и другая БРЛС – типа AN/APG-63(V)4. Она разработана на базе процессора станции AN/APG-79, которой комплектуются «флотские» истребители-бомбардировщики F/A-18E/F «Супер Хорнет» и самолеты РЭБ EA-18G «Гроулер», и антенны AN/APG-63(V)3 со станции F-15C «Игл». Вероятно, станцией типа AN/APG-63(V)3 будут оснащены и самолеты F-15SG, заказанные ВВС Сингапура.

Затем корпорация «Боинг», ведущая сегодня программу F-15, предприняла попытку уменьшить заметность машины в радиолокационном диапазоне. По информации компании-разработчика, изучение возможности применения к истребителю F-15, главному на сегодня в США и у ряда их союзников самолету завоевания превосходства в воздухе, технологий малой заметности «стелс» проводилось по заданию командования ВВС США еще несколько лет назад – как менее дорогая альтернатива F-22. Однако дальнейшего развития этот проект тогда не получил. Теперь же, в новой программе, которая была официально начата в сентябре 2008 года по инициативе эксплуатантов F-15 и сперва именовалась «Проект «Монти», в дополнение к использованию «стелс»-покрытий применена и концепция использования внутренних отсеков вооружения. Это, по оценке инженеров «Боинга», выводит новую модификацию «Орла» на уровень самолетов пятого поколения – F-22 «Рэптор» или F-35 «Лайтнинг II».

В итоге в достаточно сжатые сроки американцы создали макет нового истребителя, получившего обозначение F-15SE «Сайлент Игл» («Бесшумный орел» в переводе с английского). При создании макета был использован находящийся в распоряжении «Боинга» самолет F-15E1, являющийся опытной машиной и использовавшийся в рамках программы летных испытаний истребителя «Страйк Игл». Изготовить макет в столь сжатые сроки удалось потому, что на самолет просто навесили конформные баки новой конструкции, совмещенные с внутренними отсеками вооружения, и установили ломаные кили. Но все это делалось только для демонстрационных целей – без структурной интеграции новых элементов в машину. Таким образом, самолет, продемонстрированный 17 марта 2009 года широкому кругу специалистов и прессе, в воздух не поднимется, а будет использоваться только для выполнения цикла наземных испытаний.

F-15SE – это перспективный двухместный истребитель-бомбардировщик (тактический истребитель), второй член экипажа которого выступает в качестве офицера-оператора бортового комплекса ракетно-бомбового вооружения. Утверждается, что новый вариант «Орла» будет обладать большим боевым потенциалом и позволит удовлетворить запросы заказчиков, стремящихся повысить боевой потенциал своего авиапарка, но не имеющих достаточно средств для того, чтобы приобрести слишком дорогие самолеты нового поколения – F-22 и F-35.

Как заявил на презентации вице-президент «Боинга» по программе F-15 Марк Бэсс, новый самолет разработан с целью «закрыть потребности зарубежных партнеров в авиационных платформах, отличающихся низким уровнем заметности и большим запасом размещаемых на борту авиационных средств поражения. Новаторский же «Сайлент Игл» как раз и является таким сбалансированным решением, призванным удовлетворить перспективные требования в области обеспечения высокой огневой мощи и живучести».

БАКИ-ТРАНСФОРМЕРЫ

Модернизация истребителя-бомбардировщика проводится компанией «Боинг» по следующим основным направлениям:

– усовершенствование комплекса бортового радиоэлектронного вооружения и, в частности, установка на самолет цифровой системы управления полетом, БРЛС с АФАР компании «Рэйтеон» (с электронным сканированием луча) и цифровой системы радиоэлектронного противодействия DEWS компании «ВАЕ Систмез», интегрированной с бортовым радаром. По данным компании-разработчика, в состав системы радиоэлектронного противодействия DEWS входят цифровые станция предупреждения о радиолокационном облучении самолета и передатчик для постановки преднамеренных помех, пусковая установка помех и устройство подавления помех. По словам представителей компании-разработчика, «Сайлент Игл» окажется способен «забивать» помехами радары противника, не мешая работе собственных бортовой РЛС и станции предупреждения о радиолокационном облучении самолета. Что касается бортовой радиолокационной станции, то, как представляется, на «Сайлент Игл» будет устанавливаться – по крайней мере на начальном этапе – станция с активной фазированной решеткой типа AN/APG-63(V)3;

– снижение заметности самолета в радиолокационном диапазоне во фронтальной проекции за счет изменения отдельных элементов его конструкции и применения специальных покрытий (красок), созданных в рамках программы «стелс» и уже опробованных на самолетах других типов (впрочем, на показанной на презентации машине эти покрытия отсутствовали), а также – при необходимости или по требованию заказчика – путем внедрения новых элементов конструкции, таких как снижающие заметность экраны воздухозаборников, уже используемые на палубных самолетах F/A-18E/F «Супер Хорнет»;

– изменение формы двухкилевого хвостового оперения самолета – для снижения площади ЭПР и уменьшения заметности самолета в радиолокационном диапазоне в боевой проекции: кили у «Сайлент Игла» отклонены наружу на 15 градусов, при этом рули направления выполнены с изломом – достаточно смелый и не опробованный ранее подход. По заверениям разработчиков, новая форма килей позволила также улучшить аэродинамические качества истребителя;

– уменьшение площади ЭПР за счет изменения конструкции конформных топливных баков, в объеме которых оборудованы внутренние отсеки вооружения (на каждом борту самолета имеется по одному конформному топливному баку с одним внутренним отсеком вооружения).

Новые баки практически идентичны по форме и размерам тем, что сегодня используются на истребителях-бомбардировщиках F-15E «Страйк Игл», а главное их отличие по большому счету снаружи не особо и заметно. Внутри каждого бака находится скрытый отсек для авиационного вооружения, размещаемого на специальных держателях.

Согласно обнародованной разработчиками информации, модернизированный самолет сможет нести во внутренних отсеках следующие средства поражения:

– управляемые ракеты класса «воздух–воздух» AIM-9 «Сайдуиндер» и AIM-120 AMRAAM (по две ракеты в каждом отсеке – либо одного типа, либо в комбинации);

– авиационные средства поражения класса «воздух–поверхность» – корректируемые авиационные бомбы серии JDAM калибра 500 фунтов (227 кг; одна или две бомбы) или 1000 фунтов (454 кг; одна бомба на отсек), новейшие американские управляемые авиабомбы типа SDB калибра 250 фунтов (113 кг; по четыре бомбы в отсеке);

– снаряжение отсеков комбинированными средствами поражения классов «воздух–воздух» и «воздух–поверхность».

Правда, за такие возможности пришлось поплатиться дальностью – по причине уменьшенного объема топливных баков горючего теперь, по информации менеджера программы F-15SE компании «Боинг» Брэда Джоунса, хватит на 180–200 миль (333–370 км) меньше.

Следует отметить, что новые конформные баки с отсеками вооружения крепятся посредством всего лишь двух болтов каждый, что позволяет достаточно быстро проводить их замену на баки стандартные – без отсеков для вооружения, которое будет в этом случае традиционно размещаться на внешних узлах подвески. Таким образом, как подчеркивают представители «Боинга», заказчик получает в свое распоряжение «универсальный тактический истребитель» и, в зависимости от конкретной оперативно-тактической обстановки, способен в сжатые сроки сконфигурировать машину по одному из вариантов: либо малозаметный самолет с конформными топливными баками – отсеками для скрытого размещения вооружения, либо же истребитель-бомбардировщик в базовом варианте – со стандартными баками и полным набором вооружения массой около 13 тонн, размещаемого на 18 внешних узлах подвески: восемь УР класса «воздух–воздух» (четыре УР AIM-9 «Сайдуиндер» и четыре AIM-7 «Спэрроу» либо же восемь УР AIM-120 AMRAAM) и авиационные средства поражения класса «воздух–поверхность» (противотанковые и противорадиолокационные управляемые ракеты, корректируемые и управляемые авиабомбы JDAM и SDB, кассетные и обычные авиабомбы и даже две атомные авиабомбы B57 или В61). При этом смена «имиджа» возможна в течение всего лишь 2–2,5 часа.

 ...и он же в боевом полете. Фото Министерства обороны США

МАЛ ЗОЛОТНИК, ДА ДОРОГ

Особо хотелось бы остановиться на таком средстве поражения класса «воздух–поверхность», как управляемая авиабомба типа SDB (Small Diameter Bomb – в переводе с английского буквально «бомба малого калибра»). Командование вооруженных сил США делает большую ставку на данные боеприпасы, которые призваны стать одним из основных видов управляемого высокоточного оружия, размещаемого на таких авиационных платформах, как F-15Е «Страйк Игл» и F-22 «Рэптор», и были впервые применены в боевых условиях 27 января 2007 года в Афганистане летчиками 391-й экспедиционной истребительной авиаэскадрильи.

Боеприпас SDB, также обозначенный в соответствии со стандартами ВВС США как GDU-39, имеет калибр 250 фунтов (113 кг) и представляет собой управляемую авиационную бомбу, оснащенную мощной боевой частью (17 кг взрывчатого вещества типа AFX-757; способна пробивать бетонное перекрытие толщиной до 1,82 м или железобетонное укрытие толщиной не менее 0,9 м), универсальным взрывателем (обеспечивает подрыв, в том числе в воздухе или с замедлением), устройство навигации и управления (блок инерциальной навигации и приемник сигналов GPS), а также средства управления и коррекции – расположенное на корпусе крыло и хвостовой блок управления.

В стадии разработки находятся две модификации авиабомбы:

– первая – GBU-39 – предназначена для поражения стационарных целей с заранее разведанными координатами (бункеры, склады и пр.), оснащена блоком ИНС/GPS и имеет КВО в пределах 5–8 м (стоимость авиабомбы оценивается в 70 тыс. долл.);

– вторая, получившая обозначение GBU-40, предназначена для уничтожения мобильных целей (легкая и тяжелая бронетехника, автомобили, командно-штабные машины и мобильные командные пункты и пр.) и оснащена тепловизором, совмещенным с блоком автоматического распознавания и классификации целей (стоимость авиабомбы – не менее 90 тыс. долл.).

В настоящее время ведутся работы по замене стального корпуса авиабомбы на более легкий корпус из композитных материалов, а также по оснащению бомбы боевой частью, способной формировать взрыв направленного действия. В новом боеприпасе может быть, к примеру, использовано экспериментальное взрывчатое вещество на основе плотного инертного материала (DIME), отличающегося меньшим радиусом поражения. В состав подобного ВВ входят собственно взрывчатое вещество (типа HMX или RDX) и небольшие частицы инертного материала – в частности, вольфрама. Такая боевая часть, по расчетам разработчиков, позволит снизить вероятность поражения посторонних объектов и своих сил в случае применения данных боеприпасов при ведении боевых действий в населенных пунктах.

Новый боеприпас уже включен в состав бортового вооружения F-15E «Страйк Игл», а также будет поступать для вооружения самолетов F-16 «Файтинг Фалькон», F-22 «Рэптор», F-35 «Лайтнинг II», A-10 «Тандерболт II», B-52 «Стратофортресс», B-1 «Лансэ» и B-2 «Спирит». Планируется со временем использовать данную УАБ и на боевых беспилотных летательных аппаратах. Во время испытаний SDB были зафиксированы случаи пробития бетонных плит толщиной до 2,4 м. Вместе с тем на одном из тестовых сбросов авиабомбы с F-22 с двигателем машины возникла нештатная ситуация, едва не приведшая к аварии. В сентябре 2008 года Минобороны Израиля получило одобрение американского Конгресса на запрос по поводу поставки 1000 авиабомб типа GBU-39.

В основе создания данной УАБ стояла идея обеспечения летчиков большим количеством высокоточных боеприпасов в рамках определенной весовой нагрузки. Так, например, вместо одной авиабомбы BLU-109 калибра 2000 фунтов самолет сможет взять, используя держатель BRU-61/A, сразу четыре авиабомбы типа SDB. То есть за один вылет экипаж будет способен поразить высокоточным боеприпасом не одну, а четыре цели. Ведь поражающие возможности 2000-фунтовой BLU-109 и 250-фунтовой SDB, по заверению разработчиков, соизмеримы. Вдобавок высокоточный боеприпас малого калибра позволит, согласно расчетам американских специалистов, существенно снизить вероятность поражения своих сил.

ОТ КОРЕИ ДО СИНГАПУРА

Специалисты «Боинга» к середине марта 2009 года полностью завершили работы по проработке концепции «конформных топливных баков нового типа и внутренних отсеков вооружения», построили продемонстрированный на презентации макет машины и теперь планируют создать прототип, начав его летные испытания не позднее первого квартала 2010 года. В плане испытаний – пуски управляемого ракетного вооружения, размещенного во внутренних отсеках.

Что касается потенциальных заказчиков, то руководство корпорации делает ставку на экспортные контракты. Наиболее вероятно, по расчетам аналитиков «Боинга», что заказы в первую очередь поступят из стран Ближнего Востока и Азиатско-Тихоокеанского региона. Они в ближнесрочной перспективе могут приобрести не менее чем 190 истребителей F-15SE. В этом случае «Боингу» удастся сохранить оснастку на заводе-производителе и рабочие места для занятых по программе F-15 специалистов после выполнения контрактов на поставку «Орлов» ВВС Южной Кореи и Сингапура.

Кстати, модернизации по программе «Сайлент Игл» могут подвергнуться и самолеты семейства F-15E «Страйк Игл», уже имеющиеся у нескольких стран мира. Таких машин на начало 2009 года насчитывалось более 300: в США – 223 самолета F-15E, в Израиле – 25 F-15I, в Саудовской Аравии – 70 F-15S. Однако для экспорта новой модификации и проведения модернизации самолетов семейства «Страйк Игл» ВВС других государств разработчику необходимо получить одобрение правительства США на экспорт технологий «стелс».

Основными потенциальными покупателями «Сайлент Игла», по словам представителей «Боинга», являются Южная Корея, Сингапур, Япония, Израиль и Саудовская Аравия. Первым же, так сказать стартовым, заказчиком самолета F-15SE может стать именно Южная Корея, военно-политическое руководство которой намерено в ближайшее время реализовать две программы по закупке авиационной техники, одна из которых – третья фаза программы F-X – предусматривает как раз приобретение 60 истребителей размерности F-15. Да и другая южнокорейская программа – KFX – также выглядит весьма многообещающе, поскольку предусматривает закупку национальными ВВС до 120 «стелс»-истребителей, производство которых, правда, должно быть организовано только внутри страны. Также можно предположить, что если новый самолет приобретет Саудовская Аравия, то Израиль скорее всего также решит модернизировать парк своих F-15I – чтобы поддержать баланс сил в регионе. Вполне вероятно, что все будет и наоборот.

По расчетам аналитиков компании-разработчика, стоимость одного нового самолета F-15SE (то есть построенного на стапеле «с нуля», а не модернизированного), учитывая базовый набор ЗИПа и подготовку пилотов и техников, составит не менее 100 млн. долл. В то же время на любой из истребителей модификации F-15E «Страйк Игл» может быть установлен дополнительный набор в виде новых конформных топливных баков, системы РЭБ и специального противорадиолокационного покрытия – так сказать «модернизация по программе минимум». Насчет установки другого оборудования достоверной информации пока нет. Зато компания-разработчик уже заявила о готовности интегрировать в «Сайлент Игл» практически любые образцы БРЭО, которые потребует заказчик. Шаг – весьма многообещающий, особенно на фоне того, что в свое время главный подрядчик по программе F-35 отказал Израилю в использовании на данной машине разработанных израильскими компаниями комплексов РЭБ.

ВОПРОСЫ ОСТАЮТСЯ

Впрочем, даже специалисты самой компании-разработчика вынуждены признать, что проведенные в отношении нового истребителя мероприятия по снижению заметности в радиолокационном диапазоне привели к ожидаемому результату только во фронтальной и в боковой проекциях. А вот что касается наземных или корабельных РЛС, то они вполне способны обнаружить «Сайлент Игл». Однако представители компании «Боинг» уже заявили, что снижение заметности самолета в ИК-диапазоне «не является предметом программы F-15SE». Таким образом, перспективный истребитель будет «малозаметным» только для бортовых РЛС самолетов противника, но его боевой потенциал как многоцелевой или ударной – против наземных или морских целей – машины возрастет намного меньше.

Справедливости ради надо отметить, что представители «Боинга» прямо говорят: «Сайлент Игл» предназначен для решения задач завоевания господства в воздухе и обеспечения ПВО страны или отдельных объектов, а не для использования в качестве ударной машины в зонах с насыщенной ПВО противника. А в слогане одной из посвященных F-15SE рекламных статей сказано еще проще: «Если Вы: во-первых, принадлежите к командованию военно-воздушных сил крупной страны; во-вторых, нуждаетесь в новом истребителе ПВО и, в-третьих, не уверены в том, что можете обеспечить себе доступ к истребителю пятого поколения, то эта информация как раз для Вас». Как видим, речь изначально фактически идет только насчет истребителя завоевания превосходства в воздухе, а никак не о многофункциональном боевом самолете.

Надо также отметить, что за то непродолжительное время, которое прошло с момента показа концепции нового самолета, независимые эксперты уже накопили ряд весьма серьезных вопросов к разработчикам:

– во-первых, если F-15SE будет иметь во фронтальной проекции ЭПР равную аналогичному показателю F-35, то будущий покупатель последнего может неприятно удивиться, если его «дорогой» истребитель пятого поколения будет иметь характеристики не лучше, чем «более дешевый» истребитель четвертого поколения;

– во-вторых, представители «Боинга» официально заявляют о том, что не рассматривают ВВС США в качестве заказчика нового самолета, но как же проводить серьезную модернизацию машины и не рассматривать в качестве потенциального ее покупателя крупнейшего эксплуатанта F-15 в мире?

Вопросы, надо сказать, вполне актуальные. Осталось подождать ответов.

ПАДЕНИЕ «РЭПТОРА»

Между тем на прошлой неделе на творцов истребителя пятого поколения F-22 обрушилась беда: утром 25 марта произошло третье официально подтвержденное падение самолета, причем уже не авария – как ранее, а катастрофа, унесшая жизнь летчика-испытателя Дэвида Кули. Погибший был опытным военным пилотом, имевшим за плечами свыше 20 лет службы. Поэтому в 2003 году компания «Локхид Мартин» привлекла его к работе по программе «Рэптора». В момент катастрофы Кули был приписан к объединенной испытательной группе, размещенной на военно-воздушной базе «Эдвардс» и временно включенной в 411-ю испытательную авиаэскадрилью ВВС США, ответственную за проведение программы войсковых испытаний и доводки новой машины.

Катастрофа произошла в ходе очередного планового полета примерно в 10 утра по местному времени. Самолет рухнул на землю в 35 милях к северо-востоку от базы. Ранее «Хищники» падали дважды: в апреле 1992 года во время выполнения посадки на ВПП «Эдвардс» разбился прототип YF-22, а в 2004 году – уже истребитель, принадлежащий ВВС Соединенных Штатов, при взлете с военно-воздушной базы «Неллис». Кроме того, в октябре 2007 года в районе базы «Эдвардс» едва не упал еще один F-22, который проводил учебное бомбометание УАБ типа SDB.

Еще один спорный случай связан с циркулирующей в СМИ информацией о «Рэпторе», сбитом летом 2007 года в воздушном пространстве Китая. В интернете даже имеется смонтированный ролик, на кадрах которого видны обгоревшие фрагменты самолета, своими обводами и деталями напоминающие хвостовую часть и среднюю часть фюзеляжа F-22. Насколько данный материал соответствует действительности, сказать трудно, но официального или косвенного подтверждения на сей счет ни от одной из заинтересованных сторон так и не поступило. Хотя те же американские журналисты уже не раз вытаскивали на белый свет «грязное белье» своих военных – даже в том случае, если это наносило ощутимый урон моральному облику или национальной безопасности США.

Тем не менее, как бы то ни было, даже потеря трех самолетов, каждый из которых стоит около полутора сотен миллионов долларов, является весьма ощутимым событием для ВВС США и американского военно-промышленного комплекса. Это также свидетельствует о многочисленных недоработках, имеющих место применительно к F-22, что, в свою очередь, может оказать негативное влияние на ход программы уже в ближнесрочной перспективе. Тут уж, вполне вероятно, могут пригодиться и наработки «Боинга» по истребителям F-15.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также