0
703
Газета Концепции Интернет-версия

25.10.2002

Объединение по-американски

Сергей Печуров

Об авторе: Сергей Леонидович Печуров - доктор военных наук, полковник.

Тэги: США, Пентагон, вооруженные силы


Тенденция

Параллельно с проведением весьма затратной антитеррористической операции в Афганистане и подготовкой к крупномасштабной войне с Ираком Пентагон ни на минуту не приостанавливает начатую еще до 11 сентября 2001 г. по инициативе министра обороны Дональда Рамсфелда так называемую трансформацию вооруженных сил страны.

Многие гражданские и даже военные специалисты первоначально выражали озабоченность в связи с "размытостью, нечеткостью" этой "дефиниции" и, соответственно, непониманием сути данной трансформации. Но на рубеже 2001-2002 гг. в рамках Министерства обороны США была создана специальная структура - Управление по делам реформирования вооруженных сил. Возглавил его один из наиболее одаренных, как его характеризуют в Пентагоне, американских высших офицеров - вице-адмирал в отставке Цебровски, которому министром даны безграничные полномочия по контролю за проведением трансформации. После назначения на новую должность Цебровски обозначил приоритеты своей работы. Это - мониторинг углубления межвидового взаимодействия, осуществляемого через совместную боевую и оперативную подготовку, оптимизация добывания и использования разведданных в интересах всех ВС, комплексное применение последних достижений науки и техники и экспериментирование с новыми подходами к межвидовому (объединенному) ведению военных действий путем более широкого и комплексного применения тренажеров в полевых и командно-штабных учениях. Первые результаты работы нового управления не заставили себя долго ждать. В конце лета достоянием гласности стал факт жесткой критики со стороны Цебровски планов развития видов ВС, разработанных в штабах СВ, ВВС и ВМС. Несмотря на ссылки в видовых документах на программный, разрабатываемый раз в четыре года "Всесторонний обзор состояния и перспектив развития ВС США" от 30 сентября 2001 г., по словам специалистов управления, указанные планы "слабо совместимы и в целом не соответствуют полудюжине объединенных задач, выделяемых в качестве приоритетных в "Обзоре...". Как и следовало ожидать, руководство Пентагона поддержало вице-адмирала.

Министр Рамсфелд, выступая горячим сторонником "теснейшего межвидового взаимодействия", методично "проталкивает в войска" новые подходы к развитию концепции объединенных (межвидовых) оперативных формирований (ООФ). Данная концепция, выдвинутая и апробированная в 80-е годы прошлого столетия и подразумевавшая временное сведение в одну группировку войск частей и подразделений от различных видов ВС под решение конкретных задач в любом регионе мира, в устах Рамсфелда получила, как подчеркивают американские специалисты, новое звучание. Если же углубиться в суть этого "нового подхода", то в принципиальном плане он оказывается калькой с идеи, высказанной десятилетие назад бывшим в то время заместителем председателя КНШ адмиралом Оуэном, заключающейся в отказе от устоявшегося порядка, когда части и подразделения сухопутных войск, ВВС и ВМС сводятся вместе (действуют объединено) только в ходе (время от времени) проводимой боевой и оперативной подготовки, но в районы боевого предназначения развертываются раздельно, в соответствии с принятыми в каждом виде ВС своими, часто не стыкующимися процедурами. И лишь после этого включаются в операцию, как правило, в пожарном порядке согласовывая фактические нюансы взаимодействия. Добиться реальной реализации указанной идеи весьма непросто, памятуя о "гипертрофированной самостоятельности" видов, их явном нежелании уступать друг другу командные посты при сколачивании ООФ. В этой связи один влиятельный американский конгрессмен прямо заявил о том, что претворение в жизнь данной идеи "требует другого пути организации вооруженных сил страны в целом". В сущности, это и пытается сделать министр-реформатор Рамсфелд.

Так, в своем (ежегодном) докладе президенту и конгрессу от 15 августа с.г. он подчеркнул важность объединенного, межвидового подхода к реорганизации ВС и особо указал на ключ к этому - обеспечение постоянного управления объединенными формированиями вооруженных сил. Немногим ранее, в подготовленном командой Рамсфелда упомянутом выше "Обзоре..." обозначен и инструмент такого управления - постоянные штабы ООФ, сформированные во всех Объединенных командованиях ВС США, - региональных межвидовых оперативно-стратегических группировках американских вооруженных сил. Причем концепция создания этих штабов выделяется в качестве одной из четырех основ упомянутой выше трансформации ВС "по-рамсфелдовски". Непосредственным поводом к решению о форсированном воплощении данной идеи в жизнь послужил негативный опыт агрессии НАТО против Югославии в 1999 г., когда созданный буквально накануне операции штаб межвидовой группировки войск так и остался в "полурабочем" состоянии вплоть до ее окончания. Примерно так же сами американские офицеры расценивают руководство ранее имевшей место операции в Боснии.

Рамсфелд и его сторонники в Пентагоне весьма решительно настроены претворить эту идею в жизнь, считая несомненным позитивом то, что постоянный штаб ООФ "создается посредством реализации оперативных функций, таких, как объединенные планирование, организация и осуществление операций". Важно, полагают непосредственные разработчики этой концепции, что постоянные штабы будут "непрерывно и тесно завязаны через дипломатические каналы и другие рычаги влияния федерального руководства" на регионы потенциального применения ООФ. Один из высших чинов американских вооруженных сил четырехзвездный генерал Кернан, поддерживая идею создания постоянных штабов ООФ, подчеркивает тот факт, что "офицеры и сержанты, собранные из разных видов ВС в одной структуре сроком на 3-4 года, и работающие бок о бок, формируют коллектив, способный быстро и качественно решать любые вопросы".

Как принято у американцев, прежде чем реализовать очередную, даже казалось бы бесспорную идею, ее всесторонне обосновывают теоретически и обкатывают в виде опыта или эксперимента. С концепцией постоянных штабов ООФ происходит то же самое. И если ее теоретической основой, как считают американские эксперты, является "Всесторонний обзор...", то апробация идеи на практике была поручена Объединенному командованию единых сил, как раз и предназначенному для "обкатывания новых идей и технологий в ходе различного рода экспериментов".

Еще в начале года в рамках данного командования на базе учебного центра в городе Саффолк (штат Вирджиния) был образован так называемый экспериментальный постоянный штаб ООФ в количестве 55 человек гражданского и военного персонала, которые практически сразу же приступили к разработке принципиальной документации, определяющей все сферы работы данной новой структуры.

Руководствуясь указаниями своего шефа-министра, председатель КНШ генерал Майерс приказал откорректировать содержание и сценарий крупнейших за всю послевоенную историю экспериментальных учений "Миллениум Челлендж", планировавшихся на конец лета 2002 г. под эгидой ОК ЕС. Теперь одной из главных целей данных учений стала проверка концепции прототипа постоянного штаба ООФ на практике. Более того, разработанная в недрах Объединенного командования единых сил специальная программа так называемых объединенных экспериментов на ближайшие годы пересмотрена под углом зрения в том числе форсированной проверки дееспособности постоянных штабов ООФ с тем, чтобы уже в 2005 г. в каждом из географических Объединенных командований функционировал постоянный штаб ООФ, нацеленный на конкретные регионы потенциальных конфликтов, угрожающих национальным интересам США.

Естественно, имеющая место глобальная вовлеченность американских вооруженных сил в многочисленные акции "борьбы с терроризмом" не может не отвлекать значительные финансовые и людские ресурсы на ее обеспечение, что, в свою очередь, не может не отражаться на других аспектах жизнедеятельности ВС. Так, например, именно по этим соображениям из первоначально планировавшихся к привлечению на учения "Миллениум Челлендж" 30 тыс. военнослужащих реально оказалось "всего лишь" 13 тыс. участников. Срезано и финансирование многих программ объединенной боевой и оперативной подготовки. Но все это ни в коей мере не затрагивает поставленную в качестве одной их основных целей трансформации - создание реально единых (без "видового эгоизма") вооруженных сил.

Один из американских военных теоретиков в этой связи подчеркивает, что "если Рамсфелд наконец сможет заставить сухопутчиков, моряков и летчиков действовать совместно, он войдет в историю как человек, положивший конец явно затянувшемуся процессу обоснования необходимости для ВС концепции объединенности".


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также