0
118
Газета Печатная версия

11.09.2018 18:44:00

Человек начал думать руками, а не головой

В основе развития языка у Homo sapience лежали наскальные рисунки в пещерах

Тэги: человек, история, антропология


Восточноиспанские наскальные изображения.
Живопись ущелья Вальторга.
Фото из книги У. Брей, Д. Трамп
«Археологический словарь», 1990 

Геродот писал в «Истории», что один из египетских фараонов будто бы поместил с рожденья в изолированных покоях двух близнецов, запретив слуге разговаривать с ними. Через два года близнецы произнесли слово «бекос», означавшее «хлеб». Вполне возможно, что дети могли развить звуковую «сигнализацию» и жесты для общения друг с другом, а также наносить на стены знаки и символы, из которых развились рисунки и рисунчатое письмо. Впрочем, Дарья Забелина из Арканзасского университета (США) показала, что «креативщики» отнюдь не опережают обычных людей с точки зрения когнитивного, или умственного контроля несущественной информации. Статья об этом опубликована в журнале Neuroscience.

У геродотовских близнецов не проверяли их способность к пению, являющемуся языком «бессловесных» птиц, изданию криков, спектром которых владеют шимпанзе. Столь грубый подход к проведению экспериментов на людях характерен для времени, когда Платон был уверен, что мы видим благодаря свету, исходящему из глаз, и что за общение отвечает язык во рту. Лишь в ХIХ веке, когда Иван Сеченов доказал, что «рука учит мозг», врачи обратили внимание на содержимое черепной коробки.

Поль Брока, известный французский врач и анатом, один из основателей антропологии, столкнулся в своей практике с пациентом Луи Леборном. Этот дуэлянт получил удар клинком в левый висок и в силу этого потерял способность говорить при сохранении способности понимать язык. Вскоре немец Карл Вернике подтвердил данные Брока, локализовав центр языкового восприятия в височной доле. Так выяснилось, что за язык отвечают две области левого полушария мозга. Кстати, это подтвердилось в случаях Ленина и Сталина, утерявших речь после поражений этих областей.

Специалисты Массачусетского технологического института произвели в 2017 году небольшую сенсацию, заявив, что в основе развития языка лежали… настенные рисунки, с помощью которых обитатели пещер общались друг с другом. Статья в журнале MIT News: Frontiers in Psychology называлась «Гипотеза о связи доисторических рисунков в пещерах с символическим мышлением и происхождением языка». Авторы идеи развития языка на основе рисунков делают особый упор на их символизм, то есть возможность передавать отвлеченные образы, действия и отношения. Мы и сегодня пользуемся изображением сердца, например, в предложении «Я – «сердце» – Москва».

Можно напомнить, что греческое слово «символ» имеет корень со значением «метать, бросать, передавать смысл» и т.д. Греки полагали, что это следы громов и молний, которые метал Зевс с неба.

Сегодня мы знаем, что мозг закладывается в утробе матери явно избыточным, то есть с толстой корой, в которой много нервных клеток. Проблема, однако, в том, что клеток-то много, но мало связей между ними. Поэтому в подростковом возрасте, начиная с пяти лет, идет элиминация нейронов, а их материал направляется организмом на увеличение количества нейронных отростков и формирование на них синапсов – точек межклеточных контактов. Процесс истончения коры при взрослении нейробиологи в деталях изучили с помощью современных томографов.

В том же Массачусетском технологическом институте и соседнем с ним Гарварде рассмотрели, как устроена в мозге память и что является ее переключателем. Известно, что за формирование памяти и ее извлечение отвечают нейроны гиппокампа, или извилины морского конька, лежащей на основании височной доли. Непосредственно клетки памяти локализуются в так называемой зубчатой извилине (DG – Dentatus Gyrus), нейроны которой посылают отростки к клеткам аммонова рога (Cornu Ammoni). А уже они «рассылают» связи к миндалине (Amygdala) в глубине гиппокампа и к нервным клеткам предлобной коры (PFC – PreFrontal Cortex). Последние отвечают не только за сохранность памяти, но и ее стабилизацию и селекцию того, что следует «хранить вечно» или побыстрее забыть.

Оказалось, что переключателем состояний является ген, кодирующий синтез внутриклеточного белка актина, взаимодействующего с протеином, организующим цитоскелет. Оба поддерживают форму клетки и очень важны для роста нервных отростков и формирования синапсов. Комплекс необходим для нормального обучения, формирования павловского рефлекса у животных. Снижение его уровня в клетках «зубчатки» увеличивает число связей с нейронами аммонова рога. Повышение уровня актинового комплекса реактивировало память и страх у мышей.

Обычно мыши живут два года. Ученые посмотрели, что происходит в мозге мышей возрастом 17 месяцев, то есть у очень «пожилых» грызунов. Оказалось, что у них повышена активность нейронов аммонова рога, которая не «гасится» сигналами из зубчатой извилины. Подавление актинового гена восстанавливало связи между структурами гиппокампа и восстанавливало способность к обучению.

Молодежь часто недовольна тем, что родители, не говоря уже о бабушках и дедушках, не могут овладеть гаджетами и девайсами. В свете полученных данных это становится вполне объяснимым.

Вольфганг Гете говорил, что овладение иностранным языком помогает лучше понять свой родной. Память важна и при овладении иностранными языками, что естественно. Вопрос только в том, где она локализуется и функционирует. Именно это совсем неожиданно и показало исследование с помощью функционального магниторезонансного томографа. Выяснилось, что для языковой функции мозга важно и… правое полушарие. Это способно поколебать уверенность многих, воспитанных на неврологических «догматах» полуторавековой давности.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.

Читайте также