0
3075
Газета Образование Печатная версия

05.08.2020 18:40:00

Начало учебного года чревато эмоциональными срывами

И ученики, и учителя испытали за последние полгода сильный психологический стресс

Тэги: школа, ученики, учителя, стресс, самоизоляция, коронавирус, COVID19


Возвращение из онлайна в очный режим вряд ли пройдет абсолютно безболезненно. Фото РИА Новости

Правительство РФ планирует, что новый учебный год начнется в очном формате, но с учетом эпидемиологической ситуации в каждом регионе. Само собой, с соблюдением санитарных норм: бактерицидные рециркуляторы, бесконтактные термометры, санитайзеры, маски и перчатки – далеко не полный перечень противопандемических мер. Между тем учителя, ознакомившись с предлагаемым порядком, полагают, что это все равно... полумеры.

Настрой начать новый учебный год в традиционном режиме характерен не только для России. В странах Европы обсуждается та же повестка. Например, в Германии, по сообщениям местных СМИ, департаменты образования 16 федеральных земель пришли к согласию, что новый учебный год можно возобновить в привычном формате обучения, однако с оговоренными правилами. Контакты между учащимися они предлагают ограничить. И тогда в случае выявления заражения можно будет изолировать учеников только одного класса, а остальные смогут продолжить обучение. Также все ученики в обязательном порядке должны носить маски в коридорах школы, в классных комнатах. Детям будут постоянно напоминать о необходимости тщательно мыть руки и избегать объятий и тесных контактов с друзьями.

В России рекомендуют то же самое. А еще в общеобразовательных организациях за каждым классом должен быть закреплен отдельный учебный кабинет, в котором дети обучаются по всем предметам, за исключением занятий, требующих специального оборудования (в том числе физическая культура, изобразительное искусство, трудовое обучение, технология, физика, химия). По распоряжению Минпросвещения РФ, общеобразовательные организации должны работать по специально разработанному расписанию уроков и перемен. Цель – минимизация контактов обучающихся (в том числе сокращения их количества во время проведения термометрии, приема пищи в столовой и т.д.). По договоренности с Минздравом РФ в каждой школе в первые две недели сентября будут присутствовать медицинские работники.

Светлана Рыбина, учительница немецкого языка одной из столичных гимназий, говорит, что сейчас ощутила небольшое преимущество своей специальности. Все-таки она занимается с половиной класса, а не с полным детским коллективом. Но ее волнует теперь и другая проблема. Ей 60 лет, учительница входит в зону риска. Кстати, ни она, ни ее сверстницы и даже старше (65+) покидать школу не хотят. Московская зарплата – очень сильный стимул для учителя. Боятся все они только одного: существенного и радикального омоложения педагогического состава школ.

Детский педиатр с многолетним стажем работы Светлана Денисова из подмосковных Люберец не уверена, что ежедневное и широкое использование антисептиков может пойти на пользу организму ребенка. Особенно дошкольникам. Спектр угроз здесь достаточно широк – от аллергических реакций до кожных заболеваний. Ранее в СМИ проходили сообщения, что бывший главный санитарный врач РФ Геннадий Онищенко заявлял, что антисептики могут убивать микрофлору на руках. И отмечал, что важно читать инструкцию, перед тем как использовать данные средства. Вдобавок если санитайзер находится в зоне свободного доступа подростков, нужно тщательно следить за ситуацией. Подростки непредсказуемы, могут и пошалить.

Пункт в перечне санитарных норм о том, что все школы будут обеспечены антисептическими и защитными средствами, тоже вызывает вопросы у педиатра. Входят ли в этот перечень обязательные маски? А если решение по этому вопросу будет принимать каждый регион, то желательно всем учитывать, что маски нужно менять как минимум каждые два часа. Высидеть несколько часов подряд в защитной маске очень трудно. Тем более не надо их надевать во время занятий спортом.

Еще одно из опасений, правда, немного другого порядка... После режима самоизоляции школьники могут столкнуться с буллингом со стороны некоторых учителей, считают психологи. И связывают это с повышенной невротизацией населения после карантина. В частности, Newsru.com сообщает об этом со ссылкой на социального психолога Наилю Бирарову. По ее мнению, во время пандемии учителя разделились на две группы: одни работали дистанционно и продолжали получать зарплату, другие лишились заработка. После возвращения к привычному режиму они могут не справиться с накопившейся агрессией. Впрочем, добавим мы, и дистанционщики попортили себе немало нервов на удаленной работе.

Наш эксперт, практикующий детский психолог и дефектолог Николай Сорокин из подмосковного города Электроугли, обратил внимание, что одно из последствий коронавируса – влияние на нервную систему. Кто знает, сколько учителей переболело, в том числе и бессимптомно. Это можно понять, только когда станут известны результаты массового COVID-тестирования педагогов. Сорокин также отмечает, что учителя не успели как следует отдохнуть летом из-за того, что вышли на сессию ЕГЭ, которая прошла в середине лета. Да и сама кампания ЕГЭ была для них потенциально опасной. И пока неизвестно, какие последствия она будет иметь для педагогов в плане здоровья. Что же касается детей, то на них тоже надо обратить внимание. В первой половине сентября их будет «трудно собрать». 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Другие новости

Загрузка...