0
4000
Газета Стиль жизни Печатная версия

28.11.2021 19:34:00

Инфляция – основное блюдо праздничного стола

Как американцы готовятся к самым важным семейным торжествам года

Александр Резников

Об авторе: Александр Борисович Резников – журналист-международник, кандидат экономических наук.

Тэги: сша, коронавирус, пандемия, covid 19, инфляция, цены, праздники


Без тыквенного пирога стол на День благодарения также не обходится. Фото Reuters

Американцев, с огромным трудом и колоссальными издержками выбирающихся из омута пандемии, одолела новая напасть – инфляция. Пресса и экономисты приводят пугающие цифры, указывая на факторы, которые повлекли за собой резкий скачок цен на базовые продукты питания, энергоносители и бытовую технику. И все это в период подготовки страны к главным праздникам года – Дню благодарения и Рождеству.

Такие, казалось бы, простые продукты, как индейка и клюква – неизменные атрибуты праздничного стола на День благодарения, – интересовали американцев во все времена. То же можно сказать и о подарочной суете перед Рождеством (неслучайно весь январь десятки тысяч людей стоят в очередях, чтобы сдать в магазины то, что им подарили).

Согласно отчету Министерства сельского хозяйства США от 29 октября, индейки средневесовой категории стоят сегодня почти на 0,5 долл. за килограмм дороже, чем год назад, а крупные тушки – примерно на 46 центов. К тому же, по заявлению старшего директора по кредитованию сельскохозяйственных организаций AgAmerica Курта Ковингтона, уровень запасов мяса птицы в этом году – самый низкий за последние 11 лет.

Еще один «стратегический» компонент – клюква. Как же можно не подать к индейке клюквенный соус?! Без этого американская семья – не семья, а День благодарения – не праздник. Том Хейс, генеральный директор компании Ocean Spray – сельскохозяйственного кооператива, который производит значительную часть клюквы в стране, отмечает: «У нас были проблемы с логистикой, как и у всех. Мы продолжим делать все возможное, чтобы в магазинах был достаточный запас продукции, но в этом году нам пришлось особенно постараться». Кстати, клюква тоже подорожала.

А как быть с «черной пятницей» – этим праздником американских ретейлеров, который наступает сразу за Днем благодарения? Именно к ней приурочены самые громкие рекламные акции, одна из целей которых – продать все как можно дешевле, увеличив прибыль за счет объема продаж. Но беда в том, что распродавать особенно нечего: дешевых товаров очень мало, цены поднялись практически на все.

Согласно опросу агентства US News, проведенному в конце октября, около четырех из десяти американцев говорят, что были вынуждены включиться в предпраздничную потребительскую лихорадку как можно раньше, опасаясь очередного подорожания. И лишь 12,5% опрошенных спокойно ждали традиционных распродаж. Похоже, что розничные сети предвидели эту тенденцию: «черная пятница» длится уже который день. Но дело не только в ценах: возникает дефицит.

США достигли такой «чудесной поры», когда практически все товары широкого потребления производятся вне страны. Поэтому, когда поставки из Китая и других государств по тем или иным причинам срываются, возникает эффект пустых полок, который сопровождал американцев почти всю пандемию. Инфляция, таким образом, не только опустошает карманы, но и порождает до боли знакомый многим россиянам дефицит товаров. И хотя президент Джозеф Байден недавно встречался с руководителями крупнейших торговых сетей, а также ведущих транспортных компаний с тем, чтобы на период подготовки к праздникам заручиться их поддержкой в деле ликвидации дефицита и организации надлежащей доставки товаров, гарантировать никто ничего не может.

В условиях растущей инфляции американцы устремились было в магазины, в которых раньше все продавалось за доллар – от консервированных овощей и бумажных салфеток до моющих средств, канцелярских товаров и др. В июле посещаемость торговых точек этой сети по сравнению с июлем 2019 года выросла на 30%. Но и они перестали считаться магазинами для бедных, поскольку теперь возможность сэкономить ищут многие. Впрочем, даже эта «спасительная ниша» скоро останется в прошлом: компания недавно объявила, что увеличение транспортных расходов вынуждает ее отказаться от политики «все – за доллар». Взамен появляются магазины, в которых те же товары продаются уже не по 1, а по 3–5 долл.

Конечно, многие переживут эту якобы мелочь, но те, кто вынужден считать каждый доллар, даже такой рост цен воспринимают болезненно. Теперь представим, что человеку, получающему небольшую зарплату, еще нужно добраться до места работы (общественный транспорт в США традиционно уступает личному автомобилю). Заметим, что с апреля 2020 года бензин в зависимости от штата подорожал на 50–70%.

Эксперт университета Южной Каролины Джон фон Нессен советует: «Думаю, что потребителям нужно быть более гибкими, планировать наперед и понимать, что за покупки, возможно, придется заплатить несколько больше, чем раньше». Но обыватель этим не ограничивается. Многие стали покупать впрок, активнее используя морозильные камеры и упаковочные материалы.

За две недели до праздника на парковке у супермаркета в Балтиморе (штат Мэриленд) пожилая дама попросила помочь ей загрузить в багажник примерно дюжину коробок с яблочными пирогами. На мой вопрос – зачем ей так много пирогов и как их хранить – она с убеждением ответила: «Ведь накануне Дня благодарения пироги будут стоить в два раза дороже! Я заверну их в фольгу, и они не испортятся».

Многие владельцы маленьких овощных лавок, как, например, Хосе Мота из города Эль-Пасо в Техасе, снижают норму прибыли до 1–2%, лишь бы удержать прежние цены и не отпугнуть покупателей. Некоторые рестораторы арендуют менее уютные и меньшие по размеру, чем раньше, помещения, чтобы сохранить бизнес. Другие, не выдерживая натиска цен, объявляют себя банкротами. А те, кто пока чувствует себя уверенно, перестают ходить в рестораны и пользоваться дорогостоящими услугами.

Данные многочисленных исследований свидетельствуют о том, что даже такая святая святых американской жизни, как благотворительные центры, сталкивается с увеличением расходов, потому что количество людей, нуждающихся в бесплатной еде, резко возросло. «Когда продукты дорожают, уровень продовольственной безопасности малоимущих падает. Многие центры не смогут все время покрывать расходы на еду, поскольку она теперь в два-три раза дороже, чем раньше», – заявляет Кэти Фитцджеральд, менеджер некоммерческой организации Feeding America, обслуживающей сотни таких точек. Сбои в поставках, удорожание и сокращение товарных запасов, нехватка рабочей силы подрывают основы благотворительности, от которой зависят десятки миллионов людей в США.

Однако есть эксперты, которые не считают инфляцию большим злом. Ведь если цены не повышать, а снижать, то, как полагают некоторые, возникнет еще более страшное явление – «дефляционная спираль». При ней исчезает стимул тратить деньги: зачем что-то покупать сегодня, если завтра это подешевеет, зачем строить завод и нанимать рабочих, если прибыль будет ниже ожидаемой? Контролируемая инфляция, по мнению сторонников данной теории, даже чем-то полезна: если цены растут, а вклады обесцениваются, то покупатель поторопится «сбросить» дешевеющие «бумажки». То же касается и серьезных инвесторов, которые предпочтут вложить обесценивающиеся средства в недвижимость или инфраструктуру (где цены куда стабильнее), а не сидеть в ожидании высоких прибылей.

Но простых американцев, едва ощутивших ослабление тисков пандемии, рост цен и дефицит товаров отнюдь не радуют, особенно на фоне массы контейнеров с товарами, скопившихся на грузовых площадках, и верениц судов, ожидающих разгрузки в портах. Совершенно очевидно, что в нормальное русло жизнь войдет не скоро. И тут уместно вспомнить расхожую американскую поговорку: перед тем как станет лучше, будет еще хуже. 

Вашингтон


статьи по теме


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также