0
1
Газета Я так вижу Печатная версия

05.09.2018 16:41:00

Типология продавцов знаний

Рынок репетиторов жил, жив и будет жить, хотя и в других формах и форматах

Игорь Аглицкий

Об авторе: Игорь Семенович Аглицкий – доктор экономических наук.

Тэги: репетитор, ученик, егэ, дви


Фото сайта pixabay.com

И снова сентябрь. Миллионы школьников и студентов наполнили учебные классы и аудитории. Сотни тысяч преподавателей приступили к работе. Десятки тысяч репетиторов вышли на охоту. Охоту на учеников и их родителей. Именно в сентябре происходит образование первичных пар «репетитор – ученик». И это не случайно. Попробуем разобраться.

Репетитор (в переводе с латыни – тот, кто повторяет) – человек, дающий частные уроки. Репетиторство как вид заработка появилось очень давно, но сегодня в России по сравнению даже с СССР существенно изменились и цели, и формы, и сущность репетиторских услуг. Да и сам контингент репетиторов совсем другой. Итак, кто они, современные репетиторы?

Традиционно репетиторством занимаются школьные учителя и преподаватели вузов. Сегодня эта тенденция сохранилась, но не в полном объеме. Свои услуги предлагают студенты, аспиранты и так называемые частные репетиторы, чья квалификация может быть абсолютно любой. Но важно ли это для учеников? Не совсем. Потому что сегодня не так важны реальные знания школьника или студента, как его умение правильно ответить на вопросы компьютерного теста. Теста, который часто заменяет экзамен в школе, лицее, вузе.

Начнем со школы. Уже давно школьники сдают ЕГЭ после 11-го класса и ОГЭ (ГИА) после 9-го. Не скажу за все предметы, но варианты по математике и обществознанию смотрел довольно подробно. Задания там разной степени сложности и в целом подобраны довольно удачно. Однако парадокс в том, что для правильных ответов на многие вопросы можно просто натаскать. При этом глубина и широта реальных знаний ученика остаются «за кадром».

Конечно, в ЕГЭ есть профильный уровень и задания повышенной сложности (так называемая вторая часть), где требуются развернутые ответы. Но и здесь можно натаскать, а не обучить. Ну а для натаскивания достаточно обладать весьма ограниченными знаниями по предмету и определенным опытом подготовки учеников. А это в век Интернета доступно практически каждому. Поэтому, пока ЕГЭ и ОГЭ существуют, а за натаскивание платят, рынок таких репетиторов не умрет.

Помимо репетиторов по ЕГЭ и ОГЭ, составляющих, по моим оценкам, более половины всех работающих на этом рынке специалистов, существуют и другие категории продавцов знаний школьникам. Во-первых, сама российская школа учит неплохо, но родители хотели бы научить свое дитя еще лучше. Поэтому репетиторов (по крайней мере по математике) часто берут уже со второго класса. А уж с седьмого, когда появляются алгебра и геометрия, родителей, желающих дополнительно обучать своего ребенка, хоть отбавляй.

Родители смотрят с дальним прицелом: для поступления после 9-го класса в престижные гимназии, колледжи и лицеи нужно пройти ДВИ – дополнительное внутреннее испытание по школьной программе, но повышенной сложности. Такая же ситуация и при поступлении по окончании школы в престижные университеты – только высоких баллов по ЕГЭ недостаточно. А математика как царица наук присутствует как предмет в ДВИ практически везде.

Эта работа не для энтузиастов. Здесь нужны профессионалы, знающие именно особенности ДВИ. А так как ДВИ в разных учебных заведениях отличаются друг от друга (это ЕГЭ единый для всех), то и специалист нужен узкий со знанием конкретного ДВИ. Обычно такой специалист находится в самом образовательном учреждении. Иногда он же и автор тестов. Но только он знает нюансы ДВИ. И только его хочет заботливый родитель. О моральных аспектах этой коллизии – не будем.

Приведу личный пример. Меня летом через знакомых попросили подготовить одного ученика в экономико-математический лицей при одном из университетов. Я согласился поговорить. Все же доктор наук с 20-летним стажем и специальность «Экономико-математические методы». Однако разговор с папой потенциального ученика занял менее минуты. Получив на вопрос «Вы из лицея?» отрицательный ответ, человек просто повесил трубку.

Последняя категория школьных репетиторов достаточно традиционная. Это сами школьные учителя, занимающиеся со своими же учениками дополнительно. В принципе это логично и удобно. Однако оценивает знания тот же человек, который их и продает. И здесь возможны варианты.

Перейдем к студентам. Как известно, студент бывает весел от сессии до сессии. Поэтому наплыв учеников у студенческих репетиторов имеет явно выраженную сезонность. В декабре–январе и в мае–июне желающих позаниматься хоть отбавляй. А вот в остальные месяцы таких запросов крайне мало. В отличие от школьных программ студенческие курсы обладают большим разнообразием. И в одном вузе преподают и требуют совсем иначе, чем в другом. Поэтому работа репетитора по студентам всегда творческая: нужно не только знать предмет, но и понять, чему именно учат и что именно требуют. Тем более что многие учебные курсы имеют особую специфику, граничащую подчас с неадекватностью.

Напоследок – про дистанционное репетиторство. Это сравнительно новая форма, которая экономит время и ученика, и репетитора. Кроме того, не нужно помещения для занятий. Только вот эффективность восприятия знаний не всегда бывает на высоком уровне. Например, математика с обилием сложных формул и объемных рисунков вряд ли будет воспринята по скайпу так же хорошо, как при живом общении.

Подводя итог, замечу, что пока есть спрос, будет и предложение. Даже если отменят ЕГЭ и ОГЭ, даже если унифицируют вузовские учебные курсы. Ведь сегодня некоторые школьники и студенты даже не знают наизусть таблицы умножения. Потому что с 1-го класса в телефоне считают. Поэтому рынок репетиционных услуг жил и жить будет.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.

Читайте также