2
10173
Газета Образование Печатная версия

31.05.2016 00:01:00

Варвара Ремчукова. Дмитрий Ливанов раскрыл планы министерства

По крайней мере до 2018 года содержание и технология проведения ЕГЭ не претерпят существенных изменений

Тэги: минобрнауки, дмитрий ливанов, саммит, ассеан, сочинская декларация, наука, технологии, образование, егэ


По мнению Дмитрия Ливанова, качество диссертационных работ за два года заметно выросло. Фото с сайта www.russia-asean20.ru

Состоявшийся в Сочи юбилейный саммит Россия–АСЕАН был приурочен к 20-летию установления диалогового партнерства между сторонами. Подписанная по результатам саммита Сочинская декларация помимо договоренностей о сотрудничестве в области политики, безопасности, экономики содержит положения о социально-культурном взаимодействии.

«Тема сотрудничества в области науки, технологий, образования звучала очень объемно, – подчеркнул министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов, комментируя новые договоренности со странами АСЕАН. – Уже в течение 10 лет действует рабочая группа по сотрудничеству России и АСЕАН в сфере науки, технологий и инноваций». «Результатом пленарного заседания саммита Россия–АСЕАН явилось подписание плана сотрудничества на ближайшие 10 лет, а также создание новой рабочей группы – по сотрудничеству в сфере образования», – отметил министр.

Причем Дмитрий Ливанов особо подчеркнул, что «это беспрецедентный случай для Ассоциации АСЕАН, поскольку с другими странами, с которыми существуют отношения такого же уровня, как с Россией (а именно – с Китаем, США и Индией), такой группы не существует». Деятельность рабочей группы нацелена на повышение интенсификации обменов студентами, а также признание документов и квалификации в сфере образования. Тема университетского сотрудничества и усиления кооперации в сфере высшего образования получит развитие в рамках университетского форума Россия–АСЕАН, который пройдет 1–2 сентября 2016 года во Владивостоке.

В пункте 43 декларации также содержится призыв «в полной мере использовать возможности Центра АСЕАН при Московском государственном институте международных отношений (МГИМО Университет) для содействия развитию контактов между людьми, в том числе между представителями академических кругов и молодежи». МГИМО, в котором преподаются вьетнамский, лаосский и тайский языки, может сыграть важную роль в подготовке молодых кадров, нацеленных на работу с рынками стран АСЕАН.

В ходе встречи с журналистами Ливанову были заданы вопросы и сугубо российской повестки, один из которых был связан с форматом проведения единого государственного экзамена (ЕГЭ). Министр подтвердил важную для всех старшеклассников и учителей информацию: по крайней мере до 2018 года содержание и технология проведения ЕГЭ не претерпят никаких существенных изменений.

«Уже в течение двух лет ЕГЭ проходит без серьезных проблем и трудностей, нет ни утечек контрольно-измерительных материалов в социальные сети, нет и случаев проявления нечестности, жульничества на экзамене, в частности списываний. Мы исходим из того, что экзамен в 2016 году пройдет на таком же высоком технологическом и содержательном уровне». По мнению Ливанова, главным условием обеспечения честности и прозрачности являются не административные меры и даже не новые технологии, а сознательное отношение учеников и организаторов экзамена к своим обязанностям.

Другой вопрос, который задала корреспондент «НГ», касался реформы Высшей аттестационной комиссии (ВАК). «Уже сейчас, в последние 1,5–2 года, наблюдается рост качества диссертационных работ, и это отмечают все без исключения эксперты и те активисты, которые ведут анализ качества тех диссертаций, которые защищаются», – отметил Дмитрий Ливанов. Проводимая реформа направлена на изменение ситуации с присуждением ученых степеней авторам недобросовестных диссертаций с заимствованными научными результатами. На данном этапе это в основном воплощается в обновлении составов групп экспертов на всех уровнях – от диссертационных советов в вузах до самой ВАК, новый состав которой был утвержден правительством 30 апреля 2016 года.

«Мы принципиально изменили подходы к формированию самой ВАК. Туда вошли активно работающие ученые, люди, имеющие значимые научные результаты. Мы последовательно меняем состав экспертных советов ВАК, советов по экономике, педагогике, социологии, философии и другим гуманитарно-социальным наукам, в которых, собственно, и была сосредоточена основная масса проблем. Сейчас в советах совершенно другие люди, которые имеют высокую научную репутацию, международное признание», – заявил министр. Например, среди участников нового состава ВАК – кардиохирург Лео Бокерия, экономист Лев Якобсон, биоинформатик Михаил Гельфанд, известный своей активностью в сообществе «Диссернет».

В перспективе, по словам министра, реформа должна привести к тому, что ответственность за качество и уровень диссертационных работ будут нести сами организации и созданные ими диссертационные советы. В качестве примера Ливанов привел Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургский государственный университет: 10 мая 2016 года Госдума РФ законодательно наделила эти вузы правом самостоятельно присуждать ученые степени, без участия ВАК.

Вопросы оценки качества непосредственно научного содержания диссертационных исследований останутся в компетенции диссертационных советов и кафедр (или отделов), рекомендующих работы к защите. Для более единообразного понимания вузами своей ответственности следовало бы уточнить в рамках реформы дополнительные критерии оценки качества выполняемых работ, которые не ограничивались бы количеством публикаций в научных изданиях из перечня ВАК.

В свою очередь, молодым ученым, соискателям ученых степеней было бы удобнее соотносить свою научную работу с актуальными требованиями ВАК, если бы функция кафедр по выработке формулировок тем и планов научных исследований была в большей степени интегрирована с работой конкретных диссертационных советов в той части, где проводится оценка соответствия содержания работ Положению о порядке присуждения ученых степеней.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(2)


Виктор Рыбаков 10:20 31.05.2016

Похоже,у министра образования и науки РФ Дмитрия Ливанова целые мешки плана!

Владимир Савостин 23:48 01.06.2016

Падение образования и науки стало заметным еще в СССР с начала 80-х годов, в том числе из-за снижения объективности проверки знаний, научных работ (просьбы руководства, коллег, родственников, репетиторства и т.п. и т.д.).Так что проблема не в ЕГЭ, а в социально-экономических и др.условиях и людях. Вернуться к этому - загубить и образование и науку.



Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также