1
6631
Газета Экономика Печатная версия

03.03.2020 20:10:00

Экономика въезжает в кризис по железной дороге

К слабому внутреннему спросу добавился дефицит компонентов из Китая

Тэги: экономика, железные дороги, грузооборот, грузоперевозки, кризис


Грузоперевозки – важный индикатор экономической активности в стране. Фото PhotoXPress.ru

В стране падают грузооборот и погрузка грузов на железнодорожном транспорте. Эксперты считают это индикатором надвигающегося кризиса. Российские производители, по данным агентства IHS Markit, продолжают сообщать о снижении активности в обрабатывающем секторе. Сказывается слабый спрос на продукцию. Кроме того, компании ощутили дефицит компонентов и материалов из-за закрытия заводов-поставщиков в Китае.

Погрузка на железнодорожной сети сократилась в феврале на 0,6% к февралю 2019-го, в целом за январь-февраль – на 2,8% в годовом выражении. Грузооборот на железнодорожном транспорте за февраль 2020-го снизился на 2,4%, а за январь-февраль – более чем на 3% в годовом выражении. Такие  данные обнародованы на официальном сайте РЖД.

«Динамика погрузки на железной дороге в прошедшем месяце улучшилась, но, по-видимому, это связано с лишним днем в феврале», – прокомментировал эти данные в своем Telegram-канале директор аналитического департамента компании «Локо-инвест» Кирилл Тремасов (ранее работал в Минэкономразвития). Как напомнил эксперт, в январе падение погрузки составляло 4,9% в годовом выражении. «В марте скорее всего вновь увидим углубление спада», – ожидает эксперт.

Грузоперевозки – одна из тех отраслей, которая под конец прошлого года ушла в глубокий минус. «Спад в этом сегменте сопоставим с кризисом 2014–2016 годов», – сообщал Тремасов (см. «НГ» от 19.12.19; 23.12.19).

Кроме того, экономист ранее указывал на еще один индикатор надвигающегося кризиса – снижение спроса на рабочую силу. «В ноябре 2019-го потребность в рабочей силе (количество размещенных вакансий на бирже труда) снизилась на 1,2% в годовом выражении; в октябре было снижение на 0,8% год к году, в сентябре – на 0,4%», – пояснял он.

Эксперты аналитического агентства IHS Markit сообщили во вторник, что российские производственные компании указали в феврале на дальнейшее ухудшение рыночных условий, однако оно было самое медленное за последние шесть месяцев. «Закрытие заводов-поставщиков в Китае после вспышки коронавируса привело к еще большему ухудшению работы поставщиков в феврале. Сроки выполнения заказов в российском производственном секторе удлинились, поскольку компании столкнулись с существенным дефицитом», – отметили аналитики.

Представители обрабатывающих отраслей продолжали в феврале сообщать о снижении в производственном секторе «в условиях слабого спроса». Кроме того, по данным исследователей, «производители товаров продолжали сокращать рабочие места в середине первого квартала более быстрыми темпами».

Индекс PMI (деловой активности) обрабатывающих отраслей РФ в феврале 2020 года вырос до 48,2 пункта с 47,9 пункта в январе, сообщают в IHS Markit. Индекс основывается на анализе ответов руководителей 300 промпредприятий относительно ситуации с новыми заказами, объемами производства, занятостью, сроками поставок и запасами сырья и материалов. Показатель выше 50 пунктов указывает на общее увеличение деловой активности по сравнению с предыдущим месяцем, а ниже 50 – на общее снижение.

Ранее Минэкономразвития подтверждало, что грузооборот транспорта в России сокращается в годовом выражении уже три месяца подряд – с ноября 2019-го по январь 2020-го, до ноября динамика была близка к нулевой. За один только январь, по данным ведомства Максима Решетникова, спад составил 4,4% год к году. Хотя одновременно с этим рост промышленного производства зафиксирован на уровне 1,1%, а увеличение ВВП составило, по оценкам министерства, 1,6%. И, как уже писала «НГ», в бюджетных поправках правительство зафиксировало, что по итогам 2020 года рост ВВП РФ составит 1,9% (см. номер от 02.03.20), что уже вызывает большие сомнения у экспертов.

«Снижение грузоперевозок по железнодорожному транспорту связано в основном со спадом в строительстве и по-прежнему крайне слабым потребительским спросом, – пояснил «НГ» начальник отдела компании «БКС Брокер» Нарек Авакян. – Также негативное влияние оказала и вспышка коронавируса в Китае». «Грузоперевозки в стране явно в депрессивном состоянии, что указывает и на негативную конъюнктуру в экономике в целом», – продолжил эксперт. С одной стороны, первый квартал года еще нельзя считать показательным, с другой – негативные тенденции наблюдались уже в конце 2019-го.

Как уточнил старший аналитик компании «БКС Премьер» Сергей Суверов, падение грузоперевозок сейчас в основном связано с коронавирусом в Китае, со снижением китайского спроса на российское сырье. Но эксперт признал, что «грузоперевозки – один из важнейших барометров общеэкономической динамики».

«Спад грузоперевозок РЖД нельзя рассматривать как показатель замедления экономики страны в отрыве от данных по другим видам транспорта. Но здесь динамика также негативная: снижается объем грузоперевозок автомобильным транспортом, морским, внутренним водным и воздушным транспортом (отрицательная динамика отмечалась ежемесячно), – сообщил руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев. – Стабильно снижается число свободных складских площадей, производители работают на склад, что можно объяснить негативной конъюнктурой на внешних рынках, а также сокращением спроса на внутреннем рынке».

«Со своей стороны, мы уже отмечаем, в первую очередь по Сибири и Дальнему Востоку, некоторое снижение объемов грузоперевозок. Оценочное падение в перевозках с Дальнего Востока составило около 20%. Если говорить о характере груза, то это автозапчасти, оборудование, товары народного потребления», – сообщил «НГ» директор по транспортной логистике компании «Байкал-Сервис ТК» Виталий Скуратов. Хотя эксперт все же ожидает восстановления грузоперевозок с Китаем в этом году.


статьи по теме


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(1)


dlz 20:45 03.03.2020

На мой взгляд, падение перевозок РЖД является объективным следствием безудержного и неконтролируемого роста тарифов на грузовые перевозки в последние десятителия. Дело дошло до того, что даже лесопромышленные комбинаты стали предпочитать автомобильные перевозки древесины. Подходит время демонополизировать Ж/Д перевозки.



Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Другие новости

Загрузка...