0
12106
Газета Печатная версия

28.03.2021 18:07:00

Аномалии в сотрудничестве России и Индии

Китайский и американский факторы мешают развитию стратегического партнерства

Алексей Куприянов

Об авторе: Алексей Владимирович Куприянов – руководитель Группы Южной Азии и региона Индийского океана Центра азиатско-тихоокеанских исследований ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН, кандидат исторических наук.

Тэги: россия, индия, дипломатический скандал, афганский вопрос, талибан, экономика, торговля, внешняя политика


Глава Пентагона Ллойд Остин пытался отговорить министра обороны Индии Раджната Сингха от приобретения российских систем С-400. Фото Reuters

В российско-индийских отношениях приключился скандал. Индийскую делегацию не пригласили на переговоры по афганскому вопросу в Москву, не забыв при этом позвать пакистанскую. Как разъяснил российский МИД, индийцы не прошли по формальному признаку, так как во встрече участвуют только те страны, которые «имеют влияние на обе конфликтующие стороны в Афганистане». А Индия принципиально отвергает диалог с «Талибаном» (организация, запрещенная в РФ), поддерживает Кабул, и этому критерию она не соответствует.

В Нью-Дели это вызвало всплеск негодования, в прессе и со стороны проамерикански настроенных экспертов зазвучали призывы пересмотреть отношения с Россией в пользу США. Тем более что Вашингтон в отличие от Москвы к индийским чувствам в отношении Афганистана отнесся со всей возможной предупредительностью, пригласив индийскую делегацию на будущие переговоры в Стамбул. В какой мере пожелания Нью-Дели будут учитываться при выработке итогового соглашения с талибами – вопрос отдельный (скорее всего ни в какой: американцы уже сформировали свои мирные предложения, и внести какие-то концептуальные правки в них индийцам уже не дадут). Но приглашение послано, политес соблюден, и в итоге Вашингтон отыграл у Москвы очко на индийском направлении.

Произошедший казус – хороший повод для того, чтобы поговорить о российско-индийских отношениях в принципе: куда обе стороны идут, что им друг от друга нужно, что нас разделяет, а что сближает.

Когда говорят о российско-индийском стратегическом партнерстве, вспоминают обычно о советских временах, а иногда и о более ранних: об Афанасии Никитине, и об индийском подворье в Астрахани, и о посланцах индостанских князей, прибывавших к царскому двору со слезными просьбами помочь остановить британскую экспансию. Как писал в свое время один из американских индологов, «индийцы тогда чувствуют себя уверенно и спокойно, когда выстраивают новые политические конструкции на древнем фундаменте». Индийской цивилизации много тысяч лет, российская помоложе, но обе они пережили войны, кризисы, коллапс государств, однако существуют до сих пор.

Апелляция к истории полезна, чтобы напомнить, каких высот могут достичь российско-индийские отношения, если обе стороны в этом заинтересованы. Со второй половины 1960-х начался настоящий расцвет советско-индийской дружбы, воплотившийся в знаменитой формуле «хинди-руси бхаи-бхаи». Советский Союз помогал Индии строить тяжелую промышленность, реализовывать социальные программы (включая резкое повышение грамотности населения) и вооружал ее армию, наголову разгромившую в итоге Пакистан в войне 1971 года. Взамен Индия как один из лидеров Движения неприсоединения поддерживала советские инициативы на международной арене, будучи, по сути, неофициальным союзником Москвы. Ко всему прочему обе страны опасались китайской агрессии; ось Москва–Нью-Дели означала, что в случае, если КНР решит начать войну с одним из союзников, второй атакует Китай с тыла. Хорошие отношения в сфере политики и безопасности подкреплялись экономически: СССР был одним из важнейших торговых партнеров Индии.

Крушение Советского Союза нанесло этой модели отношений смертельный удар. Внешнеполитические амбиции новой России временно съежились до границ СНГ, и нужда в поддержке Индии отпала; Москва наладила отношения с Пекином – пропала необходимость и в российско-индийских клещах для сдерживания китайской агрессии; товарооборот, который до того поддерживался на высоком уровне благодаря готовности Москвы торговать себе в убыток, на фоне экономического кризиса в России упал до ничтожных значений. Сейчас российско-индийское экономическое сотрудничество держится на трех китах: оружие, мирный атом, космос – и на всех этих направлениях позиции России с каждым годом становятся все слабее.

Пока Россия мучительно выбиралась из кризиса 1990-х, Индия стремительно развивалась. Она обзавелась ядерным оружием, мощным флотом, собственной оборонной промышленностью, преодолела кризис внешнеполитического позиционирования после прекращения холодной войны и претендует теперь на роль одного из центров силы в Азии и собственную сферу влияния, куда входят Южная Азия и регион Индийского океана. Произошла смена ролей: если раньше СССР был старшим братом, помогающим Индии развиваться, то теперь России остается только завидовать темпам роста индийского ВВП (где 5% прироста в год воспринимаются как свидетельство экономических проблем, потому что должно быть 10%) и тем средствам, которые Нью-Дели выделяет на национальные проекты и укрепление обороноспособности. Индийская экономика более чем в полтора раза обходит российскую по номинальному ВВП и более чем вдвое – по ВВП на душу населения.

Оружие? Индийцы все больше производят его сами, покупая за границей технологии, и пусть не все у них получается (история истребителя Tejas стала притчей во языцех), но они уже спустили на воду первый авианосец собственной постройки и думают над вторым.

АЭС? Тут у России на индийском рынке пока нет реальных конкурентов, но Индия все больше переориентируется на использование солнечной энергии, благо климат позволяет.

Космос? Роскосмос по-прежнему остается одним из лидеров в его освоении, но индийская космическая программа развивается бурными темпами. Индия стала четвертой державой, отправившей космический аппарат на орбиту Марса, и пока единственной, кому это удалось сделать с первой попытки.

Российско-индийский товарооборот, невзирая на все громкие призывы и грандиозные планы, так и не превысил пока 12 млрд долл. Для сравнения: с Китаем, который в отличие от России не является индийским стратегическим партнером, в 2019 году он составил более 92 млрд. Большие надежды связаны с интенсификацией работы коридора Север–Юг и морского коридора Ченнаи–Владивосток, а также с возможным заключением соглашения о зоне свободной торговли между Индией и ЕАЭС.

Проблема на самом деле не в отсутствии транспортных коридоров, она гораздо глубже: Россия и Индия просто не могут предложить друг другу что-то такое, что позволило бы быстро интенсифицировать торговлю. Россия не является и не станет в обозримом будущем мировой фабрикой наподобие Китая – а именно импорт дешевых китайских товаров выступает основой индийско-китайской торговли. Ей не требуются услуги индийских программистов и операторов – а именно это направление стало в свое время главным движителем роста торговли индийско-американской. Индии нужна нефть, но везти ее из стран Персидского залива и Аравийского полуострова, даже из Африки гораздо дешевле, чем из России. И российской, и индийской экономикам как воздух нужны иностранные инвестиции, и тут они тоже никак не могут помочь друг другу.

В том, что касается внешней политики, вроде бы все более-менее хорошо: Москва и Нью-Дели выступают за полицентричный мировой миропорядок и поддерживают друг друга на международных площадках. Но есть два серьезных фактора – китайский и американский, – которые постепенно разрушают эту идиллию. В отличие от России Индия свои споры с Китаем не разрешила. Исходя из этого Вашингтон в новом глобальном противостоянии с Пекином рассчитывает на то, что Нью-Дели станет его союзником. Сложно обвинять индийцев в том, что они благосклонно принимают щедрые подарки от богатого заокеанского партнера, пока не требующего ничего взамен. Но динамика американо-китайской холодной войны все сильнее растаскивает страны по разным лагерям. В качестве примера можно привести пресловутую концепцию Индо-Тихоокеанского региона, в которой Москва, к месту и не к месту поддерживающая Пекин на международной арене, упорно видит американскую интригу, а Нью-Дели – возможность наладить отношения со странами АСЕАН и утвердить доминирование в Индийском океане.

Это не означает, что отношения России и Индии обречены; но сам по себе новый импульс в них не появится, для этого придется серьезно поработать.

Прежде всего понять, что отношения стратегического партнерства необязательно должны иметь мощный экономический фундамент. Советско-индийское стратегическое партнерство возникло не потому, что СССР чрезвычайно нуждался в Индии как торговом партнере, а потому, что Москва и Нью-Дели столкнулись с общим противником и имели общие политические интересы. С другой стороны, огромная китайско-американская торговля не предотвратила начало холодной войны между Вашингтоном и Пекином. Мы же подсознательно воспринимаем отношения, не подкрепленные многомиллиардным товарооборотом, как ущербные и пытаемся любой ценой его нарастить. Добиться кардинального роста товарооборота вряд ли получится, и не нужно воспринимать это как поражение.

Во-вторых, нужно признать, что есть объективные внешнеполитические факторы, которые мешают развитию российско-индийских отношений. Россия в ближайшее время не откажется от курса на сближение с Китаем, потому что США и условный Запад в целом благодаря своим санкциям не оставляют ей, по сути, иного выбора. Аналогичным образом Индия не рассорится с США, потому что ей нет резона терять поддержку мирового гегемона перед лицом агрессивного, как считают в Дели, соседа.

В-третьих, необходимо сконцентрировать усилия на развитии тех направлений, функциональных и региональных, в которых заинтересованы и Индия, и Россия. Индийские бизнесмены и инвесторы с воодушевлением встретили новость о том, что их ждут в российском Приморье, – значит, нужно предоставить им все условия для того, чтобы они могли туда прийти и там работать. Российские и индийские конструкторы вместе создали чрезвычайно удачную ракету Brahmos, имеющую высокий экспортный потенциал, а российские и индийские атомщики вместе строят в Бангладеш АЭС «Руппур» – значит, совместные проекты на рынках третьих стран должны стать визитной карточкой сотрудничества.

И, наконец, Москве необходимо определиться со своей политикой в регионе Индийского и Тихого океанов. Если на Ближнем Востоке и в Африке Россия ведет себя активно, демонстрируя, что она не собирается покидать клуб великих держав, то в Пацифике, складывается такое впечатление, российская политика до сих пор движется в фарватере 1990-х: не раздражать, не высовываться, выступать за все хорошее против всего плохого.

В условиях, когда Индо-Пацифика превращается в основной театр противостояния двух сверхдержав, эта политика обречена на неудачу. Лишь тогда, когда Россия продемонстрирует, что она является сильным и самостоятельным игроком в регионе, с ней будут считаться и искать дружбы – в том числе и Индия. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Другие новости

Загрузка...