0
535
Газета Концепции Интернет-версия

27.09.2002

Реорганизация с глобальным прицелом

Сергей Печуров

Об авторе: Сергей Леонидович Печуров - доктор военных наук, действительный член АВН, полковник.

Тэги: сша, план, реформа


Стратегия

В США 1 октября 2002 г. вступает в силу "План объединенных командований" - документ, в соответствии с законом пересматриваемый раз в два года и определяющий задачи и зоны (сферы) ответственности оперативно-стратегических межвидовых формирований ВС страны.

США, взявшие на себя роль глобального координатора и соответственно "главного борца" с терроризмом в мировом масштабе, после терактов 11 сентября приступили к переосмыслению всех составляющих своей национальной безопасности под углом зрения "ответственности (якобы выпавшей на их долю) за все происходящее на Земле".

Среди комплекса важнейших мероприятий, осуществляемых в данном направлении в США, иностранные наблюдатели особо выделяют "кардинальную трансформацию" вышеназванного плана, детали которого, видимо, умышленно начали просачиваться на страницы ведущих средств массовой информации еще в начале апреля с.г. В совокупности они, формируя в глазах мирового общественного мнения новый образ американской военной машины, одновременно готовят его к восприятию США как единственной страны, способной решить военно-политические проблемы человечества, применяя военную силу по собственному усмотрению, то есть по усмотрению Вашингтона.

Не случайно американские руководители, касаясь данного мероприятия, употребляют термин "трансформация", ибо, по словам влиятельного чиновника администрации США министра обороны Дональда Рамсфелда, это "самая масштабная реформа американского военного командования после Второй мировой войны!".

Не случайно и употребление определения "кардинальная" (трансформация), поскольку фактически вступающим в силу новым планом предусматриваются изменения большинства его положений уже в ближайшее время либо создание условий для изменений остальных - в недалекой перспективе.

ЗАЩИТА ТЕРРИТОРИИ

Естественно, во главу угла всех в принципиальном плане указанных преобразований положена забота о выведении из-под возможных ударов непосредственно территории США и их граждан. Принятию принципиального решения на этот счет предшествовали ожесточенные дебаты между представителями гражданской и военной ветвей руководства страны относительно того, кому же непосредственно поручить это самое насущное на сегодняшний день дело. В конце концов сошлись во мнении, что защитой территории страны и ее граждан должны заниматься формирования вооруженных сил США. После проигрыша различных вариантов и анализа гипотетических ситуаций остановились на вооруженных силах и конкретно Объединенных командованиях (ОК) ВС США, т.е. тех формированиях, которые реализуют на практике силовую политику Вашингтона.

Следующий этап в реализации данного решения состоял в выборе альтернативы: либо формирование нового ОК со всеми вытекающими отсюда последствиями организационно-законодательного, финансово-экономического и т.д. характера, либо облечение новыми полномочиями уже существующего одного из девяти (пять - региональных, четыре - функциональных) Объединенных командований.

В этом чрезвычайно спрессованном событиями временном интервале развернулась острая борьба за право возглавить новую структуру уже внутри самого военного ведомства, т.е. между функционирующими командными инстанциями и стоящим за ними руководством видов ВС США. Дело в том, что сразу после сентябрьских терактов в штабе дислоцирующегося в Соединенных Штатах т.н. ОК единых сил, имеющего под контролем более 80% формирований американских ВВС, ВМС и СВ на континентальной части США, было создано Управление внутренней безопасности (территории США) при штате в 90 человек во главе с двухзвездным генералом. Если принять во внимание и тот факт, что на данное ОК ранее уже была возложена задача по оказанию содействия гражданским властям страны в предотвращении и ликвидации последствий применения ОМП и других чрезвычайных ситуаций, то статус командования, традиционно поддерживаемого руководством сухопутных войск, временно поднялся "до заоблачных высот", что не могло понравиться конкурирующим видам ВС.

Но одновременно начало расти и значение активно поддерживаемого руководством ВВС Объединенного (американо-канадского) командования воздушно-космической обороны Североамериканского континента (NORAD), которое также оперативно подключилось к противодействию терроризму путем выделения самолетов для боевого патрулирования над более чем 30 городами США.

И то и другое командования между тем имели существенные недостатки с точки зрения выполнения новых функций. Так, деятельность ОК ЕС главным образом сосредоточивалась, во-первых, на претворении в жизнь т.н. концепции "объединенное", заключавшейся (применительно к данному ОК) в проведении межвидовых экспериментов, исследовательских учений, разработке межвидовых концепций, уставов и т.п., и, во-вторых, на руководстве всей союзной (натовской) деятельностью на Атлантике, поскольку главком ОК одновременно являлся и верховным главкомом ОВС НАТО в этой зоне. Наделение ОК ЕС новыми задачами, по мнению ряда американских специалистов, просто могло "взорвать" данное командование избытком функций. В свою очередь, командование NORAD, выполняя, по существу, задачи ПВО и ПРО, реально было лишено возможностей по мониторингу угроз с суши и моря. Министр обороны Рамсфелд, несмотря на давление видовиков, разрешил данную проблему, соединив воедино преимущества обоих командований в рамках нового Объединенного командования. Среди различных предлагавшихся вариантов названия этого ОК, в том числе ОК внутренней безопасности, ОК внутренней обороны, ОК "Америкас", а также ОК в зоне Северной Америки, было решено остановиться на последнем. При этом на командование возложена задача по защите территории США, морского пространства в 500-мильной акватории Северного Ледовитого, Тихого и Атлантического океанов, Мексиканского залива и воздушно-космического пространства всего Североамериканского континента. В зону его оперативной ответственности также включены Канада, Мексика, Аляска, Куба и Виргинские острова. Главкомом ОК планируется назначить генерала Эберхарта с сохранением за ним должности главкома NORAD. Штаб нового ОК будет находиться на авиабазе Петерсон (штат Колорадо), где и располагается поныне штаб NORAD. Таким образом, сухопутчики в данном случае проиграли "мини-битву" летчикам.

Но не только верхушка американских СВ оказалась ущемленной. Неоднозначно информацию о создании нового ОК восприняли в странах - союзницах США: в Мексике и Канаде, не говоря уже о Кубе, где план Вашингтона оценен как очередная "империалистическая затея". Политический же истеблишмент Оттавы высказывает опасения, что участие Канады в новой военной структуре неминуемо приведет к определенному ущемлению суверенитета страны. Но, по словам министра национальной обороны этой страны Эгглтона, "Оттава поддержит данный план, поскольку у нее нет другого выбора". Аналогичной точки зрения придерживается и Мехико.

ДЛЯ НОВОЙ ЕВРОПЫ

Другое ОК - единых сил - оказалось существенно урезанным и по задачам, и по структуре. Прежде всего его перевели из разряда географических в разряд функциональных. С октября с.г. оно всецело будет сосредоточено на разработке новых оперативно-стратегических концепций в ходе экспериментов и исследовательских учений и других аспектах. С главкома данного ОК будут сняты полномочия верховного главкома ОВС НАТО в зоне Атлантики. Временно, пока руководство альянса не реформирует структуры своего военного командования, что, кстати, может формально произойти не ранее весны - начала лета 2003 г., связующим звеном в цепи натовских структур на Атлантике (вместо упраздняемой должности ВГК) будет командование морского компонента ОК ЕС. Но и в данном случае нашлись недовольные. На этот раз - европейские союзники США по НАТО. Мягко говоря, в Брюсселе данным "волюнтаристским" решением Вашингтона были повергнуты в шок, ибо, как считают натовские руководители-"атлантисты", тем самым мало того, что рвутся важнейшие командные связи, соединяющие задействованные на атлантическом побережье США "союзные штабы" с их европейскими партнерскими структурами, так вообще создается прецедент для дальнейшего сползания к самоизоляции США с непредсказуемыми и для того, и для другого берегов Атлантики последствиями. С другой стороны, данное решение Вашингтона явно играет на руку сторонников "европеизма", ратующих за форсированное развитие европейской военной составляющей союза западных государств.

Но, как представляется, "атлантистам" не следует беспокоиться по поводу гипотетического "ухода" США из Европы. Об этом говорит та часть плана, которая как раз касается ОК ВС США в Европейской зоне.

Если сегодня в зоне ответственности данного ОК находятся Европа, Африка (кроме ее северо-восточной части), Израиль, Иордания, Сирия и Ливан, а также Армения, Грузия, Азербайджан и Южная Атлантика, то с 1 октября к упомянутой зоне будут подключены большая часть Северной Атлантики, Каспийское море и даже Россия! Ранее, напомним, отношения между РФ и США по военной линии осуществлялись через КНШ. В то же время, учитывая обширность территории России, военные контакты на Дальнем Востоке будут осуществляться через ОК ВС США в Тихоокеанской зоне, но при тесной координации с Европейским ОК. Несмотря на официальные заявления американского руководства о том, что данное решение было принято с целью "активизации рабочих контактов с ВС РФ", западные же комментаторы без излишней дипломатии указывают на то, что данным решением Вашингтон однозначно низвергает Россию с пьедестала сверхдержавы и одновременно (якобы как позитив для Москвы) формально исключает ее из пресловутого "списка врагов Америки". Но не следует обольщаться этим, поскольку включение нашей страны в зону ответственности одного из командований ВС США недвусмысленно означает автоматическое планирование ведения боевых действий на территории Российской Федерации.

Новая схема раздела мира на зоны ответственности объединенных командований.

ПОХОД В АНТАРКТИКУ

В целом расширяются полномочия и ОК ВС США в Тихоокеанской зоне, но при одновременном выводе из-под его контроля Аляски и Западного побережья Соединенных Штатов в пользу ОК Северной Америки. В дополнение к Индии, Китаю, Юго-Восточной Азии, двум корейским государствам, Японии и Австралии к этой зоне прибавилась и Антарктида. И это также не может не настораживать. Давно прогнозируемая борьба за ресурсы данного континента тем самым переходит в новую фазу. В этом плане нельзя не отметить "оперативность" американских руководящих кругов и их очередной "ковбойский наскок". Ведь еще в 1959 г. в соответствии с "Договором об Антарктике" и последующими многими десятками договоров и соглашений, под которыми стоит и подпись США, Шестой континент объявлен демилитаризованной зоной.

Несколько урезанной оказалась зона Южного ОК, распространяющаяся на Центральную и Южную Америку, за счет включения в сферу ответственности ОК Северной Америки (как указывалось выше) акватории Мексиканского залива и Кубы.

Пожалуй, единственной неизменной по новому плану остается зона ответственности Центрального ОК, включающего Северную Африку, Персидский залив, Центральную Азию, Пакистан и часть Индийского океана. Но, судя по комментариям в прессе, учитывая фактор не снижающейся напряженности в Африке в целом, скорее всего к следующей корректировке плана зона ответственности либо этого, либо Европейского ОК все же будет изменена. Так, например, уже появились аргументы в пользу усиления внимания к Африке и соответственно создания самостоятельных военных структур командования, нацеленных на этот континент.

Что касается функциональных Объединенных командований, то и здесь произойдет ряд существенных изменений. Уже принято решение, которое найдет отражение в плане, о слиянии двух таких ОК - космического и стратегического с размещением штаба на базе Оффут, штат Небраска, что, как отмечают наблюдатели, повлечет за собой далеко идущие последствия. Прежде всего тем самым воплотятся в жизнь организационные составляющие ядерной стратегии США: все элементы новой стратегической триады окажутся под контролем одного командования. Это подразумевает объединение как оборонительных, так и наступательных ее элементов. Другими словами, объединение в одних руках мощнейших структур ВС США означает создание нового центра, который будет в решающей мере определять военно-силовой курс Вашингтона.

В соответствии с открытыми данными два оставшихся функциональных Объединенных командования - ОК специальных операций и ОК стратегических перебросок (Транспортное ОК) - не будут существенно реструктурированы, хотя области из географического и специального предназначения, судя по указанной выше трансформации большинства региональных командований, не могут не быть расширены и углублены.

Таким образом, если судить о содержании предложенного к реализации "Плана объединенных командований", можно сделать вывод о том, что внутренняя направленность данного документа характеризуется усилением акцентов на борьбу с новыми специфическими угрозами. И даже несмотря на многие отмеченные на сегодняшний день его недостатки, как, например, противоречие фундаментальному закону от 1878 г. об ограничении использования ВС на территории страны, непрописанность роли резервных компонентов в задачах нового командования, нестыковка с Законом о национальной безопасности от 1998 г. о сокращении в течение нескольких лет штабных должностей на 25% и, что самое существенное, появление нового плана при отсутствии новой стратегии национальной безопасности, на сегодняшний день нет объективных причин для сомнений в том, что этот план будет реализован.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также