0
5447
Газета Вооружения Интернет-версия

16.04.2010

Беспилотник "Эйтан" – для антитеррора и оружейного рынка

Тэги: эйтан, израиль, беспилотник, бла


«Эйтан» – пока что не в бою, а на выставке.
Фото www.wikipedia.org

Поставляя «несокрушимой и легендарной» Российской армии беспилотные летательные аппараты тактического звена, причем отнюдь не самые современные, израильский военно-промышленный комплекс для нужд собственных вооруженных сил создает и поставляет действительно уникальные образцы беспилотных авиационных систем, позволяющих с высокой эффективностью решать задачу обеспечения национальной безопасности еврейского государства.

ОЖИДАЕМЫЙ УСПЕХ ИЗРАИЛЬСКОГО ВПК

Так, например, недавно в Военно-воздушных силах Израиля состояния начальной оперативной готовности достигло первое подразделение, оснащенное новейшими многоцелевыми БЛА «Эйтан» (Eitan), что в переводе на русский «Счастливчик» или, второй вариант, «Надежный». По оценке израильских военных экспертов, в течение двух лет испытывавших данный беспилотник, три таких БЛА способны в реальном масштабе времени обеспечить командование непрерывным потоком разносторонней разведывательной информации о ситуации в таком важном для национальной безопасности Израиля регионе, как Южный Ливан.

«Принятие на вооружение данного беспилотного летательного аппарата стало еще одним шагом на пути создания современного флота беспилотных авиационных средств, – подчеркнул на церемонии ввода в строй первых двух БЛА типа «Эйтан» командующий ВВС Израиля генерал-майор Идо Нехуштан. – Начиная с первых пробных шагов, через первые практические результаты использования беспилотников в годы первой Ливанской войны, мы, наконец, пришли к тому времени, когда можем ставить перед флотом беспилотных летательных аппаратов более широкие задачи. Беспилотники сегодня привлекаются практически ко всем операциям наших ВВС».

Согласно планам командования израильских ВВС, к 2012 году намечено ввести в эксплуатацию порядка 10 таких беспилотных летательных аппаратов, каждый из которых способен брать на борт более 1000 кг полезной нагрузки и в полностью автоматическом режиме патрулировать на высоте 12 000 метров до 60 часов.

БЛА «Эйтан», также известный под обозначением «Херон» ТР», разработан специалистами подразделения «Малат» израильской компании «IAI» (Israel Aircraft Industries – Malat Division). Конструктивно «Эйтан» – свободнонесущий высокоплан, с крылом большого относительного удлинения и двухбалочным хвостовым оперением с единым горизонтальным стабилизатором. В целом беспилотник напоминает по внешнему виду своего предшественника – базовый БЛА «Херон», но имеет значительно большие массо-габаритные характеристики: максимальная взлетная масса – около 4650 кг; длина – более 14 метров; высота – 3 метра, а размах крыла составляет 26 метров, что сравнимо с лайнером «Боинг-737». БЛА «Эйтан» оснащен турбовинтовым двигателем Pratt & Whitney PT6A мощностью 1200 л.с. (900 кВт), с находящимся в задней части фюзеляжа толкающим воздушным винтом, он способен без дозаправки преодолевать крейсерской скоростью дистанцию не менее 7400 км (максимальная скорость – около 360 км/час), а практический потолок достигает 13 700 м (по оценке одного из специалистов компании «IAI», аппарат может выполнять 24-часовое патрулирование в назначенном районе, удаленном на 1000 км от места базирования БЛА).

В состав полезной нагрузки, масса которой превышает 1000 кг (по некоторым данным, дотягивает и до 2000 кг), входят: оптико-электронные, инфракрасные и радиолокационные средства разведки и наблюдения (в том числе РЛС с синтезированной апертурой луча), системы радиотехнической разведки, а также средства связи и аппаратура передачи данных – в зоне прямой видимости, загоризонтная и спутниковая. Причем, по заверениям разработчиков, вся бортовая авионика имеет тройное резервирование. Благодаря большому практическому потолку, беспилотник может оперировать над эшелонами, выделяемыми для коммерческой авиации, а наличие противообледенительной и других систем обеспечивают высокую безопасность эксплуатации в различных климатических и географических условиях.

Интегрированная в бортовую систему аппаратура позволяет беспилотнику выполнять взлет и посадку в полностью автоматическом режиме, впрочем, так же как и патрулирование в заданном районе с передачей разведданных и данных целеуказания в реальном масштабе времени. Обязанности операторов в случае с «Эйтаном» фактически сводятся к простому наблюдению за работой комплекса и не требует чрезмерной подготовки, что позволило разработчику в кратчайшие сроки передать первые дроны заказчику, хотя ранее управление поставленными ВС Израиля менее технологичными БЛА на первом этапе осуществлялось специальными командами специалистов, откомандированных из компании-разработчика, а военные в это время интенсивно учились и перенимали у своих гражданских коллег в буквальном смысле этого слова бесценный опыт.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

Разработка дальнего беспилотного разведчика «Эйтан» была начата израильскими специалистами еще в начале 2000-х годов, вероятнее всего – не позднее 2003 года. Первое упоминание о наличии такого проекта появилось в апреле 2004 года в «корпоративном» журнале ВВС Израиля, причем на то время, как сообщалось, было построено уже два прототипа, которые проходили интенсивные летные испытания. Впоследствии, 15 июля 2006 года, разработчик объявил о «первом полете БЛА «Херон» ТР», что внесло некоторую сумятицу – так до сих пор и неизвестно доподлинно, когда же был выполнен первый полет данного БЛА. Впрочем, ряд аналитиков предположил, что в июле 2006 года полет выполнил прототип усовершенствованного «Эйтана», с увеличенным до 35 метров размахом крыла, – в попытке поднять практический потолок до 50 тысяч футов (15 240 метров) и увеличить массу полезной нагрузки до 1800 кг. Официального подтверждения наличия такой модификации ни от компании-разработчика, ни от ВВС Израиля не поступало.

В марте 2005 года американская компания «Аврора Флайт Сайнсис» объявила о реализации совместно с компанией «IAI» программы с целью маркетинга данного БЛА на международном рынке – под обозначением «Орион». Причем в рекламных материалах утверждалось, что беспилотник будет уже поставлен на серийную сборку к середине 2007 года. Этого, впрочем, не произошло, а затем и совместный проект притормозился.

Первый публичный показ – «для дружественных СМИ» – беспилотного летательного аппарата, ставшего затем известным под именем «Эйтан», состоялся 8 октября 2007 года на военно-воздушной базе ВВС Израиля Телль-Ноф, расположенной в 27 км от Тель-Авива, между городами Реховот и Гадерой, и построенной на территории бывшей главной военно-воздушной базы британских ВВС в подмандатной Палестине. Причем во время демонстрации представители ВВС Израиля заявили о том, что на испытаниях уже находятся четыре таких БЛА.

В настоящее время, если судить по опубликованным фотографиям и демонстрируемым на различных мероприятиях беспилотникам, вся базовая целевая аппаратура на «Эйтане» размещается в носовом (главном) грузовом отсеке и двух отсеках, расположенных в задних частях двух хвостовых балок. В главном отсеке, вероятно, находится многосенсорная комбинированная оптико-электронная/инфракрасная система. Кроме того, при решении специфических задач на беспилотнике можно размещать и другие системы – под фюзеляжем, в специальном контейнере с принудительной системой вентиляции (в таком варианте БЛА и демонстрировался в первый раз в 2007 году), и под крылом на специально монтируемых пилонах.

«СЧАСТЛИВЧИК» СТАНОВИТСЯ НА КРЫЛО

Несмотря на то что окончательное решение о принятии БЛА «Эйтан» на вооружение ВВС Израиля было принято только в феврале 2010 года, он успел уже принять участие в реальных боевых действиях – в ходе 22-дневной кампании в секторе Газа. Причем, если судить по разрозненным заявлениям израильских военных, «Эйтан» зарекомендовал себя тогда с наилучшей стороны, что среди прочего побудило командование израильских ВВС ускорить процедуру его постановки на вооружение и заключить соответствующие производственные контракты с разработчиком.

Предположительно один БЛА «Эйтан» был задействован в операциях, осуществленных израильскими военными и спецслужбами в конце января и начале февраля 2009 года на территории Судана, целью которых было уничтожение двух конвоев с грузом ракетного оружия (предположительно ракеты «Фаджр»-3), переправлявшегося при непосредственном содействии иранских спецслужб в сектор Газа (ракеты перевозились в разобранном состоянии и должны были быть переправлены в сектор Газа через территорию Египта и подземные тоннели, вырытые на границе). Тогда было уничтожено несколько десятков грузовиков с ракетами и с полсотни контрабандистов и иранских специалистов (предположительно – из Корпуса стражей исламской революции), удар наносился БЛА «Гермес-450», а общее наблюдение за районом операции, выдачу данных целеуказания и оценку результатов огневого воздействия выполнялось при помощи якобы БЛА «Эйтан». Принимавшие участие в налетах «Гермесы» входят в состав подразделения, базирующегося на израильской военно-воздушной базе Палмахим, но с какого аэродрома они выполняли вылет на операцию – так и осталось неизвестным. Причем суданские власти узнали о проведенных операциях только почти месяц спустя.

В настоящее время в распоряжении израильских военных находятся два боеготовых БЛА типа «Эйтан», но у командования ЦАХАЛа уже есть дополнительные пожелания – например, оснастить следующие беспилотники данного семейства дополнительной целевой аппаратурой, комплексом радиотехнической разведки, благодаря которому на беспилотный «Эйтан» можно будет переложить часть задач, выполняемых сегодня пилотируемыми самолетами радиотехнической разведки «Шавит» (созданы компанией «IAI» на базе бизнес-джета «Галфстрим-550»). Это не лишено смысла, учитывая большую автономность и продолжительность непрерывного патрулирования беспилотного разведчика, а также принимая во внимание финансовые соображения – один «Эйтан» стоит в 3–4 раза дешевле чем «Шавит». Не менее важно и то, что на поставленном под ружье «Галфстриме» находятся летчики и операторы систем сбора разведданных, тогда как «Эйтан» – просто дорогостоящий робот, по факту гибели которого «тяжело вздохнут», пожалуй, только финансисты Минобороны, а вот гибель военнослужащих – дело совсем другое.

Более того, ряд израильских экспертов уже высказался в пользу оснащения беспилотных летательных аппаратов данного типа специальной аппаратурой РЭБ, которая позволит использовать БЛА в качестве автономных гигантских «глушилок». Хотя решение данной задачи для конструкторов – отнюдь не минутное дело, требующее как значительного времени, так и финансовых ресурсов.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также