0
2295
Газета История Интернет-версия

12.01.2018 00:01:00

Доблесть воина сияет на полотнах

К юбилею великого русского живописца Василия Сурикова

Владимир Соколовский

Об авторе: Владимир Дмитриевич Соколовский – искусствовед.

Тэги: живопись, юбилей, суриков, суворов


1799-й стал годом самой блестящей кампании Александра Васильевича Суворова, когда русская армия во главе с легендарным полководцем совершила знаменитый переход через Швейцарские Альпы. А затем вступила в схватку с превосходящими силами французов и наголову разбила противника. За эту победу Суворову присвоили звание генералиссимуса.

100 лет спустя, в 1899 году, это славное событие запечатлела кисть величайшего русского исторического живописца Василия Ивановича Сурикова (1848–1916), создавшего эпическое полотно, восславившее русских воинов и оставившее нам, вероятно, самый глубокий образ выдающегося полководца. К созданию этой картины художник, чей юбилей мы будем отмечать 24 января, приступил, пройдя богатый и насыщенный творческий путь. И сегодня есть повод рассказать об этом.

Суриков родился 170 лет назад в городе Красноярске в семье казака. Его художественная одаренность проявилась очень рано. А учась в Петербургской Академии художеств, он выделялся среди своих товарищей особой тягой к историческим сюжетам и исключительным мастерством в создании многофигурных композиций, за что он даже получил прозвище «композитор».

Его первой крупной работой по окончании академии стали росписи храма Христа Спасителя на темы семи Вселенских Соборов. Позднее Суриков всецело посвятил себя русской истории. Его прославленные полотна «Утро стрелецкой казни», «Меньшиков в Березове», «Боярыня Морозова», «Покорение Сибири Ермаком» поражают широтой охвата изображаемых явлений. В них исторические типы, колорит и атмосферы эпохи воссозданы настолько достоверно, как если бы автор был сам очевидцем изображаемых событий.

Но привлекают они не только конкретным историческим эпизодом. На них запечатлен русский человек в момент величайших испытаний, требующих высочайшего напряжения физических и нравственных сил. И потому главная мысль, объединяющая все эти работы, – нравственная сила и стойкость русского характера, заложенная в нем способность до конца сохранить верность своим убеждениям и отстоять их даже в жесточайших страданиях и лишениях. И вполне естественно, что идея нравственной стойкости нашла свое логическое развитие в написанном в 1899 году полотне «Переход Суворова через Альпы» (Государственный Русский музей).

…Из туманной мглы, окутывающей горные вершины, выступает отряд. Вниз по крутому склону спускаются пешие солдаты, сжимая ружья со штыками, таща на канатах артиллерийские орудия; офицеры на конях… Суриков изображает множество людей, но, как и в других своих знаменитых полотнах, тщательно разрабатывает каждое лицо, каждый характер. Лица молодые и убеленные сединами, улыбающиеся, озабоченные и выражающие нечеловеческое напряжение. Всех их объединяет устремленность к решению возложенной на них тактической задачи, готовность к величайшему самопожертвованию, к подвигу во имя выполнения своего воинского долга.

И вот тот, кто направляет русских «чудо-богатырей» на этот подвиг. Маленький человек, способный двигать к победе огромные армии. Он всегда на переднем краю в самый трудный момент со своими солдатами. Умеющий найти простое и доступное, но настолько выразительное слово, которое вдохновит солдата на выполнение того, что кажется невыполнимым. Словно на пьедестале возвышается Суворов на своем коне на крутой ледяной глыбе. Так изображение отдельного исторического эпизода кисть Сурикова превращает во взволнованное повествование, подлинный апофеоз великого полководца и русской воинской доблести.



Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также