0
3837
Газета Экономика Печатная версия

12.04.2021 19:10:00

Пандемия провоцирует ошибки в денежно-кредитной политике

Старые подходы к оценке потребительской инфляции стали неактуальными во всем мире

Тэги: коронавирус, пандемия, covid 19, экономика, потребительская корзина, инфляция

Все статьи по теме "Коронавирус COVID-19 - новая мировая проблема" On-Line версия

Фото Reuters

Пандемия сильно изменила структуру потребления, что сделало старые подходы к оценке инфляции неактуальными и порождающими ошибки в денежно-кредитной политике. Поэтому Евростат в этом году существенно пересмотрел весовые коэффициенты для расчета инфляции, увеличив доли продуктов питания, мебели, коммунальных, медицинских и образовательных услуг и сократив доли одежды, транспорта, гостиниц и ресторанов. В ряде случаев доли менялись более чем на 10%. Росстат сообщил «НГ», что он тоже скорректировал весовые коэффициенты, но, судя по его данным, они менялись иногда менее чем на процент. Центробанк (ЦБ) указал на проблему сопоставимости показателей в случае частого и радикального пересмотра весов.

Евростат в этом году изменил веса для расчета инфляции, чтобы приблизить их к новым – пандемийным – условиям. На это обратили внимание специалисты европейской исследовательской организации Bruegel, эксперты Центра макроэкономических исследований (ЦМИ) Сбера привели в своем обзоре основные выводы аналитиков.

Пересмотр состава и весов товаров и услуг в потребительской корзине – процедура ежегодная, и обычно изменения остаются почти незаметными, потому что потребительские привычки меняются достаточно медленно, уточняют аналитики. Но то, что произошло со структурой потребления во время пандемии коронавируса, стало исключением. На этом фоне весовые коэффициенты, используемые в официальных показателях инфляции, перестают быть репрезентативными для понимания ситуации в экономике и даже для принятия решений в денежно-кредитной политике, поясняют аналитики.

Уже в самом начале пандемии стало понятно, что корзина товаров и услуг, используемая для измерения инфляции, все больше расходится с фактическими потребительскими расходами: рестораны закрываются, авиаперевозки прекращаются, локдауны снижают спрос на топливо для личных автомобилей, зато, например, резко увеличивается востребованность дезинфицирующих средств, масок и т.п.

Поэтому в этом году Евростат пересмотрел многие весовые коэффициенты, которые используются при расчете инфляции. В частности, веса продуктов питания, алкогольных напитков и табачных изделий были увеличены по сравнению с прошлым годом более чем на 12%, доля мебели и бытовой техники выросла почти на 10%, услуг связи – почти на 9%, медицинских и образовательных услуг – примерно на 5%. Одновременно с этим доля услуг сферы развлечений и культуры была снижена почти на 9%, одежды и обуви – почти на 11%, транспорта – примерно на 11%, ресторанов и гостиниц – почти на 26%.

Если говорить о более детальной классификации, то, например, доля персональных компьютеров была увеличена на 29%, услуг по обеспечению доступа к интернету – на 21%, а вес внутренних и международных авиаперевозок, туров уменьшен примерно на 60%.

При этом Евростат зафиксировал в еврозоне самый большой рост годовой инфляции за десятилетие: с отрицательного значения −0,3% в декабре 2020-го до 0,9% в январе-феврале и до 1,3% в марте 2021-го.

Однако стоит учитывать, что новые веса в потребительской корзине могут снова сильно устареть, «если в какой-то момент в 2021 году экономика практически полностью восстановится и структура потребления вернется к уровню до пандемии», уточняет в обзоре ЦМИ. «Возобновление работы ресторанов в полном объеме, свобода авиаперелетов из-за открытия границ, как это было раньше, могут привести к росту цен на эти услуги. И они снова будут занижены в официальном показателе инфляции, поскольку весовые коэффициенты были значительно снижены», – поясняют эксперты.

Официальные показатели инфляции в России всегда воспринимаются населением с некоторым скепсисом, в дополнение к этому в период пандемии усугубилась проблема падающих доходов населения и скачкообразно растущих цен на продукты питания. Поэтому интересно было узнать, пытались ли российские профильные ведомства как-либо учесть фактор пандемии в своих расчетах инфляции.

«Росстат регулярно вносит изменения в список товаров и услуг, включаемых в мониторинг. Кроме того, Росстат ежегодно актуализирует веса, используемые для расчета индексов потребительских цен (ИПЦ) и средних потребительских цен», – сообщили «НГ» в ведомстве Павла Малкова. И основанием для изменений становятся фактические данные о расходах населения, которые Росстат получает по итогам изучения бюджетов домашних хозяйств.

«Для расчета ИПЦ и средних потребительских цен в качестве весов используются потребительские расходы населения и объемы потребления населения за два предыдущих года», – уточнили в Росстате. Это позволяет смягчить или усреднить разовые одногодичные всплески или падения в потреблении, вызванные, например, такими факторами, как неурожай или пандемия, уверяют в Росстате.

В 2021 году Росстат включил в мониторинг 556 товаров и услуг, выбранных по таким критериям, как массовость их потребления и максимальный объем спроса на них. Также были изменены и доли. В частности, как сообщил «НГ» Росстат, увеличилась доля продовольственных товаров – в среднем на 1,2%. При этом снизилась доля непродовольственных товаров и услуг – соответственно в среднем на 0,2% и 1% (в основном за счет легковых автомобилей, отдельных видов одежды и обуви, услуг пассажирского транспорта, туризма и т.д.).

Учитывалось непосредственное влияние пандемии. Так, выросла доля медикаментов – на 0,2% по сравнению с предшествующим периодом, медицинских товаров – на 0,3%, медицинских услуг – на 0,04%. Также увеличились расходы населения на компьютеры и телерадиотовары – на 0,12%.

Наконец, начиная с 2021 года в расчете ИПЦ были предусмотрены удельные веса для новых позиций, таких как индивидуальные средства защиты, дезинфицирующие средства, антисептики, влажные салфетки – 0,2% в потребительских расходах; лекарственные препараты, используемые при лечении больных коронавирусной инфекцией – 0,4%; диагностика на МРТ или КТ – 0,1%.

При этом Росстат особо подчеркнул, что, допустим, актуализация структуры потребительских расходов чаще, чем один раз в год, приведет к несопоставимости данных.

В пресс-службе ЦБ пояснили «НГ», что Банк России для целей проведения денежно-кредитной политики проводит анализ инфляции и делает прогноз ее траектории, при этом помимо отчетных показателей Росстата регулятор использует собственные аналитические субиндексы цен, учитывая влияние различных факторов, в том числе экономических последствий пандемии. Но ЦБ тоже настаивает на том, что статистические ряды должны быть сопоставимыми.

«В начале 2021 года Росстат увеличил в потребительской корзине долю продовольственных товаров с 36,97% до 38,16%, пропорционально снизив долю непродовольственных товаров и услуг при расчете ИПЦ. В целом это соответствует ситуации, которая сложилась на рынке по итогам коронакризиса», – сказал «НГ директор Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Александр Широв.

По его уточнению, проблема состоит в том, что для более качественного расчета ИПЦ требуются новые механизмы, использующие оперативные данные как по потреблению, так и по мониторингу цен. «В целом такие возможности с учетом технологий цифровизации существуют, однако для их реализации требуется большая методологическая работа, – пояснил он. – Кроме того, следует понимать, что никакой точной информацией нельзя решить проблему индивидуальной инфляции, которая у каждого человека своя и зависит от его индивидуальной корзины потребления». Поэтому, например, любая цифра, характеризующая рост цен в магазинах от Калининграда до Владивостока, не будет восприниматься населением как надежная, добавил Широв. 

Хоть это и трудоемко, но с учетом введения контрольно-кассовой техники и интеллектуальных систем можно попытаться рассчитывать несколько «вариантов» потребительской инфляции и анализировать разные траектории динамики цен исходя из реальной ситуации в экономике, считает аналитик компании «Фридом Финанс» Антон Скловец.

«Учет веса групп продуктов пропорционально их реальному потреблению вполне логичен. И вполне естественно, что он подвержен влиянию таких факторов, как кризисы и пандемия», – подтвердила доцент университета «Синергия» Екатерина Федюкович.

«Пандемия и сопутствующие ограничения изменили не только потребительские привычки в довольно короткий срок, но и саму структуру экономики. Как следствие, это потребовало довольно сильного изменения весов и доработки методологии. Но не каждый кризис имеет такое значимое влияние на потребительские привычки и инвестиционные подходы», – обратил внимание управляющий партнер BMS Group Алексей Матюхов.

Да и, как говорит доцент РАНХиГС Сергей Хестанов, «значительная часть ограничений, связанных с пандемией коронавируса, в России уже снята», и это делает нецелесообразным внесение кардинальных изменений в устоявшиеся методики.

«В России период локдауна был не столь продолжительным, как в Европе, и структура потребления населения хоть и изменилась, но к концу года приблизилась к допандемийной», – продолжила ведущий научный сотрудник лаборатории РЭУ им. Плеханова Анна Духон.

Эксперт добавила, что сейчас Росстат проводит большую работу по модернизации системы учета и регистрации потребительских цен: «Это позволит в автоматическом режиме осуществлять более точный и более детальный учет с точки зрения продуктового набора, а также значительно расширит количество обследуемых магазинов и торговых сетей».

По словам Духон, при новом подходе к сбору информации можно будет строить индексы потребительских цен на уровне не только субъектов РФ, но и территориальных образований и даже муниципалитетов.


статьи по теме


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также