0
6905
Газета Образование Интернет-версия

27.10.2021 19:16:00

Сериалы и мультфильмы воспитывают сегодня больше, чем книги

Подрастающее поколение выбирает между "Игрой в кальмара" и "Свинкой Пеппой"

Тэги: медиа, дети, психика, программирование, сериалы, мульфильмы, воспитание


Мультсериал обвиняют в том, что его герои любят грязь и все время смеются над своим отцом. Кадр из мультсериала «Свинка Пеппа»

В дискуссиях о влиянии современных медиа на психику детей и молодежи постоянно появляются все новые и новые поводы. Самый актуальный – феноменальный мировой успех южнокорейского сериала в жанре выживания, триллера и драмы «Игра в кальмара». Сериал повествует о группе людей, которые из-за нужды в деньгах принимают приглашение к участию в тайном турнире на выживание с финальным призом в десятки миллионов долларов. 12 октября 2021 года число просмотров сериала преодолело отметку в 111 миллионов. Причем, он стал самым просматриваемым сериалом в 90 странах. Не миновала эта медиа-инфекция и Россию.

По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), слышали о сериале «Игра в кальмара» 47% россиян. При этом 8% хорошо знают о сериале (20–36% среди молодежи, 16% – среди жителей Москвы и Санкт-Петербурга), 13% слышали в общих чертах, о чем этот сериал, а 26% слышали только название сериала, но не знают, о чем он.

Любопытно, что почти такую же вовлеченность, согласно опросу ВЦИОМ от 18 февраля 2021 года, россияне демонстрируют и в научную сферу: за последний год встречали информацию о российских молодых ученых в СМИ или в интернете 48% респондентов. То есть, популяризация науки никоим образом не влияет на некий средний уровень «мракобесия».

Между тем, 40% тех, кто в общих чертах знает о сериале «Игра в кальмара», считают волне возможным, что сцены жестокости и насилия в сериале могут провоцировать жестокость и насилие в реальной жизни среди посмотревших этот сериал, 57% считают это маловероятным. Среди тех, кто слышал хотя бы название сериала «Игра в кальмара», 26% скорее поддерживают идею запретить сериал в России (32–46% среди граждан старшего поколения), 29% – скорее не поддерживают (41–53% среди молодежи), а 31% ответили, что им это безразлично.

Советник Генерального директора ВЦИОМ Елена Михайлова прокомментировала результаты исследования ВЦИОМ о сериале «Игра в кальмара» так: «Увеличивающаяся социальная дистанция между богатыми и бедными, необходимость выплачивать долги по кредитам, растущая безработица – темы, волнующие людей во всем мире. Мизерные шансы выжить в противовес невыносимым условиям бытия. Символическая насыщенность сериала отражает эмоциональное состояние безысходности, а рискованная азартная игра показывается как один из наиболее быстрых способов решения проблем.

Тем не менее, многие россияне используемые в «Игре в кальмара» художественные средства восприняли как неприемлемые – насилие и жестокость воспринимаются как приемы, направленные на поддержание напряжения, усиливающие зрелищность, но не как оправданные средства донесения смыслов, заложенных в сериале».

Но, если «Игра в кальмара» интересует все-таки более или менее подрощенное поколение, то другой медийный феномен изначально был рассчитан на дошкольников. Речь идет о британском мультсериале «Свинка Пеппа» (Peppa Pig).

Эксперт по детскому поведению Софи Джайлс, которую цитирует газета Sun, считает, что в этом мультсериале дети постоянно разговаривают с папой-свином в покровительственном тоне. А это недопустимо. Поэтому эксперт советует родителям сначала самим посмотреть пару серий мультфильма.

Итак, сериалы и мультфильмы воспитывают сегодня больше, чем книга, – это аксиома. Они заменяют няню в ситуации, когда родитель занят. Они развлекают, обучают, учат эмпатии (сочувствию) и много еще чему. Жестокости и насилию тоже. Как это контролировать?

Санитарно-эпидемиологические нормативы рекомендуют следующую общую продолжительность телепросмотра для детей: тем, кто старше двух лет – не более 30 минут в день; дети от трех до семи лет могут смотреть телевизор не более 40–55 минут в день; с семи до тринадцати лет – не более двух часов в день (при этом непрерывная нагрузка должна быть не более 1,5 часа в день). Но эта норма давно забыта. Телевизор зачастую вообще работает фоном, целый день меняется картинка детского канала. Уследить, сколько времени ребенок проводит у экрана, сложно.

Но эксперта Софи Джайлс больше беспокоит даже не эта сторона вопроса, а содержание мультфильмов. И надо сказать, что споров именно вокруг «Свинки Пеппа» очень много и ведутся они давно, чуть ли не с первого показа. На данный момент вышло 303 серии по пять минут каждая.Часть психологов считают, что здесь чуть ли не программирование детского сознания. И заявляют, что благодаря таким мультикам сегодня все чаще встречаются дети, «которые каждые несколько минут без какого-либо повода начинают истерически хохотать, ведут себя очень шумно и несдержанно».

Кстати, проверено лично на разных детях: мультфильм смотрят совсем маленькие крепыши. Лет с пяти они уже его перерастают. И в шесть лет резко переключаются на мультфильмы более глубокого содержания.

И вывод здесь один. Собственно, тот, к которому и пришла эксперт из западного журнала. Родителям лучше предварительно ознакомиться с содержанием мультфильма, чтобы понимать, соответствует ли мультфильм той позиции, которой придерживается конкретный родитель в воспитании конкретного ребенка. А дело исследователей – изучать те проблемы, которые волнуют общество. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также