0
4076
Газета События НВО Интернет-версия

14.12.2017 09:16:00

Российский флот проверит Атлантику и Индийский океан

ОИС «Адмирал Владимирский» уходит в дальний гидрографический поход

Тэги: ВМФ, флот, адмирал, Владимирский, Мессина, Антарктида, исследования, поход, Восток, Мирный


ОИС «Адмирал Владимирский». Фото пресс-службы ВМФ России

В середине месяца, а именно 15 декабря, из Кронштадта в дальний гидрографический поход уходит океанографическое исследовательское судно (ОИС) ВМФ России «Адмирал Владимирский».

Главная задача похода, спланированного и организованного в рамках 2-й Международной экспедиции в Индийский океан под эгидой Межправительственной океанографической комиссией ЮНЕСКО, заключается в проведении комплексных океанографических исследованиях в Индийском океане. По словам представителя Департамента информации и массовых коммуникаций МО РФ по ВМФ капитана 1 ранга Игоря Дыгало, экипаж судна и экспедиционный отряд выполнит гидрометеорологические наблюдения и работы с целью корректуры морских навигационных карт по маршруту перехода в Балтийском, Северном, Средиземном и Красном морях, а также в Индийском океане и в северо-восточной части Атлантического океана. В том числе это необходимо для обеспечения успешной деятельности боевых надводных кораблей и подводных лодок ВМФ России в указанных районах.

Поход ОИС «Адмирал Владимирский» продлится около 6 месяцев. За это время судно совершит заходы в ряд иностранных портов, в том числе в расположенный на Сицилии порт Мессина, где примет участие в памятных мероприятиях в честь 110-летия подвига моряков и гардемаринов отряда кораблей Российского императорского флота под командованием контр-адмирала Владимира Ивановича Литвинова, совершенного при оказании помощи жителям разрушенного землетрясением города.

Напомним, что в результате мощного – силой 7,5 баллов по шкале Рихтера – землетрясения 1908 года и последовавшего за ним цунами населенные пункты на материковой части Италии и острове Сицилия претерпели серьезные разрушения, погибло более 100 тыс. человек. Город Мессина был разрушен почти полностью, уцелели только два здания. Первыми на помощь жителям города пришли русские моряки – экипажи эскадренных броненосцев «Цесаревич» и «Слава», броненосного крейсера «Адмирал Макаров» и бронепалубного крейсера «Богатырь». Очевидцы тех событий вспоминали, что в городе творился настоящий ад.

«В порту и городе царила жуткая тишина. Отряд медленно приближался к назначенным по диспозиции местам. На суда как будто передалось молчание города: не слышно было даже обычных команд и унтер-офицерских дудок – все говорилось вполголоса и исполнялось безмолвно; даже лотовые, выкликавшие глубину, как-то особенно серьезно отчеканивали свои сажени. Многие снимали фуражки и крестились; чувствовалось, что много людей, только вчера наслаждавшихся благами жизни, сегодня нуждаются лишь в последней молитве об успокоении их душ, – читаем в книге «Гангутская победа и другие подвиги моряков и судов родного флота» капитана 2-го ранга А.В. Домбровского и мичмана А.С. Манштейна 1914 года издания. – Улицы были загромождены камнями и целыми стенами, упавшими поперек. Множество домов обратилось в кучи серого мусора, из которого торчали обломки стропил, балок и мебели... Среди этих сплошных развалин никого не было видно; все, кто мог двигаться, выбрались из них и столпились на набережной. Больно было глядеть на этих несчастных. Все они одеты были в чем попало: что первое схватили, выбегая из домов, в том и оставались. Выражение ужаса и страдания, или отчаяния было написано на лицах у большинства. Иные, как будто окаменелые, сидели или стояли на одном месте с неподвижными, бессмысленными лицами. Некоторые, видимо потерявшие рассудок, что-то бормотали, жестикулировали и то рыдали, то хохотали. Немного было таких, которые сохранили некоторое присутствие духа и старались помогать наиболее беспомощным. Все это бросилось в глаза в первую минуту, но сейчас же забылось, – некогда было останавливаться над этим. Отряд наш первым пришел в Мессину, и ему первому приходилось подавать помощь несчастным, заживо погребенным, да и уцелевшие нуждались в уходе за собой».

9 июня 2012 года в Мессине в честь русских моряков был торжественно открыт памятник.

Примечательно, что два года назад, 6 ноября 2015 года, ОИС «Адмирал Владимирский» стало первым за 30 лет исследовательским судном ВМФ России, отправившимся в экспедицию к берегам Антарктиды. Экспедиция проводила комплексные исследования, включая грунтовые, гравиметрические и магнитные съемки, судовые метеорологические, аэрологические, гидрологические, гидрохимические, гидрооптические и другие наблюдения в прилегающих к Антарктиде морских акваториях. В ее состав вошли: группа военных гидрографов 6-й Атлантической океанографической экспедиции гидрографической службы Балтфлота, представители Российского государственного гидрометеорологического университета, Института Арктики и Антарктики, а также представители Гидрометеорологической службы ВС РФ.

До этого отряд океанографических исследовательских судов отечественного ВМФ в составе «Адмирала Владимирского» и «Фаддея Беллинсгаузена» обследовал берега и прилегающие моря Антарктиды еще в советское время – в ходе кругосветной экспедиции 1982-83 годов, проходившей по маршруту шлюпов «Восток« и «Мирный» (1819–1821).

Тогда в ходе масштабных океанологических исследований экипажами судов и военными гидрографами были получены новые данные о рельефе дна, температурных режимах и солености морской воды; подробно исследованы течения в акваториях берегов Антарктиды; детально изучены данные о грунтах и метеорологических элементах; открыты и нанесены на карты 178 подводных гор и возвышенностей; уточнено местоположение 13 различных островов в Южном океане, в том числе островов Бове, Франклина, Бофорта, Петра I, Баунти, Антиподов, Скотта. Более того, наши моряки доказали отсутствие островов Терра-Нова и впервые определили положение Южного магнитного полюса после перемещения его с континента в море Д’Юрвиля.

За 150 суток было пройдено более 33 тыс. миль, из них 13 тыс. во льдах и айсбергах, а ОИС «Адмирал Владимирский» в ходе экспедиции установило рекорд: судно в проливе Мак-Мёрдо достигло широты 78 градусов 15 минут ю.ш. – самой южной точки, достигнутой отечественными судами.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также