0
3803
Газета Заметки на погонах Интернет-версия

02.04.2018 00:01:00

На развалинах крепости Бадабер

Почему трагедию превратили в боевичок второго сорта

Владимир Галахов

Об авторе: Владимир Владимирович Галахов – выпускник Военного института иностранных языков.

Тэги: бадабер, афганистан, душманы, крепость, спецназ, гру, кгб, вдв, цру, голливуд, боевик


Футбольный матч был затеян, чтобы встряхнуть потерявших надежду на спасение людей. Кадр из сериала «Крепость Бадабер», 2018

Как хотелось увидеть вдумчивую экранизацию книги «Если кто меня слышит». Не состоялось. Тяжелый эпизод длинной афганской трагедии неожиданно с легкой руки автора сценария Алейникова превратился в боевичок. Именно в боевичок, а не в боевик, которого можно было бы ожидать от, несомненно, талантливого автора сценария замечательного фильма «Призрак».

Впечатление такое, что, схватившись экранизировать однозначно выигрышный сюжет, создатели фильма пришли к выводу, что задача им не по силам (не по способностям, не по карману – нужное подчеркнуть), и двинулись по скользкой дорожке упрощения, сокращения, уплощения образов. В результате из-под катка телевизионной экранизации вышел очередной пластик телевизионной жвачки. Ароматно привлекательный для тех, кто прочел литературную первооснову, а тем более для тех, кто эту книгу консультировал и изначальную версию прочел задолго до того, как книга вышла из печати.

Посмотрел в Википедию – место, где когда-то была крепость Бадабер, находится в 24 км от окраины второго по величине города Пакистана Пешавара по дороге, идущей к афганской границе. Наверное, поэтому так легко, буквально за какой-то не особенно высокой горушкой, примерно на таком же удалении от крепости, вдруг оказались целых два генерала, так и не получивших приказа от маршала…

Телепортировались?

Совсем нет, они в один день умудрились сесть в транспортный самолет в Москве, и… Самолет, похоже, оказался суперсекретной разработкой. Долетел до нужной точки с немыслимой скоростью. И счастливый отец – один из генералов – встретил спасенного сына, выбравшегося из плена еще и с трофеем – оперативником ЦРУ. Голливуд, всхлипывая над судьбой своего незадачливого соотечественника, нервно курит пресловутые «Мальборо». Но это уже самый финал. А начало показалось и вовсе забавным. Поэтому в заголовок без всякого зазрения совести я решился вынести цитату героев одной из лучших наших комедий. Но все же ничего комедийного в сюжете фильма нет, есть только дилетантский подход к задачам, выпавшим на долю главного героя.

Джеймс Бонд с его затяжными прыжками из одного падающего самолета в другой, падающий не так быстро, рискует своей шкурой. Но на ней не зря на самом дубленом ее месте стоят три цифры – «007». То есть он как бы существует, но в случае чего его как бы и нет, и никакая секретная служба мира не соберется в скромном офисе за стаканом вискаря помянуть сгинувшего героя.

Выращивающий на какой-то даче яблочки агент-оперативник экстра-класса, не имеющий даже казенной квартиры, куда он мог бы привести жену, уже целый капитан, а значит, имеющий определенную выслугу лет и опыт, одним махом оказывается втянутым в авантюру. Другими словами, назвать вывод офицера-разведчика на задание через границу без проработки вариантов и легенд, отработки прикрытия, путей отхода, связи и много чего еще серьезным делом язык как-то не поворачивается.

Все как-то мелькает перед глазами, и главная работа остается где-то за кадром или вовсе отсутствует. Короткими мазками выданы исполнители якобы действующих лиц – инструктирующего, подготавливающего, обеспечивающего… И пол – потолок – палец – афганец, которого взяли случайно неизвестно откуда и который должен исполнить практически решающую роль в обеспечении исполнения всего задания. Тем из нас, кто консультировал авторов книги и кто свою службу исполнял в соответствующих подразделениях, возможно, было стыдно за отношение авторов фильма к их работе, потому что смеяться над таким решением сценариста и режиссера, учитывая фабулу фильма, неуместно.

Жестокая правда о том, как обращались с попавшими в плен нашими соотечественниками там, в пакистанском застенке, осталась на страницах книги, для боевичка такое не подходит, не вписывается в рамки жанра. Остался только футбольный матч, который и затеян был для того, чтобы встряхнуть потерявших надежду на жизнь и спасение людей. Но и тут все как-то мельком и полунамеком. Зато удивительно легко офицер-разведчик сам себе меняет задание и передает в руки не проверенного, практически случайного человека главный итог своей работы по основной цели заброски. Без пафосного самопожертвования здесь обойтись было совершенно невозможно. И не обошлось. И все вписалось в законы и правила жанра. И снова мазок за мазком мелькают сцены и лица. В итоге все четыре серии фильма превратились в мелькание трюков и проделок главного героя, которые вызывают ассоциацию с мольеровским Скапеном или с Труфальдино Карло Гольдони. Только вот в отличие от этого скорее комедийного псевдогероя, которого грозили побить палками, герою сериала любой из его трюков грозил неминуемой и жестокой смертью.

Как экспорт из сумасшедших 90-х выглядит сцена с вправлением мозгов похабнику-соседу главного героя генералом. Хотя в нашем кино уже наработан известный стереотип – борец за справедливость, выходец из особых войск (спецназ ГРУ, КГБ, ВДВ или морской пехоты) всегда лично раздает «плохишам» по заслугам (сусалам или мозгам, если они есть). И все потому, что он уже либо отставник, либо запасник, либо иным способом отстранен от дел. А размяться подчиненным этих борцов при очень удачном стечении обстоятельств получается только в самом конце, подчищая хвосты.

Как тут не вспомнить «Коммандо» и его реинкарнацию в российском варианте. Но и генералы наши того, советского, разлива оказались в фильме теми еще «хулиганами» – запросто пользуясь служебным положением, нахально угоняют тот самый суперсамолет, который с виду маскировался под рядовой транспортник. При этом в соучастники своей авантюры, сильно подванивающей судом со всеми вытекающими, генералы прихватывают летчиков, спецназовцев, сидящих в готовности прямо у пакистанской границы, и всех прочих.

Как справедливо заметили мои коллеги, досконально изучившие на практике все нюансы работы в Афганистане, в Пакистане – там за этим самым пригорком говорят не на дари, а на урду и пушту. Но на фоне прочих несуразностей сериала такая мелочь уже не делает погоды. Зато общий климат – бессмысленное и несуразное насилие – убийства, резня и пр. практически формируют этот самый насыщенный ляпами фон картины.

Не могу отделаться от впечатления, что авторы фильма торопились выдать продукт на опережение. Вышла рядовая поделка, вроде матрешки с изображением бойца спецназа, которых в избытке можно найти на полках сувенирщиков к Дню защитника Отечества. При этом внутри ничего не оказалось, даже никакой более тонко нарисованной новой матрешки, просто пустота. Не надо к подвигу относиться легко, как к поделке.

На месте когда-то существовавшей крепости остались развалины. И уничтожили это осиное гнездо терроризма наши соотечественники, заплатив за это по самой высокой ставке – жизнями. Уж если браться за такую тему, что пульсирует пролитой кровью до сих пор, то и ответственность за результат также должна быть по высшему разряду. Не стоит отбрасывать литературную основу, оставляя пару фраз для затравки, данные документов, а также рекомендации ветеранов афганской войны и специалистов.



Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также