0
1570
Газета Экономика Печатная версия

11.09.2018 21:00:00

Владимир Путин провел "сухое докование"

Президент залил первый кубометр бетона в основание новой отрасли отечественной промышленности

Тэги: судоверфь, звезда, путин, приморский край


Владимир Путин и Игорь Сечин уверены в отличных
 перспективах «Звезды». Фото РИА Новости

Президент России Владимир Путин во вторник посетил расположенный в городе Большой Камень Приморского края судостроительный комплекс (СК) «Звезда». Здесь глава государства принял участие в церемонии закладки танкера типа «Афрамакс» и заливки первого куба бетона в основаниe самого крупного сухого дока в России. На судоверфи Владимир Путин осмотрел транспортно-передаточный док, секции многофункционального судна снабжения и многофункционального докового комплекса.

Заметим, что судоверфь «Звезда» уже в 2020 году, то есть на три года ранее заявленного срока, планирует сдать в эксплуатацию самый крупный сухой док в стране – для создания уникальных крупнотоннажных судов. Технические параметры дока позволят строить большинство типов существующих и перспективных судов практически без ограничения тоннажа и спускового веса корпусов. Речь идет в том числе о крупнейшем арктическом танкере-газовозе для работы на Северном морском пути (СМП) в рамках проекта «Арктик СПГ», буровых судах высокого ледового класса, атомных ледоколах «Лидер», сложной морской технике, предназначенной для бурения на шельфе. О перспективах «Звезды» и конкретно данного дока говорил и Владимир Путин.

«У вас будет уникальное предприятие, – обратился президент к работникам верфи. – Док сухой – 500 м. Такого вообще нет в стране! Да и в мире-то – по пальцам пересчитать, где такие есть. Здесь будут средние и крупные гражданские суда строиться, таких в России еще не строили никогда». «Это такой большой, крупный, общенациональный проект, даже не дальневосточный. В этом смысле вам повезло, что вы работаете на таком предприятии», – подчеркнул Владимир Путин.

Заметим, что вопросам судостроительной отрасли, в том числе заводу «Звезда», президент уделяет особое внимание. К примеру, практически ровно год назад в Большом Камне принял участие в закладке четырех многофункциональных судов снабжения, которым были присвоены имена «Александр Невский», «Владимир Мономах», «Катерина Великая» и «Святая Мария».

Главный исполнительный директор «Роснефти» Игорь Сечин доложил президенту, что для «Звезды» прошедший год был очень продуктивным. «За период с сентября 2017 года по настоящее время, – отметил он, – в рамках исполнения инвестиционного проекта СК «Звезда» заключено 157 строительно-монтажных договоров на общую сумму 46 млрд руб. На территорию судоверфи доставлен уникальный транспортно-передаточный док «Вымпел» грузоподъемностью 40 тыс. т и габаритными размерами 280 на 62 м». При этом, по словам главы «Роснефти», ключевые объекты, такие как цех сборки блоков, цех насыщения и модульной сборки, трубообрабатывающий и механомонтажный цеха, будут сданы в эксплуатацию уже в 2019 году. В результате мощность верфи возрастет до 90 тыс. т.

По словам Игоря Сечина, строительство новой верфи и перевооружение существующего завода происходят одновременно с реализацией производственной программы. Работы по строительству многофункциональных судов снабжения усиленного ледового класса идут в соответствии с утвержденным графиком. И уже в будущем году строительство первого головного судна на стапеле будет завершено, судно будет спущено на воду для достройки, испытаний и сдачи заказчику.

Таким образом, в Большом Камне формируется мощный судостроительный кластер, а тяжелое крупнотоннажное судостроение становится локомотивом для развития смежных отраслей. Консорциум инвесторов, который реализует проект строительства судоверфи, рассчитывает на мультипликативный эффект для российской промышленности и существенные поступления в бюджет. Кстати, по прогнозам «Роснефти», сумма налоговых отчислений только по резиденту СК «Звезда» в бюджеты всех уровней за 20 лет составит более 300 млрд руб.

Как уже писала «НГ» (см. номер от 07.09.18), по данным опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), граждане считают развитие судостроения актуальным для нашей страны (79%). По мнению респондентов, дальнейшая локализация на российских верфях производства оборудования для судов приведет к развитию смежных отраслей экономики (88%), выходу РФ в число лидеров в области мирового судостроения (75%) и обеспечению независимости судостроительной отрасли от иностранных технологий (64%). Локализацию производства на дальневосточной судоверфи «Звезда» россияне связывают с появлением новых рабочих мест (57%) и улучшением социально-экономической ситуации на Дальнем Востоке (31%).

«Мы стоим у истоков новой отрасли отечественной промышленности – тяжелого судостроения, – отмечает вице-президент «Роснефти» Андрей Шишкин. – Формируется мощный судостроительный кластер в стратегически важном регионе, близком к рынкам АТР. И это, думаю, станет поворотным моментом в истории гражданского судостроения в РФ. На «Звезде» планируется полный производственный цикл, начиная с проектирования судов и заканчивая спуском на воду, что позволит заказчикам сократить и сроки реализации проектов, и их стоимость. Мы, конечно, будем строить и газовозы, прекрасно осознавая, что развитие рынка СПГ сейчас – один из самых мощных мировых трендов. Однако ставку мы делаем скорее на суда и платформы для освоения Арктического шельфа и Северного морского пути. Это не только будущее энергетической отрасли. Это будущее континента».

Как подчеркнул Андрей Шишкин, благодаря тому, что на «Звезде» строятся уникальные спусковые и гидротехнические сооружения, можно будет применять метод крупноблочного судостроения и производить принципиально новую линейку судов. «Технология крупносекционной сборки позволяет одновременно строить на верфи и спускать на воду несколько судов и объектов морской техники массой до 40 тыс. т, – отметил вице-президент «Роснефти». – Чтобы вы наглядно могли себе представить – это вес четырех ледоколов «Ленин».

По мнению экспертов, в ближайшие годы объем перевозок по СМП увеличится в несколько раз. А это означает колоссальные поступления в госбюджет. К тому же когда мы создадим модель ледокола, который будет обладать достаточной скоростью проходки, чтобы обеспечить экономическую эффективность северного транспортного маршрута, – это будет новое слово в судостроении».

Владимир Путин, как известно, прибыл в Приморье для участия в IV Восточном экономическом форуме. В рамках этого же мероприятия «Роснефть», СCК «Звезда», «ВЭБ-Лизинг» и Совкомфлот подписали соглашения по строительству двух танкеров типа «Афрамакс» дедвейтом 114 тыс. т с последующим фрахтованием. Таким образом, с учетом ранее заключенных соглашений портфель заказов ССК «Звезда» на танкеры этого типа увеличился до 12 единиц. Это крупнейший за последнее время серийный заказ на российских верфях. Первый танкер типа «Афромакс», в закладке которого принял участие Владимир Путин, будет спущен на воду уже в 2021 году. Технологическим партнером «Звезды» в реализации проекта по строительству «Афрамаксов» является южнокорейская Hyundai Heavy Industries Co.Ltd. 

Танкеры представляют собой суда нового типа, работающие на газомоторном топливе и соответствующие новым правилам по ограничению выбросов оксидов серы и парниковых газов в бассейне Балтийского и Северного морей, которые будут введены с 2020 года. Это позволит использовать эти суда в зонах новых экологических ограничений, например в морях, омывающих Европу. Танкеры будут спущены на воду в начале 2020-х годов и будут эксплуатироваться под российским флагом.

Кроме того, в рамках IV Восточного экономического форума ССК «Звезда» и компания Samsung Heavy Industries Co.Ltd. (Республика Корея) подписали соглашение, которое предусматривает обмен опытом в области проектирования и строительства челночных танкеров. Samsung Heavy Industries предоставит ССК «Звезда» технические спецификации, а также документацию базового и детального проекта судов, окажет содействие в разработке рабочей конструкторской документации совместно с АО «ЦКБ «Лазурит».

Производство сложных морских буровых установок, танкеров и ледоколов потребует создания технологической цепочки, в которой задействованы различные отрасли. И это в итоге позволит провести модернизацию оборудования на многих десятках, если не сотнях предприятий Дальнего Востока и других регионов страны.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также