0
1820
Газета Образование Печатная версия

08.08.2018 16:30:00

Учителя считают проблему оценки надуманной

Чиновники предлагают изменить подход к измерению школьных результатов

Тэги: школа, оценки, пятибалльная система, рособрнадзор, госдума


Представим себе дневник школьника с набором цифр:
78, 65, 54... Не запутаться бы!
Фото Надежды Городецкой/PhotoXPress.ru

В Совете Федерации и Госдуме РФ представители профильных комитетов отреагировали на сделанное ранее заявление Рособрнадзора о возможности отказа от пятибалльной системы. Позиции отличаются, но не намного.

Напомним, что ранее речь об этом вели замглавы Рособрнадзора Анзор Музаев и руководитель Центра мониторинга качества образования Института образования НИУ ВШЭ Виктор Болотов. Первый подтвердил, что в его ведомстве обсуждают тему изменения системы оценивания знаний учащихся. А второй «выдал секрет», что Центр мониторинга качества образования Института образования НИУ ВШЭ выполнял проектные работы по переходу на 12-балльную систему.

Обсуждать нужно не количество баллов в системе школьных оценок, а подход к диагностике образовательных результатов, считает зампред комитета Госдумы по образованию и науке Любовь Духанина. «Стандарт предусматривает два типа результата, который должна оценивать школа: метапредметный и предметный, – приводят слова депутата новостные агентства. – Сегодня перед учителем стоит задача вывести на максимальные учебные достижения любого ученика, раскрыть его способности. Привычная пятибалльная шкала, безусловно, создавалась в те времена, когда этих требований не было. Многие школы для решения своих задач уже меняют систему оценивания знаний». «Предложение об отказе от пятибалльной системы оценок в школе заслуживает внимания. Новую систему можно было бы отработать в качестве пилотного проекта в ряде школ с сильным педагогическим составом», – встала на позиции новых реформаторов зампред комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Лидия Гумерова.

Напомним, что нынешняя пятибалльная система оценивания была установлена в качестве единой для всех школ в 1937 году. Причем каждая цифра из пяти имела четко оговоренные показатели. И возможно, что в первые годы к этим критериям относились очень серьезно. Но уже в более позднее советское время система оценок стала носить скорее эмоциональный оттенок: «Садись, Петров, два! Останешься учить задание после уроков!» – всем взрослым знакома цитата из детской жизни. Стоит признать, что фактически до последнего времени существует трехбалльная система оценивания, потому что двойки и единицы не ставятся в аттестат. А если они и появятся, то такой аттестат на руки не выдадут.

Разговоры о замене пятибалльной системы поднимались много раз, но стали более настойчивыми после официального курса на «честность ЕГЭ». Именно эта рекламная кампания положила начало разговорам о том, чтобы разрешить школам ставить «неудовлетворительно» в итоговый аттестат по одному предмету или даже по нескольким. Какая-то часть профсообщества считает, что в условиях введения ЕГЭ и последующего поступления в вуз двойка в аттестате становится не таким уж и критичным моментом. Ну не поступит в вуз выпускник школы, зато сможет устроиться на работу. И аттестат здесь нужен, даже с двойкой. По мнению других, допускать «неуд» в аттестате категорически нельзя, так как общее образование в этом случае не будет считаться полученным.

Данная коллизия положила начало дискуссии о необходимости реформирования системы оценивания. Надо заметить, что в некоторых учебных заведениях, например частных, давно уже существует рейтинговая система оценивания по 100-балльной шкале. Но это больше для внутреннего пользования, для родителей и учителей. Напомним также, что единый государственный экзамен оценивает достижения выпускника по 100-балльной системе.

Интересно обсуждение темы на учительских форумах. «Право на собственные оценочные системы школа имеет и сегодня, – реагируют педагоги. – Видимо, наши сенаторы не особенно вникают в школьные дела, поэтому и говорят удивительные вещи. Внутри школы может существовать любая система, но в аттестат ставятся отметки в рамках 5 баллов. Будет 12 баллов? Это означает одно: как единица и двойка выпали из пяти баллов, так и из 12 выпадет половина отметок». «Вместо решения реальных проблем в школьном образовании занимаются вещами, которые на процесс обучения кардинально повлиять не могут, – пишут учителя. – Подобная деятельность чиновников уже не вызывает удивления, очередная кампания, демонстрация активности».

Так что новым реформаторам придется изрядно потрудиться, чтобы доказать профессиональному сообществу полезность нововведения.     


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также