11
15377
Газета Вооружения Интернет-версия

31.10.2014 00:01:00

Прерванный полет "Орлана"

Созданные для обеспечения господства советского ВМФ в океане крейсеры проекта 1144 превратились в "белых слонов" российского флота

Тэги: флот, судостроение, опк


Американский патрульный самолет выполняет облет крейсера «Фрунзе» во время его перехода на Дальний Восток. Фото с официального сайта Министерства обороны США

Идея создания надводных кораблей с атомной энергоустановкой (АЭУ) возникла у советского военно-политического руководства во второй половине 1950-х годов. Однако первая попытка традиционно вышла комом:  разработка атомного корабля противовоздушной обороны (проект 81) и атомного крейсера (проект 63) была прекращена соответственно в 1957-м и 1959-м годах.

Второй раз войти в ту же реку попытались в середине 1960-х, когда коллективу ленинградского ЦКБ № 53 (затем – Северное проектно-конструкторское бюро) поручили создать «недорогой» океанский атомный 8000-тонный «сторожевик». Имея неограниченную дальность плавания, он должен был обеспечивать боевую устойчивость отрядам боевых кораблей, сопровождать конвои, а также с высокой эффективностью выполнять поиск, сопровождение и с началом боевых действий – уничтожение ПЛАРБ противника. Планировалось построить по одному такому кораблю на каждую вражескую ПЛАРБ, что в итоге должно было составить 35–40 единиц.

Однако вскоре стало ясно: планы эти невыполнимы. В основном по причине высокой стоимости корабля и неготовности отечественного судпрома к постройке такой серии атомоходов достаточно большого по тем временам водоизмещения. Тем не менее работы по теме корабля с АЭУ были продолжены в рамках создания большого атомного противолодочного корабля (БПК) проекта 1144 «Орлан».

Первоначально на нем планировалось установить перспективный универсальный ракетный комплекс, способный поражать надводные, подводные и даже воздушные цели; 57- и 76-мм артиллерийские и реактивные бомбометные установки, торпедные аппараты и беспилотный вертолет. Затем добавили комплекс противолодочного управляемого оружия с ракетами, оснащенными атомными глубинными бомбами, или ракето-торпедами.

Впрочем, ни универсальный ракетный комплекс, ни беспилотный вертолет созданы так и не были. И состав вооружения «Орлана» по ТТЗ уже включал противокорабельный ракетный комплекс (ПКРК) П-120 «Малахит», комплекс противолодочного управляемого ракетного оружия (ПЛРК) «Метель» с твердотопливной телеуправляемой крылатой ракетой 84Р (боевая часть – самонаводящаяся противолодочная торпеда АТ-2У), зенитный ракетный комплекс (ЗРК) С-300 «Форт» (аналог сухопутной «трехсотки»), 130-мм универсальные и 30-мм скорострельные артустановки, 533-мм торпедные аппараты (ТА) и реактивные бомбометы (РБУ). Плюс два вертолета.

Эскизное проектирование корабля закончили в 1969 году, но 25 мая 1971 года в истории будущих ракетных крейсеров типа «Киров» следует новый поворот. Согласно новому постановлению, проект 1144 «Орлан» объединили с разрабатывавшимся одновременно проектом 1165 «Фугас» – атомным ракетным крейсером, имевшим основным предназначением борьбу с авианосными и корабельными ударными группами противника (основное вооружение корабля должны были составить сначала 48 ракет 

П-120, а затем – 32 ракеты П-700 «Гранит»). При этом атомный БПК, которому теперь придавались ударные функции, стал отныне атомным противолодочным крейсером, а позже, в 1977 году, его перевели в новый класс – тяжелый атомный ракетный крейсер.

АТОМНЫЙ ЛЕВИАФАН

Разработка «объединенного» проекта осталась за Северным ПКБ, техническое проектирование завершилось в 1972 году, а 26 марта следующего года на Балтийском заводе в Ленинграде заложили головной корабль серии – «Киров». В новой роли крейсер предназначался для нанесения ударов по корабельным группировкам противника (в первую очередь – по авианосным группам и соединениям); поиска, слежения и уничтожения подлодок, а также обеспечения зональной ПВО своих сил.

Создание такого крупного надводного корабля сразу вызвало массу проблем, что неудивительно. Промышленности предстояло строить не просто большие корабли, а настоящие «ракетные линкоры», стандартное водоизмещение которых превышало 24 тыс. т, а наибольшая длина корпуса достигала 251 м. Для сравнения – максимальная длина линкора «Ямато» составляла 263 м (правда, по водоизмещению японский гигант был в два с лишним раза больше).

Для серийной постройки крейсеров проекта 1144 на Балтийском судостроительном заводе пришлось специально формировать поточную линию первичной обработки листовой стали и линию плазменной резки листов бронестали и толстых листов нержавеющей стали для баков железоводной защиты, требовавших получения особой чистоты поверхности и кромок. В общей сложности только для корпуса «Кирова» необходимо было собрать и сварить свыше 300 объемных секций, ряд из них – по 80 т.

Создавать специально для «Орлана» пришлось и атомную энергоустановку. Разработчики применили блочную схему компоновки, позволившую уменьшить габариты АЭУ и улучшившую ее эксплуатационные параметры, тогда как автоматическая система расхолаживания была способна заглушить реактор даже в случае опрокидывания корабля.

Важной особенностью главной энергоустановки крейсеров типа «Киров» стало то, что наряду с атомной имелась и резервная энергоустановка – на базе двух паровых котлов. Участники тех событий утверждают, что на одном из совещаний по вопросам разработки крейсера проекта 1144 тогдашний Главнокомандующий ВМФ Сергей Горшков спросил собравшихся: «А вы представляете, что будет, если в каком-нибудь Южно-Китайском море «полетят» сразу оба ядерных реактора? Какой это будет удар по престижу советского флота?» Результатом совещания и стало решение установить на крейсер резервную неядерную энергоустановку, способную обеспечить ему ход 17 узлов.

В проекте был реализован и еще целый ряд новых и нетрадиционных конструктивных решений. Впервые в практике отечественного кораблестроения большая часть комплексов оружия была выполнена в закрытом исполнении – их элементы размещались в подпалубных помещениях. В первую очередь это ПКРК «Гранит» и ЗРК С-300Ф, имевшие соответственно 20 подпалубных ненаводящихся ПУ контейнерного типа для сверхзвуковых ракет 3М45 и 12 подпалубных ПУ по восемь готовых к пуску ракет в каждом «барабане» с общим боезапасом 96 ракет 5В55РМ. Да и комплекс «Метель» с одной сдвоенной наводящейся ПУ контейнерного типа был доработан в специальном исполнении – боекомплект из 10 ПЛУР размещался в горизонтальной установке револьверного типа и был убран под палубу полубака.

Кроме того, головной корабль получил ЗРК «Оса-МА» (две двухбалочные наводящиеся палубные ПУ, 40 ракет 9М33), две одноствольные 100-мм артустановки АК-100 (1200 выстрелов), 8 шестиствольных 30-мм артустановок АК-630М (48 тыс. выстрелов), два пятитрубных 533-мм ТА (размещались на второй палубе, стрельба велась через бортовые лацпорты, закрытые в походном положении; боезапас – 10 торпед СЭТ-65 или 53-65К), одна 12-ствольная 213-мм реактивная бомбометная установка РБУ-6000 (72 реактивные глубинные бомбы) и две шестиствольные 305-мм РБУ-1000 (48 РГБ), а также три вертолета постоянного базирования, различные средства РЭБ и пр.

ЯДЕРНАЯ ТРОИЦА

В последующем «Орланы» строились по усовершенствованному проекту 11442, в том же корпусе и практически с теми же корабельными механизмами, но с иным составом вооружения. В его состав постепенно включили новейшие ЗРК «Кинжал» с подпалубными ПУ вертикального пуска (четыре восьмиракетных «барабана»), зенитный ракетно-артиллерийский комплекс «Кортик» (шесть боевых модулей), комплекс АК-130-МР-184 с двухствольной 130-мм артустановкой, а также ПЛРК «Водопад-НК» с ракето-торпедами, применяемыми наряду с обычными торпедами из 533-мм ТА или ракето-торпедных пусковых установок (общий боезапас ПЛУР и торпед довели до 30 штук), а также комплекс противоторпедной и противолодочной защиты РКПТЗ-1 «Удав-1» с двумя 10-ствольными 300-мм ПУ (120 РГБ).

Последний крейсер, «Петр Великий», получил еще и один комплекс 

С-300ФМ «Форт-М», отличающийся расширенными зонами поражения по дальности, высоте и нижней границе, а также возросшей возможностью перехвата высокоскоростных целей, в том числе баллистических ракет, и увеличенной канальностью по цели и по ракете.

Считается, что «Киров» и его систер-шипы должны были использоваться в качестве ядра для формирования корабельных поисково-ударных групп либо же создавать костяк сил охранения авианосных групп, формируемых на базе атомных авианосцев типа «Ульяновск». В состав этих групп также мог бы входить и атомный разведывательный корабль типа «Урал» с системой «Коралл».

Впрочем, до распада Советского Союза удалось построить только три «Орлана» – четвертый вошел в боевой состав флота лишь в 1998 году. Атомный БРЗК «Урал» давно уже ржавеет на Дальнем Востоке – в сентябре с.г. объявлен тендер на его утилизацию стоимостью около 1,2 млрд руб. Что же касается атомного авианосца «Ульяновск», то его в 1992 году, «в младенческом возрасте» убили охочие до легких денег украинские судостроители (обещанных заказов они, кстати, тогда так и не получили).

ВОСХИЩЕНИЕ

В период достройки на Балтийском заводе последнего из ракетных крейсеров проекта 1144, «Петра Великого», автор этого материала был курсантом ВВМУ им. М.В. Фрунзе. На время визитов в Северную столицу боевых кораблей зарубежных флотов от нашего училища назначались офицеры связи. Один из таких офицеров, находившийся в октябре 1994 года на борту эсминца УРО «Глазго», ветерана боев за Фолкленды, сопровождавшего королевскую яхту «Британия» во время ее захода в Санкт-Петербург (яхта и эсминец обеспечивали государственный визит в Россию королевы Елизаветы II), рассказал о следующем примечательном эпизоде.

Во время прохода эсминца мимо стоявшего у достроечной набережной завода «Петра Великого» один из британских офицеров обратился к российскому коллеге:

– Вы же говорите, что в российском флоте нет линкоров…

– Да. Сейчас нет, – не совсем понимая суть вопроса, ответил наш офицер.

– А это что тогда такое? – с некоторой долей сарказма парировал британец, указывая на проплывающий мимо гигантский корабль.

– Это? Это ракетный крейсер.

– Крейсер?! – настала очередь удивляться офицеру флота ее величества. – Каким же тогда у вас был бы линкор?..

А что вы, собственно, хотели? Обычная военно-морская справедливость: у кого-то есть атомные авианосцы, а у нас – их убийцы. И тоже атомные.

ФИНАЛ

Создание крейсеров проекта 1144 явилось не только и не столько ответом на вызов, брошенный США, как это было в случае с другими советскими военными программами, сколько объективной необходимостью. Как тогда казалось, отечественному ВМФ остро требовался корабль, способный неограниченное время – в пределах, конечно, своей автономности – осуществлять поиск, обнаружение и слежение за вражескими ПЛАРБ в любых районах Мирового океана, а также обладающий достаточным боевым потенциалом для уничтожения крупных отрядов боевых кораблей и авианосных групп потенциального противника.

Причем в конечном счете «Орлан» из узкоспециализированного корабля трансформировался в многоцелевой, став, по существу, первым отечественным кораблем, способным одинаково эффективно решать задачи борьбы с подлодками, надводными кораблями и средствами воздушного нападения противника. Государственной премии за проект 1144 были удостоены сразу пять конструкторов Северного ПКБ, не обошли высокие награды и первого командира корабля, и многих принимавших участие в его испытаниях моряков, и представителей промышленности.

С другой стороны, атомные крейсеры типа «Киров» стали лебединой песней советского кораблестроения, финальным аккордом «доктрины гигантов». Серьезно подзатянувшаяся программа пала жертвой самых суровых и бескомпромиссных судей – времени и научно-технического прогресса, не оставившего в военных флотах мира места для огромных линкороподобных «белых слонов» (пример из-за океана – гибель проекта 500-ракетного «корабля-арсенала»). В итоге, как это ни печально сознавать,  сегодня место для «Орлана» осталось, пожалуй, только в музее.

Причем слова о музее отнюдь не «шутка юмора». В целях патриотического воспитания молодого поколения и сохранения памяти о целой эпохе – эпохе советского океанского ракетно-ядерного флота – нам, как представляется, обязательно необходимо сохранить один из ее знаковых кораблей в качестве главного корабля-музея России. Так, как это сделано, к примеру, в США с несколькими крупными боевыми кораблями, включая авианосцы, или во Франции, где на бессрочную вахту заступил стратегический ракетоносец «Редутабль». Претендентов на такой мегамузей у нас сегодня осталось всего два – либо крейсер проекта 1144, либо подводный ракетоносец проекта 941.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(11)


Владимир Степанов 19:05 31.10.2014

США для строительства своего флота разработали новые технологии проектирования и создали принципиально новую отраслль промышленности. Корея (Южная) превратилась в мировую верфь и строит всем гигантские газовозы. танкеры и прочие морские гиганты. У нас нет торгового флота и ВМФ, нет доков, даже Мистрали покупаем во Франции, зато предлагают строить москитный флот, а о настоящем забыть!

владимир пейсин Владимир Степанов 17:39 02.11.2014

вова ты прав у нас нет ничего поэтому начинать надо не с этих никому не нужных кроме больных на голову так называемых патриотов гигантских военных кораблей а гражданских грузовых и пассажирских судов в россии они уже несколько раз срок своей службы проддевали

Ar Ab 18:17 02.11.2014

И большие корабли тоже нужны, все надо развивать паралельно и гражданский и военный сектор. Я так понял, что гражданские заказы прям завалили наших корабелов, что, нет, не завалили?! Ну тогда рты закройте, если нет заказов то чем прикажете поддерживать судостроительную отрасль, тем более такой высотехнологичный сектор, как военное кораблестроение. Блин умники тут одни, и автор тоже туда же. Хоть один крупный надводный военный корабль у нас с нуля построили?! Нет, и неизвестно когда построят.

Ar Ab 18:20 02.11.2014

Деньги считать научитесь, корпус корабля сколько стоит?! А тут корпус готовый есть, только оснасти его современным оружием и все, грозная боевая единица готова. Не надо говорить типа ее легко уничтожить, любой корабль если надо можно уничтожить и авианосец в том числе, но никто ж от них не отказывается, берегут то что есть, деньги считать умеют, а мы что хуже?!

владимир пейсин Ar Ab 18:25 02.11.2014

в россии не хватает всего в том числе квалифицированных кадров корабеллов и денег поэтому начав строить эти мостадонты россия останется без гражданских судов

Владимир Степанов 21:21 02.11.2014

Артур прав, не строим крупных судов любого назначения, дело не в деньгах и людях, а в порочной политике, столь же безграмотной и гнилой, что и в авиации. А то у нас средств и специалистов меньше, чем в Корее. Думать надо, что пишешь.

владимир пейсин Владимир Степанов 15:18 03.11.2014

я то думиаю а ты всен лозунгами с первомайских демонстраций питаешься в россии вообще нет специалистов и не только в кораблестроении особенно не хзватает сващиков именно поэтому этот несчастный так называемый авианосец никак не могли доделать а когда доделали и сдали получился таким что индийцы в боевой состав не ввели а сделали учебным и так везде а по поводу денег ну может быть у кого то они есть что бы очередную яхту сделать или дворец построить но на путное денег нет и не предвидится

Владимир Степанов владимир пейсин 17:07 03.11.2014

Индия приобретает у нас лучшие боевые самолеты, подводные лодки, а учебные авианосцы существуют только в твоем нездоровом мозгу. Насчет "так везде", то второе место России после США по экспорту вооружений - лучший ответ на твой дикий бред. А здесь заказчик влез с неграмотными требованиями к паросиловой энергетической установке, так что пришлось переделывать по первоначальному варианту - сварщики и прочие здесь ни при чем.

владимир пейсин Владимир Степанов 21:54 03.11.2014

вова российское оружие было очень дешевым но очень плохим поэтому приобретали его только страны которые не могли покупать хорошее но дорогое оружие индия сейчас может покупать хорошее оружие поэтому россия проигрывает последние тендеры

Ar Ab 22:50 04.11.2014

Наше оружие по критерию стоимость-эффективность всегда было лучшим и поэтому у тех стран у кого были мозги покупали наше оружие: Южная Корея, приобрела наши танки т-80, Греция Кипр с300, корабль на воздушной подушке Зубр,Саудовская Аравия БМП-3. Это отнюдь не бедные страны и не с глупым или пророссийским руководством. Все сделано для того что бы солдат в критической ситуации, когда он забывает как его зовут, смог выполнить поставленную перед ним задачу.

владимир пейсин Ar Ab 07:23 05.11.2014

вы правильно сказали в критической ситуации ну это значит когда афганцы которые не могут управлять надежными удобными с большими возможностями но довольно сложными в управлении американскими вертолетами получают от американцев ми8 те и проще и легче в управлении но таких возможностей не имеют и так по всей технике и по с300 и по т80 а по поводу саудовской ааравии купила она по какой то причине одну партию так теперь 10лет об этом патриоты судачить будут не зная причину



Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также