0
5077
Газета Я так вижу Печатная версия

11.10.2021 19:50:00

Дума о здоровье

Вопросы здравоохранения становятся ключевыми для национальной безопасности

Михаил Делягин

Об авторе: Михаил Геннадьевич Делягин – экономист, избранный депутат Госдумы РФ.

Тэги: здравоохранение, нацбезопасность, биологическая безопасность, коронавирус, пандемия, covid 19, реклама, лекарства, телевидение


Фото агентства городских новостей "Москва"

Мы привыкли думать и говорить о безопасности России в контексте ее обороноспособности, защиты политического суверенитета и развития экономики. Безопасность ассоциируется с человеком в погонах, оружием, крепкими стенами. Эпоха коронавируса вскрыла еще одну грань безопасности, которой в последние десятилетия уделялось совершенно недостаточное внимание: это медицинская или, шире, биологическая безопасность. Данный термин использовал президент России в своем Послании в апреле 2020 года. «У нас должен быть мощный и надежный щит в сфере санитарной и биологической безопасности», – заявил Владимир Путин в контексте борьбы с COVID-19 и вполне реальной угрозой распространения новых заболеваний.

В новейшей истории российского законотворчества VII созыв Госдумы навсегда запомнится как парламент эпохи коронавируса. Парламентарии вынуждены были не только в кратчайшие сроки разрешить основные накопившиеся проблемы, но и на ходу собрать систему норм, обеспечивающую борьбу с ковидом и одновременно поддерживающую и по-новому организующую жизнь в экономической и социальной активности самоизолированных россиян. Сделано было многое.

С 2016 по 2021 год Государственная дума приняла 151 закон в сфере общественного здоровья. Показатель впечатляет, но это лишь 5,8% от всех принятых законов. Несомненно, данная тема заслуживает большего внимания, ведь безопасность страны недостижима без здоровья граждан.

Новый состав Государственной думы VIII созыва собирается на свою первую сессию. Что предстоит сделать для защиты России от новой угрозы XXI века? Нам стоит серьезно подумать над наращиванием усилий в этом направлении. И речь не идет о механическом увеличении количества законопроектов. Парламенту предстоит подумать и проанализировать, какие недоработки и откровенные дыры есть в законодательстве, и отработать их – крайне желательно превентивно. Все мы помним, в какой спешке и каких условиях принимались «пандемийные» пакеты – о стимулирующих выплатах, удаленной работе, дистанционной торговле лекарственными средствами и многие другие. Готова ли страна к новой инфекции, если она начнет распространяться уже завтра? Это касается, кстати, и финансирования научных исследований в сфере здравоохранения, и финансирования больниц, и реформы системы ОМС.

Наверное, одним из самых опасных факторов нашествия коронавируса стала атмосфера недопонимания и неопределенности. В этой ситуации многие россияне обратились за советом и поддержкой в СМИ и интернет. И многие попали под влияние псевдоспециалистов, а порой и откровенных мошенников, распространявших чудо-средства для предотвращения или лечения коронавируса. Официальная статистика умалчивает о том, сколь многие могли пострадать из-за таких советов или навязчивой и порой весьма убедительной рекламы.

Борьба с коронавирусом стала эффективным лозунгом многих потребительских брендов и, конечно же, оказалась востребованной фармрынком. В мае 2021 года один из депутатов Госдумы внес инициативу по запрету рекламы лекарственных средств на радио и телевидении. Как сообщается в пояснительной записке, «навязчивая реклама лекарственных средств содержит сообщения о моментальном исцелении... Итогом такой рекламы является то, что человек приобретает лекарство не по назначению или совету врача, а по рекомендации рекламодателя». По данным, которые приводит инициатор проекта, из-за самолечения умирает до 55 тыс. россиян в год. Заведомо недобросовестная реклама, в том числе медикаментов, – это и есть одна из дыр в безопасности государства, из-за которой (разумеется, в сочетании с общей деградацией здравоохранения) гибнет население целого небольшого города. Должна ли Госдума обратить на это внимание? Обязательно, даже если тот конкретный законопроект был несовершенен.

Но если рынок официальной рекламы у нас так или иначе регламентирован и всегда можно установить ответственных рекламодателя и рекламораспространителя, то с развитием новых цифровых технологий возникают системы коммуникаций, которые никоим образом не регламентированы действующим законодательством, и субъекты здесь не несут никакой ответственности за свои действия. Прежде всего я говорю о подлинной пандемии «Instagram-медицины» и «YouTube-медицины». В сети уже сложилась огромная масса людей, называющих себя врачами тех или иных (порой вымышленных) специальностей, который строят свой бизнес на получении денег за рекомендации тех или иных препаратов. Это колоссальная проблема: поскольку «лечить» берутся люди, зачастую не имеющие никакого медицинского образования, они назначают порой безумные дозировки тех или иных веществ, а то и просто запрещенные в РФ препараты, включая наркосодержащие и ядовитые, или сильнодействующие незарегистрированные лекарственные средства. А люди им верят: это же эксперты с сотнями тысяч, а то и миллионами подписчиков. При этом настоящим врачам в больницах и поликлиниках, по понятным причинам, полностью доверяют лишь 36% россиян.

Разумеется, запрет не должен касаться ни дипломированных врачей, ни бескорыстного обмена медицинскими знаниями обычных людей, в том числе и в порядке самообразования. Необходимо пресечь лишь недобросовестную коммерческую деятельность, приобретшую в силу значительных финансовых ресурсов, выкачиваемых из доверчивых или отчаявшихся граждан, колоссальные, опасные для общества масштабы.

Другой близкий вопрос, который постоянно обсуждается в прессе, – это как раз источник такого рода продукции. Ирония в том, что дыра в безопасности ведет нас напрямую в США: именно так устроена международная торговля. Трансграничные интернет-магазины не несут никакой ответственности, продавая в России незарегистрированные добавки, а иногда и сильнодействующие лекарственные средства под видом БАДов. Что-то с этой угрозой делать придется. А угрозы тут многообразные: от ущерба здоровью и жизни граждан до (извините, я все-таки экономист) недополучения налоговых отчислений, а также разрушения экономики и потери рабочих мест – поскольку российские производители, как и легальные иностранные участники рынка находятся в абсолютно неравных условиях с трансграничными сервисами.

В принятой стратегии биологической безопасности нет ни слова об этих и аналогичных проблемах, хотя они касаются каждого. В планах работы Комитета по охране здоровья Госдумы эти вопросы также не упоминаются. Если приводить аналогию, возможно, грубую, – бомбу можно сделать из подручных материалов и бытовой химии. Так и с этим вопросом: навредить здоровью граждан можно и без ядов, достаточно рекомендовать или продавать непроверенные препараты: эффект может быть даже страшнее и масштабнее.

Очень бы хотелось, чтобы новый созыв Госдумы обратил внимание на эти и подобные проблемы. Они касаются не просто развития здравоохранения, это прямые вызовы государственной безопасности России. Люди и их здоровье совершенно неожиданно для нас стали новым ключевым ресурсом, и международная война вакцин показала это прямо и открыто. В России сейчас дело за тем, чтобы очистить рынок от тех, кто, используя экономические и информационные инструменты, пытается вторгаться в область здравоохранения. У России должен быть к таким попыткам иммунитет, нам нужна открытая миру и жадно впитывающая новые возможности, но при этом полностью суверенная медицина. 


статьи по теме


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также