0
1
Газета Образование Печатная версия

29.08.2018 16:54:00

Психологи отмечают, что дети стали много и бессвязно болтать

Чем опасен родительский энтузиазм для первоклассника

Тэги: первоклассники, речь, родители, типичные ошибки, психология


Психологи уверяют, что готовность к школе определяется способностью ребенка следить за своими вещами. Фото РИА Новости

Грядет начало учебного года. Опытные психологи советуют всем родителям настроиться на «учебный» лад и постараться избегать ряда типичных ошибок, которые могут привести к стрессовым ситуациям для ребенка. Рассмотрим некоторые из родительских заблуждений.

Прежде всего отметим, что 1 сентября в этом году приходится на субботу. Согласно российскому законодательству, если День знаний выпадает на выходной день, то торжественные линейки переносятся на будни. Однако точную дату школьной линейки непосредственно нужно узнавать в своем учебном заведении.

В прошлые годы было много дискуссий на тему переноса тех или иных каникул. Все эти разговоры привели к тому, что к 2019 году выход на каникулы скорее всего станет централизованным и будет подчиняться строгому графику, единому для всех школ. Потому что от этого зависит время различных важных мероприятий – проведения олимпиад разного уровня, больших воспитательных акций, научных и творческих конкурсов, предметных олимпиад и т.д.

Так что расписание каникул сегодня разрабатывает Минпросвещения. Перед началом учебного года оно готовит  нормативы с рекомендованными датами каникул на осень, зиму, весну и лето. Каникулы в 2018/19 году будут, как и прежде, определяться школьным руководством.

В первый класс в этом году идет больше учеников. Демографическая ситуация, к счастью, значительно улучшилась. Судя по данным с мест, в регионах в среднем прирост первоклашек составляет 5–10%. Например, в Санкт-Петербурге в 2015 году порог школы переступили в первый раз 47 тыс. детей, в 2016-м – 52 тыс., в 2017-м – 58 тыс., в этом году пойдет 61 тыс.

Как отмечают эксперты-логопеды, в крупных городах стала заметнее тенденция отдавать детей в первый класс позднее семи лет. Частая причина – ребенок не готов ни психически, ни физически. Многие родители считают, что если малыш умеет считать и писать, то он созрел для того, чтобы учиться в школе. Увы, нет, говорят психологи. Инна Федорова, директор семейно-образовательного центра «Растем вместе» (Уфа), напоминает, что «готовность» определяется способностью ребенка следить за своими вещами. Например, находить и узнавать их, убирать в шкаф, вешать на полку, самому переобуваться и переодеваться. Далее – умением коммуницировать. Ребенок без страха способен сообщать взрослым о своей проблеме. И, наконец, способностью воспринимать информацию, узнавать что-то новое.

Практикующий психолог и логопед из Подмосковья Николай Сорокин (Электроугли) отмечает, что в последнее время стало много приходить на прием родителей с четырех-семилетними детьми с жалобами на то, что их дети постоянно и много говорят, но при этом речь их несуразная и бессмысленная. Это происходит под влиянием популярных экшн-мультфильмов. Герои которых вечно куда-то спешат, летят, с кем-то сражаются, кого-то убивают. «Мультяшного» малыша можно сразу заметить на любой детской площадке. Он много говорит, громко кричит, активно жестикулирует. Если такому ребенку только четыре года, то это чаще всего явление сенсорной эхолалии, и осмысление того, о чем он говорит, обязательно позднее придет к ребенку, отмечает эксперт. А вот когда дети постарше ведут себя подобным образом, то это может быть явным признаком того, что идет злоупотребление телевизором. Ограничить просмотр мультфильмов  следует в таком случае обязательно. И начать больше с ребенком общаться.

Психолог Юлия Гиппенрейтер дает ценные советы родителям. Напомним важные и имеющие непосредственное отношение к первокласснику.

Многие родители в первый раз приступают с ребенком к домашнему заданию. И стремятся все сделать идеально. Помогайте ребенку только в том,  что малыш не может сделать сам. Постепенно снимайте с себя заботу и ответственность за личные дела ребенка.

У многих родителей не хватает терпения. Нет таких ситуаций, когда малыша можно ударить. Выражать недовольство можно действиями ребенка, но не ребенком в целом. Лучшее наказание – лишить его чего-то хорошего, а не сделать ему плохо.

Кстати, Юлия Гиппенрейтер советует не начинать стимулировать детей рублем. Этот путь очень опасен, не говоря уже о том, что малоэффективен. Обычно дело кончается тем, что претензии ребенка растут – он начинает требовать все больше и вперед, а обещанных изменений в его поведении не происходит. При денежном стимулировании  ребенок начинает заниматься не «личным творчеством», а «зарабатыванием денег».

Многие папы и мамы первоклассников – «перфекционисты». Специально для них такой совет – можно заставить ребенка механически заучивать уроки, но такая «наука» осядет в его голове мертвым грузом. Более того, чем настойчивее будет родитель, тем нелюбимее окажется даже самый интересный и нужный школьный предмет.

Многие родители считают расписание дня пережитком прошлого. «Детям не только нужны порядок и правила поведения, они хотят и ждут их! Это делает их жизнь понятной и предсказуемой, создает чувство безопасности», – отмечает Юлия Гиппенрейтер. Детям гораздо больше, чем взрослым, нужно двигаться, исследовать предметы, пробовать свои силы. Запрещать подобные действия – все равно что пытаться перегородить полноводную реку. А весь свой нерастраченный педагогический энтузиазм родителям лучше всего направить на себя. Обязательно пригодится. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.

Читайте также