0
464
Газета Конфликты Интернет-версия

08.07.2018 22:17:00

Просто о сложном. Танки

Тэги: танки, история, потенциал, инженеры, Mark I


Вначале были рельсы

Самым первым и далеким прообразом танка был паровоз. На железнодорожную платформу устанавливали пушку, а для защиты - бронированные щиты. Таким образом в 1862 году появился первый бронепоезд. Но он мог передвигаться только по рельсам, что значительно снижало его боеспособность.

Следующим этапом стало бронирование автомобилей. Но эти конструкции также не могли в полной мере удовлетворить военных, так как соотношение движущей силы автомобильной оси и веса брони, оружия и экипажа было слишком непропорциональным. Бронеавтомобиль был неповоротлив и легко застревал в грунте.

О создании бронированной повозки говорил еще Леонардо да Винчи в XV веке, акцентируя свое внимание на том, что они станут неким щитом для пехоты, пробивая линию обороны противника: «…Мы построим закрытые колесницы, которые проникнут в неприятельские линии и не смогут быть уничтожены толпой вооруженных людей, а позади них может следовать пехота без особого риска и всякого багажа».

Острая необходимость в бронированных боеспособных машинах появилась в период Первой мировой войны. Бронепоезда и бронеавтомобили не удовлетворяли военным потребностям. От идеи бронеавтомобиля не стали сразу отказываться и внесли в его конструкцию гусеничные утяжелители. Давление на почву стало распределяться более равномерно, и машина стала более мобильной в условиях грунта. Инженеры Англии и России предлагали различные идеи модифицирования размеров и количества колес, но все они не проходили тестовых испытаний.

Переломным в истории танкостроения и ведения войн стало 15 сентября 1916 года.

В тот день англичане впервые использовали новые танки в битве на реке Сомме. В бою принимали участие 32 машины. Несмотря на то что в ходе боя 17 танков вышли из строя по разным причинам, оставшиеся помогли пехоте продвинуться на 5 км вглубь обороны противника при сокращении потери в живой силе в 20 раз меньше расчетных. Этот танк получил название Mark I, став в некотором роде прародителем всех танков. Танк представлял собой огромный ромбовидный короб с гусеницами по периметру. Для ведения прицельного огня на бортах танка имелись специальные выступы, к которым крепились пулеметы либо пушки. Экипаж танка состоял из 8 человек, вес бронемашины составлял 27-28 т при максимальной скорости 4,5 км/час.

Будучи несовершенным со всех точек зрения, Mark I положил начало всей отрасли танкостроения, развитие которой происходило стремительно, и в борьбе за первенство до сих пор принимают участие порядка десяти стран-производителей.

Само по себе название «танк» образовалось от английского tank, что означает «бак» или «чан». Первоначально для маскировки танки перевозили под видом цистерн с водой.

Путь к лидерству

В США, так же как и во многих странах, к идее создания танка относились весьма скептически. Среди гражданского населения не раз возникали идеи создания военной машины на базе тракторов, но до 1917 года они не имели успеха.

В 1917-м фирма по производству тракторов «Холт» представила машину, отдаленно напоминавшую танк. Это была коробка с гусеницами по периметру и пушкой в носовом отделении.

Но на отечественного производителя внимания не обратили, и, пойдя по пути копирования, американские танкостроители решили взять за основу «Рено FT». Несмотря на масштабность планов по выпуску собственной версии указанного танка, реализация проекта оказалась менее чем успешной.

В период Первой мировой войны командование США отказалось от идеи создания танкового парка, а экспериментальные модели далеко не всегда доходили до поля боя. Генералитет не поддерживал военных в стратегической необходимости развития танкостроения, и все инженерные идеи уходили в стол. Это привело к тому, что к середине 1940 года на вооружении армии США находилось всего 320 танков: 300 легких и 20 средних.

Когда стало ясно, что США не избежат участия в войне, командование приняло решение о срочном пополнении танкового парка и о необходимости создания тяжелых танков. Выпуск в серию непротестированных легких танков, собранных на базе бронемашин, которые не могли конкурировать с немецкими танками, подтвердил давно назревшую необходимость в собственных разработках.

Первым шагом к изменению ситуации стало создание среднего танка М4 «Шерман», после него в серийное производство вышел тяжелый танк «Першинг», который смог противостоять немецким «Тиграм».

До конца войны американцы создали авиадесантные танки М22 и плавающие LVT. Всего за годы войны промышленность США выпустила 103 096 танков и самоходных установок.

Подведя итоги войны, американское командование выпустило обширную программу развития танкостроения. В программе указывались основные характеристики будущих танков и технические особенности, которыми должны обладать машины. Так появились легкий М1 «Уокер Бульдог» и средний танк М46 «Патон».

Однако и эта программа не дала желаемых результатов, и в 1950-е появилась необходимость ввести классификацию не по весу, а по огневой мощи. Танки начали делить на легкопушечные, среднепушечные и тяжелопушечные. В соответствии с новыми вводными в 1957 году появилась новая программа.

Во время ее реализации появились легкий М55 «Шеридан» и средний М47 «Патон II».

Программы развития танкостроения переписывались и дополнялись. Венцом творения американских танкостроителей стал танк М1 «Абрамс», принятый на вооружение в 1980-е годы.

Усовершенствованные модификации «Абрамса» до сих пор лидируют в рейтингах лучших танков мира.

Наш ответ Чемберлену

Хоть официальное первенство в создании танка и принадлежит англичанам, но прототипы машин на паровом ходу и гусеничном движителе создавались в России еще в 1878 году. Первым, кто с технической точки зрения описал гусеничный движитель, был Дмитрий Загряжский, который смог получить патент на свое изобретение еще 1837 году. Он предложил объединить колесо и рельсу в единый механизм, обеспечив тем самым проходимость транспортному средству практически по любой местности.

«Около каждого обыкновенного колеса, на которых катится экипаж, обводится железная цепь, натягиваемая шестиугольными колесами, находящимися впереди обыкновенного. Бока шестиугольных колес равняются звеньям цепи, цепи сии заменяют до некоторой степени железную дорогу, представляя колесу всегда гладкую и твердую поверхность», - отмечал Дмитрий Загряжский.

Изобретение Загряжского не пришлось по нраву в те времена, и лишь столетием позже его идеи стали воплощаться в изобретениях русских ученых.

В 1915 году Василий Менделеев предложил проект самоходной бронированной машины на гусеницах с артиллерийским вооружением. Проект, по неизвестным причинам, не получил свое развитие.

Советское танкостроение началось в 1920 году, когда первый экземпляр танка М (малый) выехал из цехов завода. Этот танк представлял собой практически полную копию танков Reno-FT, которые были захвачены солдатами Красной армии в 1918 году в сражении с франко-греческими войсками.

31 августа 1920 года принято считать днем рождения советского танка. В послереволюционной России понимали, что необходимо наращивать военный потенциал. Танк М оказался слишком дорогим для серийного производства. Кроме того, военные были убеждены, что танк должен поддерживать пехоту, а значит должен иметь невысокую скорость, притом что его вес и мощность должны прорывать оборону соперника. Появилась серьезная дилемма: создавать свой танк или скопировать уже существующий и поставить его производство на поток. Второй путь оказался проще, в связи с чем и был выбран к реализации.

Уже с 1925 года в серийное производство был запущен танк Т-18, или МС-1 (малый сопровождения первый). Прототипом русского танка стал Fiat-3000. Исследователи считают МС-1 не самым удачным танком, но на нем отрабатывалась схема производства и слаженность различных структур и подразделений, задействованных в создании машины. В ближайшие пять лет было разработано несколько моделей: Т-19, Т-20, Т-24, но их производство было слишком дорогостоящим, и мир не увидел эти бронемашины.
В период 1930-1940-х годов советское танкостроение продолжало идти по пути наименьшего сопротивления, закупало импортные танки и запускало их копии в серийное производство. Так на свет появился плавающий танк Т-37А, с вращающейся башней, оснащенной вооружением.

Накануне Второй мировой войны советские конструкторы решили отойти от практики подражания и занялись вопросами, вставшими перед ними после участия в сражении на Халхин-Голе. Участие в этих событиях показало, что бензиновый двигатель слишком взрывоопасен, а противопульная броня не может защитить от современного противотанкового оружия. Результатом такой работы над ошибками стал Т-34. Развертывание масштабного производства Т-34 стоило СССР немалых затрат и усилий, но как только конвейеры стали выпускать их один за другим, оказалось, что инженеры создали «танк Победы».

В послевоенное время индустрия танкостроения продолжала выпускать легкие, средние и тяжелые танки, но к концу 1950-х годов все усилия были сконцентрированы на создании основного танка. А нишу легких танков заняли БТР и БМП.

В послевоенное время в массовое производство был запущен танк Т-54 и его модификации, более 30 тыс. которых стояли на вооружении свыше 30 стран.

Развитие науки и техники не стояло на месте, и в ходе гонки вооружения были созданы такие танки, как Т-62 – первый в мире оснащенный гладкоствольным орудием, высокоманевренный Т-64, и легендарный Т-90, который многие годы входит в топ самых успешных танков мира.

Несмотря на развитие танкостроительной промышленности, Т-90 и «Абрамс» и их модификации до сих пор уверенно находятся в десятке лучших танков мира и конкурируют между собой.

Красную или синюю?

Чем сложнее и технологичнее становились танки, тем сложнее ими управлять. На панели управления среднестатистического танка более 100 кнопок, рычагов и переключателей. Далеко не все, оказавшись в танке, могут с первого раза найти кнопку пуска, рычаг коробки передач, да и вообще завести танк. В некоторых старых моделях танков нужно сперва прогреть двигатель некоторое время, только после чего он сможет завестись. Для того чтобы затормозить, недостаточно нажать на педаль, как в обычном автомобиле, нужно параллельно тянуть за рычаги и при этом смотреть в перископы. Первоначально экипажи танков учатся вождению, выглядывая в люк, но в боевых условиях «рулить» приходится в большей степени по приборам. Новые модели танков оборудованы автоматической коробкой передач и тремя педалями сцепления, но стоит лишь на секунду отвлечься - и танк глохнет.

Стоит отметить, что не все кнопки и рычаги могут вызвать затруднения. В комплектацию американских танков М4 «Шерман» входила кофеварка, что производило впечатление на всех желающих служить в танковых войсках.

Советские и российские танки лишены таких изысков. Основной упор инженеры-конструкторы делают на надежность и безопасность.

Новейший российский танк «Армата», выпущенный корпорацией «Уралвагонзавод», хотя и не укомплектован кофеваркой, имеет комбинированную многослойную броню, сделанную из особого сплава, который позволяет уменьшить вес всей машины без ущерба бронебойным характеристикам. В новом танке установлено несколько степеней защиты от противотанковых гранат, ракет и подкалиберных снарядов. «Армата» оснащена гладкоствольной 125-мм пушкой, которая по своим огневым характеристикам превосходит пушки танков Т-90 и «Абрамс».

Регулярно иностранные СМИ составляют рейтинги лучших танков мира. Критериями становятся то продаваемость на экспорт, то тактико-технические характеристики. Несмотря на то что мировое танкостроение не стоит на месте, Т-90 прочно держится в десятке лучших танков мира даже после того, как в этой же десятке прочно обосновался еще один российский танк «Армата».


















Выводы

· Танкостроение является приоритетной отраслью в сфере усиления военного потенциала страны.

· Танкостроительная отрасль гибко реагирует на вызовы гонки вооружения и предлагает разработки с учетом их дальнейшей модернизации и усовершенствования.

· Российские танки являются одними из самых востребованных на мировом рынке военной техники, что говорит об уровне доверия к качеству производимой продукции.

Рекомендации

· Развитие научно-технической базы и внедрение современных «мирных» технологий в конструкцию военной техники для повышения ее тактико-технических характеристик.

· Создание условий для внедрения в отрасль частного капитала и полного импортозамещения в части комплектующих систем и механизмов.

· Создание благоприятных условий для интеграции научно-технической и технологической базы в сфере военных и гражданских достижений для адаптации и взаимного использования. 

Источник


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также