0
4678
Газета Кино Печатная версия

27.04.2021 17:57:00

Фантастические твари и "Криптополис", где они обитают

В рамках ММКФ показали полнометражный мультфильм-аллегорию про обратную сторону борьбы за гражданские права

Тэги: ммкф, криптополис, мультфильм, аллегория, борьба, гражданские права


Анимационный фильм сделан в жанре психоделического переживания. Кадр из фильма

На 43-м Московском кинофестивале в одной из его параллельных программ состоялась российская премьера американского анимационного фильма «Криптополис». Впервые он был показан на «Сандэнсе», после чего попал в программу Берлинале, а в широкий российский прокат должен выйти осенью 2021 года. Режиссером картины стал Дэш Шоу, художник, автор графических романов и аниматор, в полном метре дебютировавший в 2016 году с работой «Моя школа тонет в море» – настоящим рисованным фильмом-катастрофой, в котором уходящее под воду вместе с учениками здание не только становилось метафорой взросления, но и было весьма захватывающим зрелищем, полным черного юмора и весьма недетских, несмотря на формат, приключений и диалогов. «Криптополис» также, оставаясь в первую очередь удивительным психоделическим переживанием, аллегорически рассуждает на актуальные темы.

Основное действие разворачивается в 70-е годы в пригороде Сан-Франциско. Однажды ночью, гуляя по лесу, покуривая косяк и занимаясь сексом у костра, влюбленная пара натыкается на высоченный забор посреди чащи. Перебравшись через него, парень и девушка – оба обнаженные – обнаруживают пасущегося на лужайке единорога, который, испугавшись, протыкает мужчину рогом и сам погибает от рук впавшей в ярость женщины. Позднее выясняется, что показанное в этом библейском прологе место – территория криптозоопарка, где группа экологов-энтузиастов во главе с дочкой военного Лорен Грей собирает криптидов – существ, чье существование не доказано наукой – помимо того самого единорога, есть и фавн, и кракен, и дракон, и пегас, и химера, и многие другие.

Общество вынуждает их прятаться, однако Лорен, которая в детстве столкнулась с криптидом под названием «баку» – по виду слоненком, – с помощью хобота высасывающим сны, уверена, что зоопарк изменит отношение людей, поможет им привыкнуть к неизведанному и научиться жить рядом с невероятными созданиями. Параллельно охоту на криптидов ведут военные, желающие превратить их в новое биологическое оружие. И назревающая схватка людей за души и тела полумифических тварей заставит тех, кто считал себя защитником и спасителем, пересмотреть свой взгляд на ситуацию.

Вместе с Шоу над «Криптополисом» работала команда аниматоров – весьма скромная по меркам каких-нибудь больших голливудских студий. Тем не менее изображение, со времен «Моей школы» вышедшее на новый качественный уровень, и уникальный авторский стиль рисунка позволяют работе в ее видимой невооруженным взглядом сложности задумки и исполнения конкурировать с высокобюджетными мультипликационными блокбастерами. Будто бы карандашные наброски силуэтов некоторых персонажей оказываются в расцвеченном всеми цветами радуги объемном пространстве, меняется техника рисования – от небрежной карандашной до очень детальной. При этом цельность изображения не вызывает сомнений, это по-настоящему живой мир, вибрирующий, переливающийся красками, не по-детски сказочный, а по-взрослому фантастамагоричный. Только успеваешь поверить в существование единорога, как его тут же убивают ударом камня по голове. Райской полуптице-полуженщине алконосту, обитающей на территории плато Путорана, подрезают крылья. Есть и клетки, и цепи, в общем, зрелище иногда и для окрепшей психики непростое, бьющее по самому больному – той самой детской вере в чудеса.

В этом смысле неслучайны и выбранные время и место действия, так как 70-е для Америки в целом и для солнечной и свободной Калифорнии в частности также были периодом крушения грез и надежд, в чем-то по-детски сказочных и фантастических. Протесты против войны во Вьетнаме и насилия в целом – визитная карточка движения хиппи, которое, в свою очередь, существуя в качестве фона «Криптополиса», наделяет его эстетикой и энергией измененного сознания. Весь мультфильм можно расценивать этаким наркотическим путешествием, психоделическим видением, помогающим мозгу переварить и осмыслить реальность, а также, конечно, убежать от нее, чтобы не было так больно.

Впрочем, несмотря на некоторую ностальгическую ретроатмосферу и самой анимации, и фабулы, нетрудно увидеть в «Криптополисе» вполне современный посыл. Криптиды – чужаки и социальные изгои, существование которых одни не признают, другие пытаются прекратить. А третьи в борьбе за якобы свободу и права «не таких» заходят едва ли не еще дальше. Заповедник неизбежно превращается в зоопарк, знакомство с кем-то, кто не похож на тебя, – в аттракцион, а попытка изменить представление о норме – в охоту и соревнование. Люди у Шоу изначально антигерои, лучше которых даже горгона, способная убить взглядом. Но у них есть шанс. Для этого придется отказаться от тщеславия, от надуманного мессианства, от разрушительной для построения общества социального равенства идеи, что одни знают лучше других. Путь к осознанию собственной неправоты и осознанности не обойдется без жертв, причем весьма кровавых, а вывод может показаться даже парадоксальным: добро можно творить, а можно причинять, и второе не менее губительно, чем неприкрытая агрессия. Известно, куда порой ведет дорога, выстланная благими намерениями. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Другие новости

Загрузка...