3
3487
Газета Образование Печатная версия

24.06.2020 18:57:00

Схватка за студенческий "капитал"

Работодатели все жестче конкурируют за выпускников элитных вузов, особенно на фоне перехода на онлайн-образование

Тэги: вузы, рейтинги, работодатели, молодые специалисты, элитарные вузы, пандемия, коронавирус


Функция рейтингов вузов в числе прочего – дать возможность работодателям выбрать себе молодого специалиста. Фото Михаила Жуковича/PhotoXPress.ru

Сразу несколько рейтингов вузов вышли за несколько последних дней. Собственно, финалисты внутренних рейтингов предсказуемы. Новых лидеров вырастить не так-то просто. И не так быстро. Министерство науки и высшего образования РФ внутренние рейтинги, похоже, не особо интересуют. Руководители образования смотрят в сторону международных сравнений и рейтингов.

Задача известна – догнать зарубежных лидеров. Только как это сделать, когда даже разница в стоимости обучения довольно ощутима. В элитарном университете за рубежом эта цена составит в среднем 57 тыс. долл., а у нас самая дорогостоящая программа бакалавриата в МГИМО – 700 тыс. руб. В вышедшем сутки назад рейтинге журнала Forbes на первое место вышел Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». Причем «Вышка», как ее называют сами студенты и преподаватели, лидером стала впервые, обойдя при этом и МГУ им. М.В. Ломоносова, и Московский физико-технический институт, и др.

В первой десятке рейтинга Forbes кроме «Вышки» – МГУ им. М.В. Ломоносова, МФТИ, Уральский федеральный университет, МИФИ, МГТУ, Томский политехнический университет, Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики (ИТМО), Российская академия народного хозяйства и госслужбы и Российская экономическая школа.

В этом году Forbes скорректировал методику, чтобы понять, выпускают ли вузы «никому не нужных специалистов». Основных метрик три – «Качество образования», «Качество выпускников» и «Фактор Forbes». В первой метрике оценивались такие параметры, как уровень зарплаты преподавателей, соотношение преподавателей и студентов, доля иностранных студентов, которые учатся в вузе, организация зарубежных стажировок и т.д.

Для метрики «Качество выпускников» Forbes провел свое исследование, чтобы выяснить, «выпускников каких вузов больше всего любят работодатели». На вопросы ответили 59 компаний, совокупная численность сотрудников которых составила около 4 млн человек.

Метрика «Фактор Forbes» отражает элитарность учебного заведения. В этом году составители рейтинга учли присутствие вузов в ведущих зарубежных рейтингах – QS World University Rankings и Times Higher Education. Кроме того, в «Факторе Forbes» учтено присутствие среди студентов и недавних выпускников номинантов рейтинга перспективных россиян «30 до 30» по версии Forbes и детей богатейших бизнесменов России.

За неделю до рейтинга Forbes вышел рейтинг компании RAEX. Чтобы понять, насколько выпускники востребованы работодателями, аналитики RAEX оценили качество карьеры обладателей дипломов разных вузов. Были опрошены более 61 тыс. человек по всей стране. Авторы рейтинга считают, что на основе анкетирования студентов можно сделать вывод о том, как сами студенты оценивают получаемые ими знания и как выглядят выпускники определенного вуза в глазах работодателей. Также на место в рейтинге влияют средний уровень зарплат выпускников и уровень сотрудничества вуза с работодателями.

Эксперты RAEX дали свою оценку на образовательном рынке в связи с COVID-19. Весна 2020 года началась с закрытия мировых границ и запрета на посещение школ и вузов. Вузы перешли на дистанционную форму обучения. В целом учащиеся остались недовольны качеством дистанционного образования: они жаловались на плохую техническую готовность вузов и нехватку личного общения с преподавателями и сокурсниками. При этом вузы из топ-20 рейтинга RAEX перешли на дистанционку успешнее, чем середняки рейтинга. Некоторые из лидеров взяли образовательное шефство над студентами вузов средней руки.

До 2020 года в российских вузах росла доля иностранных студентов (с 8,3% в 2017 году до 10,3% в 2020), напоминают эксперты, – но с приходом пандемии коронавируса она, несомненно, упадет. Вторая причина, по которой количество иностранных студентов еще долго не вернется к планке 2020 года, это финансовое состояние людей: «В мировой экономике ожидается как минимум рецессия, а возможно, и глубокий кризис. Домохозяйства сейчас будут выжидать, как сильно ударит кризис, будут решать, смогут ли тратить деньги на образование детей за рубежом, – считает проректор НИУ ВШЭ Иван Простаков. – Очень вероятно, в ближайшей перспективе сократятся потоки студентов на программах международной мобильности».

Пандемия по-разному повлияла на разные научные сферы, резюмируют эксперты. Многие преподаватели были вынуждены остановить свою научную работу в лабораториях, и у них появилось время для написания статей. А вот в гуманитарной сфере активность написания статей упала. У преподавателей не хватает времени этим заниматься из-за возросшей нагрузки в связи с переходом на дистанционное образование. 


статьи по теме


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(3)


dlz 21:15 25.06.2020

Ситуация с "достижением рейтингов" разная по разным специальностям. Относительно неплохая по естественно-научным направлениям, похуже - гуманитарным, и совсем плохая - по технологическим и инженерным. Преподавание схоластики - сильный отечественный конек, успехи тут объяснимы. Гуманитариям труднее. К примеру, с подготовкой экономистов дела идут куда хуже. Более или менее приличных экономистов готовят от силы 1-2 вуза, да и им нелегко пробиться в жизни. Монополиям и олигархиям экономисты не нужны

dlz 21:17 25.06.2020

То есть, не нужны экономисты, что бы воровать. Да и действующий политический режим придерживается подобных взгядов. Чего стоят неоднократные публичные заявления предыдущего Премьер-Министра, который считал экономистов "откровенно вредной профессией" (!). Действующая вузовская подготовка инженеров фокусируется "не на обучении практическим навыкам, а на обучении основам наук". Этот подход неверен в принципе. Реальность такова, что хорошему конструкторскому бюро выпускник ВУЗа просто неинтересен.

dlz 21:19 25.06.2020

Разве только он обладает красным дипломом, который получить непросто. Пятерку за экзамен по Физике, к примеру, получает в среднем один из ста студентов. Компании должны потратить годы, что бы довести выпускника инженерного вуза до уровня современности. Преподаватели пытаются выудить из курсовых и дипломных проектов заочников современные практики, что бы хоть немного двигаться. Вузы могли бы хоть как то изучать технологии и продавать результаты исследований, но есть запрет на коммерческие гранты



Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Другие новости

Загрузка...