0
1
Газета Вооружения Интернет-версия

31.08.2018 00:01:00

Бронепоезда в боях под Кущёвской

Малоизвестные факты борьбы на советско-германском фронте в июле-августе 1942 года

Александр Дрига

Об авторе: Александр Александрович Дрига – экскурсовод районного исторического музея ст. Кущёвская Краснодарского края, подполковник запаса.

Тэги: великая отечественная, ркка, ссср, нко, бронепоезд, битва за кавказ, артиллерия, ждвойска

Досье НВО: Бронепоезд (броневой поезд)

Артиллерийский расчет бронепоезда ведет огонь по позициям врага. Фото 1942 года

В оборонительных боях июля-августа 1942 года на рубеже станиц Старо-Щербиновской, Канеловской, Шкуринской и Кущёвской казаки 17-го кавалерийского корпуса проявили массовый героизм и мужество. Здесь немецкая военная машина, успешно наступавшая, была остановлена на четверо суток. Здесь, у станиц Кущёвской, Шкуринской и Канеловской, немецкие горные стрелки из 4-й горно-пехотной дивизии впервые познали остроту казачьей шашки и силу удара кубанских и донских казаков, джигитов Адыгеи и других кавказских народов (см. «Легендарная Кущёвская атака», «НВО» от 03.08.18).

Немецкие части были хорошо вооружены, своевременно снабжались всем необходимым для наступления, в совершенстве владели тактикой наступательного боя, имели хорошую боевую подготовку во всех звеньях командования.

Командующий Северо-Кавказским фронтом маршал Семен Михайлович Будённый все это знал и, отдавая приказ корпусу на оборону, понимал, что только одним мужеством, ненавистью и острой шашкой врага не остановить. Поэтому в июле 1942 года решением командующего фронтом казачий корпус был усилен двумя артиллерийскими полками, минометным полком и отдельной Орловской танковой бригадой. Район обороны корпуса прикрывали батареи 255-го зенитно-артиллерийского полка. Учитывая особую важность узловой станции Кущёвка, для ее обороны было выделено и такое вооружение как бронепоезда.

Директивой штаба Северо-Кавказского фронта от 12 июля 1942 года 16-й отдельный дивизион бронепоездов (ОДБП) под командованием капитана А.Д. Джахиева был передан в распоряжение командира 17-го кавалерийского корпуса генерал-майора Н.Я. Кириченко. Дивизион состоял из двух бронепоездов (БЕПО): № 1 и № 2 «Свердловский железнодорожник». 16-й ОДБП воевал в основном на левом фланге корпуса в районе станции Канеловская. Он своими орудиями и пулеметами обеспечивал огневую поддержку 116-й Донской кавалерийской дивизии. При отходе на станциях Албаши, Старо-Минская и разъезде Деревянковский 16-й ОДБП подвергся бомбежке. БЕПО № 1 был полностью разбит, а БЕПО № 2 «Свердловский железнодорожник» передан 56-й армии.

24 июля 1942 года (в этот день немцы захватили Ростов-на-Дону) в подчинение 17-му кавалерийскому корпусу приказом авто-бронетанкового управления (АБТУ) Северо-Кавказского фронта был передан 51-й ОДБП, которым командовал капитан Литвиненко. Дивизион в составе двух бронепоездов (8 орудий, до 30 пулеметов, зенитные установки) по приказу генерала Н.Я. Кириченко 27 июля начал выдвижение на станцию Каяла для поддержки 15-й Донской кавалерийской дивизии, которая уже вела оборонительные бои на реке Кагальник. Но из-за того, что 10-й железнодорожный батальон взорвал мост перед станцией, занять огневые позиции бронепоезда не смогли и отошли на станцию Степная.

28 июля немцы атаковали Степную, но донские казаки 33-го кавалерийского полка уже заняли северо-восточнее села Красное оборону и стойко ее удерживали. 51-й ОДБП сразу же открыл огонь по наступающим немецким пехотинцам, нанеся им большие потери: уничтожено до роты пехоты и пять машин с боеприпасами. Более суток немцы не смогли преодолеть оборону донских казаков – немалая заслуга в этом 51-го ОДБП. На следующий день оба бронепоезда дивизиона прикрывали отход казачьего полка.

29 июля 17-й корпус в дополнение к уже двум имеющимися ОДБП получил в подчинение 53-й ОДБП под командованием майора С.М. Михелёва.

30 июля 51-й дивизион получил приказ прикрыть огнем станцию Кущёвка, так как с 8.00 она уже обстреливалась артиллерией врага, а пехотные части вплотную подошли к станице. Командир 17-го кавалерийского корпуса генерал-майор Н.Я. Кириченко для обеспечения фланга обороны по реке Куго-Ея приказал «дивизионную ШМК (школа младших командиров) 12кд, усилив артиллерией и пулеметами, выслать в Кущёвская (так в тексте. – А.Д.) для занятия обороны на северной и северо-восточной окраине. Школу поддерживает 51-й дивизион БЕПО. Командиром группы БЕПО и ШМК выслать в Кущёвская полковника Сланова (зам. командира 12кд)».

Но уже к 13.00 выполнение этой задачи оказалось затруднительным – на путях станции сосредоточились шесть бронепоездов – 16-го, 51-го и 53-го ОДБП. В результате все пути оказались занятыми, и составы лишились маневра. Лишь через несколько часов 16-й и 53-й дивизионы удалось вывести за пределы станции Кущёвка. Немецкая авиация пыталась нанести в это время бомбовый удар по станции, но зенитные орудия, установленные в районе железнодорожного моста и на территории нынешнего парка 30-летия Победы, отразили налет. Немецкие «Юнкерсы» в беспорядке сбросили бомбы перед станцией – следы воронок до сих пор хорошо просматриваются в районе железнодорожного моста.

Два бронепоезда 51-го ОДБП до 18.00 находились на станции Кущёвка, но затем вынуждены были отходить к станции Кисляковка, так как железнодорожные части без согласования с капитаном Литвиненко стали взрывать железнодорожные пути.

1 августа 1942 года создается группа из бронепоездов 51-го и 53-го ОДБП под общим командованием майора Е.М. Михелёва. Группа своим огнем (16 орудий, более 30 пулеметов) поддерживала ночную атаку донских казаков 15-й дивизии на станицу Кущёвскую. Огонь пришлось вести на предельной дальности стрельбы, так как накануне взорванные пути не дали возможности занять огневую позицию вблизи Кущёвской. В этом ночном бою только 51-й ОДПБ израсходовал более 250 осколочно-фугасных снарядов, уничтожив при этом около сотни солдат противника и 15 машин с боеприпасами и военным имуществом. Благодаря поддержке бронепоездов немецкие войска были выбиты из станицы. Но удержать ее за собой донские казаки не смогли. Немцы подтянули дополнительные силы, в основном артиллерию, и снова овладели Кущёвской. Бронепоезда отошли к Кисляковской и разъезду Кавалерский.

К вечеру 1 августа бронепоезда 53-го ОДБП ушли в Тихорецк на ремонт. В распоряжении командования 17-го кавалерийского корпуса остались два бронепоезда 51-го дивизиона. В последующие два дня 51-й дивизион бронепоездов поддерживал огнем своих орудий полки 13-й Кубанской и 15-й Донской кавалерийских дивизий.

Бывший командир орудия 51-го ОДБП Ф.Ф. Власов о тех боях вспоминал: «Почти ежедневно бронепоезда совершали огневые налеты на скопления гитлеровской пехоты. Особенно большой урон фашистам 51-й дивизион нанес в районе станции Кущёвская».

Майор П. Слесарев в газете «Красная Звезда» от 14 октября 1942 года описал бой 51-го дивизиона бронепоездов 2 августа 1942 года при поддержке конной атаки казаков 13-й Кубанской казачьей и атаки в пешем строю казаков 15-й Донской кавалерийских дивизий.

«…Бронепоезда используются как для боевой разведки, так и для совместных действий с пехотой и конницей… Огневой налет был блестяще осуществлен группой бронепоездов во время боя в районе одной станицы.

Стало известно, что фашисты сосредоточили в этом районе много мотопехоты, артиллерии и танков… Чтобы сорвать предстоящее наступление врага, командир кавалерийской части решил нанести ему удар совместно с бронепоездами. Накануне было решено, что бронепоезда, которыми командуют старшие лейтенанты Жуковский и Петров, в четыре часа утра подходят к вражеским позициям с фланга и производят 10-минутный огневой налет. В то же время полевая артиллерия бьет по врагу в лоб. Благодаря этому немцы попадают в своеобразные огневые клещи. После прекращения огня конница, скрытно заняв ночью исходное положение, переходит в атаку…

В условленное время бронепоезда и полевая артиллерия неожиданно для противника открыли огонь. В короткий срок каждое орудие бронепоездов выпустило по 35–40 снарядов. Затем артиллерийская канонада сразу прекратилась, и в расположение врага ворвались конники. Немцы были настолько ошеломлены этим комбинированным ударом, что бежали, не оказав сопротивления. В итоге этих совместных действий конников и бронепоездов врагу был нанесен огромный урон…

Основная заслуга, безусловно, принадлежала личному составу бронепоездов, сумевшему организовать не только мощный, но и точный артиллерийский огонь… Чтобы гарантировать точность стрельбы, следовало максимально приблизить наблюдательный пункт к боевым порядкам врага. Ночью, сначала на автомашине, а затем пешком, командир со связистом приблизились почти на километр к станице… Пристрелку с бронепоездов произвели всего двумя снарядами. После внесения соответствующей поправки был открыт огонь на поражение. Все снаряды накрыли цель…»

В итоге огневая поддержка орудий бронепоездов в значительной мере способствовала удержанию казаками 17-го кавалерийского корпуса обороны на рубеже станиц Кущёвская, Шкуринская и Канеловская.        


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.

Читайте также