0
0
Газета КАРТ-БЛАНШ Печатная версия

27.08.2018 12:41:00

Почему молодые музыканты покидают Россию

Выпускники консерваторий бегут от невостребованности и маленьких гонораров на родине

Арам Тер-Газарян

Об авторе: Арам Тер-Газарян – журналист, фрилансер

Тэги: музыканты, карьера, выпускники, консерватория


Фото сайта pixabay.com

Первое, что довольно часто делают выпускники российских музыкальных вузов после получения диплома – уходят из профессии. Бросают «большую музыку» как победители и лауреаты серьезных конкурсов, так и крепкие середняки. Причина – отсутствие карьерных перспектив.

Карьера профессионального музыканта из России иногда развивается вопреки логике: можно годами сидеть без работы, но стоит предложить себя Европе, Китаю или США, где сама система заточена на поиск талантов, и получить там известность, как тут же появляются приглашения от российских площадок. Если же пытаться устроить карьеру, не выезжая за границу, то судьба может сложиться плачевно, несмотря ни на какие регалии и награды. Многих ждет работа в музыкальной школе. И хорошо, если школа находится в большом городе. Работать в регионах желающих мало – музыкантов не хватает. Не единичный случай, по признаниям музыкантов, когда приезжаешь на репетицию в какой-нибудь город, а фагота нет. Фагот в другом оркестре или репетирует в соседнем городе.

После консерватории, когда кажется, что вот-вот, и начнется настоящая «музыкальная жизнь», мало кто согласится на место учителя музыки или музработника в детском саду. Как рассказывает преподаватель десятилетки им. Гнесиных Ольга Воробьева, работа преподавателем в музыкальной школе сложная и в общем-то неблагодарная: ребенка надо доучить, представить. Преподаватель заведомо имеет дело с детьми, которые, за редким исключением, не собираются связывать свою судьбу с музыкой. В итоге, если работать только в ДМШ, это неминуемо приводит к профессиональной и творческой деградации. После получения диплома можно начать работать ассистентом при профессоре. Однако если раньше это была почетная должность, то сегодня – большая нагрузка и мизерная зарплата. Часто музыканты имеют лишь теоретические перспективы продвижения по карьерной лестнице в собственных вузах, потому и профессорское будущее многими рассматривается как не лучший вариант. Тем более что для этого нужно иметь завидное терпение, так как продвижение идет очень медленно. И, чтобы финансово чувствовать себя защищенными, выпускники устраиваются, к примеру, продавцами-консультантами в музыкальные магазины.

Формально возможности для продвижения у профессиональных музыкантов есть, но они настолько далеки от российских реалий, что любой из выпускников музыкальных вузов и училищ, если он хочет оставаться в профессии, в первую очередь ищет работу за границей. Считается, что оперным певцам повезло больше – ими занимаются крупнейшие мировые агентства. Но в России реализоваться сложно потому, что само устройство музыкально-театрального мира не предполагает быстрого взлета, за исключением единичных случаев. В музыкальные театры выпускников зачастую берут только для заполнения штата. И не факт, что, попав туда, певец получит партию.

«В наших театрах порой царит вкусовщина и клановость. Если ты не в милости у начальства, то уровень профессионализма может ничего не значить. В редких случаях обращают внимание на талант, – говорит приглашенный артист Большого театра Максим Кузьмин-Караваев. – Я шесть лет работал в одном из ведущих театров России, почти не получал партий, но все эти годы регулярно пел на престижных сценах мира. В наших театрах у певцов нет выбора: надо петь все, что тебе дают, независимо от того, нравится тебе это или нет, подходит к типу голоса или не подходит».

Ситуация не устраивает и Министерство культуры, которое пытается исправить ситуацию с помощью различных программ и проектов. Но этой поддержки явно недостаточно, так как государственного агентства по организации концертов молодых музыкантов в России нет. Чтобы сохранить интерес к профессии, продвигать своих студентов начинают региональные консерватории, которые проводят так называемые ярмарки выпускников, куда приезжают работодатели: руководители филармоний, театров, учебных заведений, концертных организаций. Они прослушивают студентов, прямо в консерватории заключаются договоры. Именно в таком подходе видят решение проблемы и сами музыканты: если вузы взялись за обучение, то они должны озаботиться и его будущей концертной деятельностью.

В последние годы все чаще слышны разговоры о системе распределения, которая была в СССР. Она кажется адекватной и способной остановить массовое бегство музыкантов за границу. «Не может быть так, чтобы все были выдающимися музыкантами. Рихтеры и Гиллельсы рождаются раз в несколько десятилетий. Система распределения, которая была, несмотря на то что мы много ругаем те времена, была не такая плохая: студенты, которые заканчивали консерватории, если не попадали в симфонические оркестры, в филармонии, шли в школы и училища – у них был гарантированный заработок. Сегодня этого нет, что является главной трагедией нашей профессии», – считает пианист Денис Мацуев.

Российские музыканты имеют больше шансов найти работу в других странах. Их охотнее берут в европейские и американские оркестры, обеспечивают всем необходимым, а правительства и фонды оплачивают им учебу в лучших музыкальных вузах мира. Но чтобы Россия стала для них такой же привлекательной, достаточно создать хорошо работающую систему гастролей. Если будет где и перед кем выступать, музыканты сами смогут заработать себе и на жизнь, и на дополнительное образование. Это показал опыт Китая и Японии, где концертные залы под завязку забиты публикой от 17 до 25 лет.

Однако сегодня для организации концертов в регионах просто не хватает квалифицированных специалистов по раскрутке концертов. Как объяснил генеральный директор Московской филармонии Алексей Шалашов, поддержка выпускников концертами полезна, только когда принимающая сторона профессионально организует им концерты в регионах: делает качественную рекламу, продает билеты, создает ажиотаж. Иначе музыканты оказываются невостребованными: их не ждут с новыми выступлениями, у них не повышаются гонорары. Пока же сотни молодых людей, опускаясь до уровня вынужденных переселенцев, соглашаются на работу даже в небольших европейских оркестрах, чтобы не потерять квалификацию и оставаться в профессии.


статьи по теме


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.

Читайте также