0
38
Газета Кино Печатная версия

12.09.2018 20:00:00

Таможня дает добро на кино

"Киношок" опять приоткрыл дверцу для бывших соседей по СССР

Тэги: кинофестиваль, киношок, регионы, снг


В центре сюжета боевика «Шестой пост» Серика Утепбергенова – побег из колонии группы мусульманских радикалов. Кадр из фильма

 Несколько лет назад «Киношок» – один из старейших и любимейших кинематографистами фестивалей – неожиданно перезагрузился, сузив географию своих интересов с СНГ и стран Балтии до регионов России. Но, видимо, бурное развитие национальных кинематографий в регионах России несколько переоценено. В этом году «Киношок» опять приоткрыл дверцу для бывших соседей по СССР, правда, уже не для всех.

Теперь на «Киношоке» в контексте одного соревнования сведены фильмы из российских регионов и из стран Таможенного союза – а это Армения, Белоруссия, Казахстан, Кыргызстан. Честно говоря, ограничение рамками Таможенного союза в плане кинофестиваля выглядит странно и, главное, не работает на качество программы. Какие бы конфигурации ни составляли политики стран СНГ, кинематографистам и экспертам все равно интересно видеть, как развиваются (или, наоборот, болеют, отстают) кинематографии, выросшие из одного корня – советского кино. 

В нынешнем анапском конкурсе игровых картин собрались по несколько фильмов от Белоруссии, Казахстана и Кыргызстана. Жюри под руководством режиссера Эльёра Ишмухамедова неожиданно присудило Гран-при не лучшей киргизской ленте «Мунабия» Таалайбека Кулмендеева по новелле национального классика, написанной в 70-е годы. Гораздо большее впечатление произвела другая картина из Кыргызстана – оригинальная  «Ночная авария» Темира Бирназарова. Казахстан представил в конкурсе две картины – претенциозный дебют «На грани» Алдияра Байракимова и брутальный боевик «Шестой пост» Серика Утепбергенова. 

Последний – интересный случай. Снят фильм по заказу Национальной гвардии, в основе сюжета – реальные события 2010 года, побег из колонии большой группы мусульманских радикалов. Беглецы тогда были частично уничтожены, частично задержаны. Этой спецоперацией Национальная гвардия Казахстана, видимо, очень гордится. Утепбергенов – хороший режиссер и, как мог, постарался снять с этой заказной истории налет пропаганды, но чуда в таких условиях не совершишь. Прототип главного героя, 18-летнего гвардейца, – тот самый парень, несший службу на посту № 6, через который беглецы устроили прорыв. Еркен сдерживал радикалов, несмотря на серьезные ранения, и после завершения спецоперации и лечения был награжден самим президентом Назарбаевым – случай беспрецедентный. В финал фильма вклеен кусочек видеохроники, где реального солдата принимает в своем кабинете Назарбаев. 

Армению в конкурсе «Киношока» представлял фильм «Ева» режиссера Анаит Абад – армянки, живущей в Иране. Тема карабахских 90-х не оставляет кинематографистов Армении и Азербайджана, и «Ева» тому очередной пример. Постановочно картина получилась добротная, с отличными актерскими работами (исполнительница главной роли Нарине Григорян была отмечена призом за лучшую женскую роль). Но, как и многим армянским фильмам, «Еве» присуща некоторая тяжеловесность интонации. Уже как-то и не ждешь от армянского кино сюжетов, не посвященных и не привязанных к глобальным и разработанным темам геноцида и Карабаха – а ведь появление картин на другие темы и других жанров было бы свидетельством своеобразной оттепели в национальном кинематографе. 

А российские регионы в конкурсе представлял всего один фильм, зато хороший – «Байгал» татарстанца Ильдара Ягафарова. Кажется, это тот случай, когда режиссер перехитрил ситуацию. Потому что история в основе фильма довольно нравоучительная, иллюстрирующая татарскую легенду о рыбе Байгал, которая приходит на помощь хорошему человеку в трудный час. Могло бы выйти очередное «национальное», воспитательное кино. А получилась горькая, щемящая драма об одиночестве, рассказанная живым и современным киноязыком. Роль композитора-отшельника сыграл  Ренат Галимов – худой горбоносый человек с металлическими коронками посреди улыбки. Даже как-то неудобно в этом случае использовать слово «сыграл» – скорее прожил роль. 

Ильдар Ягафаров – еще и председатель татарстанского отделения Союза кинематографистов РФ. На фестивале он рассказал о том, что в Татарстане, Башкирии, Бурятии, на Северном Кавказе есть желание делать кино на своем национальном материале, языке, для своего зрителя и для зрителей остальной России, чтобы те увидели на экране отдаленные участки большой страны. Худо-бедно есть режиссеры, отучившиеся по региональным квотам во ВГИКе. А вот специалистов «среднего звена» нет. Национальные киностудии отчаянно нуждаются в профессиональных художниках-постановщиках, операторах, гримерах, монтажерах. Ведь именно эти «бойцы невидимого фронта» определяют качество кино как экранного продукта. Пока их приглашают со стороны, за немалые деньги. Но раз понимание проблемы есть, найдется и решение. На нынешнем «Киношоке» представители регионов дали понять, что их желание вывести свои юные кинематографии на конкурентоспособный уровень не мимолетно. 

Анапа–Москва


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.

Читайте также