0
4
Газета Армии Интернет-версия

24.08.2018 00:01:00

Для победы в бою недостаточно быть просто сильным

Уроки и выводы по управлению силами морской авиации в операциях и боевых действиях флотов в годы Великой Отечественной войны

Эдуард Катаев

Об авторе: Эдуард Саввич Катаев – генерал-майор авиации в отставке, кандидат военных наук, профессор, начальник штаба ВВС Тихоокеанского флота (1981–1986).

Тэги: ввс, ркка, морская авиация, чф, вмф, самолеты, мбр2, суворов, управление, победа, сражения, разведка, противолодочная борьба


Летчики морской авиации Черноморского флота готовятся к очередному заданию. Фото 1944 года

Состояние и развитие системы управления справедливо расценивается как один из важнейших показателей боевой мощи и боевой готовности вооруженных сил, уровня их организационного и технического совершенства.

Один из законов военной науки гласит, что ход и исход войны зависит от соотношения экономических, морально-психологических, научно-технических и собственно военных потенциалов воюющих сторон. Однако реальное соотношение сил воюющих сторон в ходе боевых действий определяется не столько потенциальными, сколько реализуемыми боевыми возможностями противостоящих группировок, а степень реализации боевых возможностей войск находится в прямой зависимости от эффективности управления ими.

История знает немало примеров, когда искусные полководцы одерживали победу при общем равенстве сил или даже меньшими силами и наоборот, начальники, не умудренные наукой побеждать, терпели поражение даже при общем превосходстве в силах и средствах.

Для победы в бою (операции) недостаточно быть сильным вообще. Необходимо создать превосходство в силах и средствах, например, при поражении корабельных сил противника, то есть там и тогда, где и когда стороны стремятся нанести друг другу основные потери в войне на море. Умение сосредоточить основные усилия на главных направлениях (объектах) зависело от искусства управления имеющимися силами морской авиации на флотах.

Изучение и обобщение, анализ предшествующего опыта, выявление факторов и условий, под влиянием которых шел процесс развития органов, средств и методов управления имеют большое значение для правильного понимания проблем, определения путей дальнейшего развития теории и практики управления силами. Это относится в том числе к системе управления силами морской авиации, для выявления специфических законов управления, познания механизма проявления их на практике и использования в целях совершенствования и развития управления в возможных вооруженных конфликтах.

В этом отношении Великая Отечественная война является бесценной сокровищницей опыта, изучение и обобщение которого имеет огромное значение для развития всех областей военно-морской науки, включая теорию управления силами ВМФ.

ОБРЕТЕНИЕ

САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ

До 1938 года Управление морской авиации входило в состав ВВС РККА, поэтому и структура, и функции авиационных штабов ее частей не отличались от структуры и функций остальных авиационных штабов. Их совершенствование шло по единому плану ВВС РККА, фактически без учета специфики боевого применения морской авиации в войне на море в соответствии и во взаимосвязи с планами Управления ВМС РККА.

В те годы начальник УВМС РККА являлся одновременно и начальником ВМС РККА. Ему по вопросам повседневной деятельности непосредственно подчинялись командующие морскими силами флотов и флотилий, а также начальники высших военно-морских училищ и военно-морской академии. Разработка же планов, мероприятий и заданий, связанных с оперативным использованием ВМС и морской авиации в том числе, а также со строительством и развитием ВМС и береговой обороны, инженерной подготовки морских театров военных действий, оставались функцией Штаба РККА, его 1-го Управления, в составе которого был морской отдел. Это искусственное разделение функций существенно сдерживало развитие военно-морского флота, не говоря уже о морской авиации, предназначенной, как считали руководители флота, для его боевого обеспечения.

И только с образованием самостоятельного Наркомата и утверждением в 1938 году «Положения о Народном комиссариате ВМФ» был возрожден Главный морской штаб ВМФ, на который в полной мере возлагались функции как по управлению силами флотов, так и по планированию развития ВМФ и его авиации. Его первым начальником назначили флагмана 2-го ранга Льва Михайловича Галлера. В Управлении морской авиации в 1939 году штаб возглавил генерал-майор авиации Василий Васильевич Суворов.

В 1938 году на флотах формируются авиационные бригады, авиационные полки, отдельные эскадрильи родов морской авиации, в состав которых входили оперативная, разведывательная и строевая части, начальник связи и канцелярия. Такая организация штаба сохранилась до 1941 года. В ходе войны в составе авиационных штабов создаются службы: разведки, штурманского, метеорологического, радиотехнического и медицинского обеспечения, а позднее и инженерно-авиационного обеспечения.

Работа штаба и всех его органов Управления морской авиации в предвоенные годы (под руководством начальника морской авиации Семена Федоровича Жаворонкова) строилась в основном так, чтобы авиация флотов была готова к решению боевых задач по предназначению. В этот период основные усилия штаба морской авиации сосредоточивались на поставках на флоты авиационной техники и оружия, в том числе и самолетов берегового базирования, доработанных для действий по морским целям. Разрабатывались планы базирования и боевого использования морской авиации, подготовки кадров и доукомплектования ВВС флотов.

В 1939 году на всех уровнях руководства в ВМФ были уточнены действующие и разработаны новые основополагающие документы с учетом передовых взглядов на характер будущей войны на море, в том числе и на применение морской авиации. При этом учитывался опыт конфликтов довоенного периода на западе и востоке, в ходе которых проявились такие серьезные недостатки, как низкая организация службы штабов, неудовлетворительное планирование и ведение разведки, неумелые действия по сбору данных, поверхностный анализ обстановки, слабое взаимодействие подразделений и частей.

В 1938 году по инициативе начальника Управления ВВС ВМФ в Военно-морской академии был образован командно-авиационный факультет, который стал центром учебной и научно-исследовательской работы в области организации и боевого применения морской авиации. В этот период в академии подготовили военно-теоретический труд «Тактика ВВС ВМФ», «Наставление по разведывательной службе штабов авиации ВМФ», «Наставление по аэрофоторазведывательной службе авиации ВМФ». В них были определены и обоснованы наиболее эффективные способы боевых действий родов морской авиации в вооруженной борьбе на море.

7 мая 1940 года было введено в действие «Временное наставление по боевой деятельности минно-торпедной авиации» (НБМТА – 40), а вскоре и «Наставление по боевому применению бомб авиацией ВМФ». 18 июля 1940 года нарком ВМФ Николай Герасимович Кузнецов утвердил разработанное Главным морским штабом ВМФ (ГМШ) «Наставление по боевой деятельности штабов соединений ВМФ». В нем регламентировались основы организации штабной службы в ВМФ, организация взаимодействия штабов различных уровней между собой и с другими органами управления, функциональные обязанности должностных лиц, были даны рекомендации по сбору сведений об обстановке и ее анализу, подготовке и принятию решений, разработке боевых документов.

В этот же период Управление авиации было переименовано в Управление ВВС ВМФ, которое возглавил генерал-лейтенант авиации С.Ф. Жаворонков, а руководил штабом ВВС ВМФ генерал-майор авиации Павел Павлович Квадэ, сменивший на этом посту генерал-майора авиации В.В. Суворова. В течение всей войны начальником штаба ВВС ВМФ был генерал-лейтенант авиации Дмитрий Филиппович Бартновский (1941–1945).

СУРОВАЯ ШКОЛА ВОЙНЫ

Великая Отечественная война стала суровой школой проверки, совершенствования и развития системы управления силами морской авиации.

На протяжении всего периода войны непрерывно совершенствовались органы управления штабов и методы управления силами морской авиации, чему в значительной степени способствовало развитие авиационной техники, ее оружия и технических средств управления.

Летающие лодки МБР-2 в годы войны вели разведку
и охотились за вражескими подлодками.
Фото 1940 года

В начале войны штабы не имели опыта и навыков в организации и осуществлении управления силами морской авиации в сложных условиях боевой обстановки, особенно в достижении устойчивости и непрерывности управления, в организации и перемещении пунктов управления, использовании радиосредств. Боевое управление ВВС флотов командующими и штабами стало осуществляться со специальных командных и вспомогательных пунктов управления. Средствами управления соединений и частей ВВС флотов были: радио (в телефонном и телеграфном режимах); проводные средства связи; переговорные таблицы и кодированные карты.

В первый период боевых действий ВВС флотов большим недостатком было подчинение авиации флота одновременно нескольким командным инстанциям. Например, в первые месяцы войны ВВС БФ непосредственно ставили задачи: командование Северо-Западного направления, Северного, Северо-Западного фронтов и командующий Балтийским флотом. Приказания, распоряжения поступали противоречивые и не согласованные между собой. С переходом КП ВВС из Таллина в Ленинград штаб ВВС флота стал получать распоряжения непосредственно от трех инстанций: Военного совета Ленинградского фронта, командующего Балтийским флотом и командующего 13-й Воздушной армией. Кроме того, к основным недостаткам в работе штабов авиационных соединений и частей можно отнести недостаточно глубокий анализ складывающейся обстановки, неполную подготовку частей к выполнению боевых задач, низкий уровень контроля за выполнением боевых задач, низкую штабную культуру в отработке боевых и отчетных документов.

В этот период штаб ВВС ВМФ помимо выполнения функциональных обязанностей решал такие вопросы, как разработка рекомендаций по совершенствованию форм и способов применения родов морской авиации, тактико-технических требований к самолетам, авиационным средствам поражения объектов на суше и море, к качественному составу авиации ВМФ.

Большое внимание также уделялось эффективности управления боевыми действиями частей и подразделений при подготовке и ведении боевых действий различными родами морской авиации как самостоятельно, так и во взаимодействии с корабельными силами флотов.

В ходе войны офицеры штабов, изучая и накапливая опыт в планировании, подготовке и ведении боевых действий, значительно выросли в оперативно-тактическом применении соединений и частей ВВС флотов.

Штабы ВВС БФ, СФ, ЧФ, возглавляемые в этот период: на Балтике полковниками Д.И. Сурковым, И.А. Смирновым; на Севере майором А.В. Селивановым, полковниками А.И. Зенкиным, Н.Г. Колесниковым, генерал-майором авиации Е.Н. Преображенским; на Черном море – генерал-майорами авиации В.Н. Калмыковым, П.П. Квадэ, полковником Б.Л. Петровым внесли большой вклад в эффективное управление силами морской авиации, в поддержание боеготовности и боеспособности частей и соединений ВВС флотов. Это их усилиями и талантом офицеров органов управления была обеспечена максимальная эффективность боевых действий ВВС флотов в течение всей войны.

ИССЛЕДОВАНИЯ ПОКАЗЫВАЮТ

В Великой Отечественной войне авиация ВМФ была самым активным родом сил ВМФ. Она потопила 67% кораблей и 57% транспортных судов противника из числа потопленных всеми силами флотов за годы войны. Из отчетных данных следует, что морская авиация совершила за войну более 350 тыс. самолетовылетов, налет при этом составил 470 270 часов.

Вместе с тем более половины вылетов морской авиации имели задачи, не связанные с деятельностью флотов. К ним относятся, например, обеспечение Сухопутных войск (23,3% от общего количества вылетов) и ПВО объектов (до 31,3% вылетов).

Непосредственно на удары по кораблям в море и в базах морские летчики вылетали 34 560 раз, что составляет 9,8% количества всех вылетов, выполненных за войну. Это немного, но эффективность оказалась высокой: потоплено 839 кораблей и судов противника и 681 повреждено.

Штаб ВВС ВМФ, штабы ВВС флотов на всем протяжении войны сосредоточивали свои усилия на совершенствовании тактики действий родов морской авиации, организации взаимодействия с силами флотов, фронтов, ДА, истребительной авиации и ЗА ПВО приморских фронтов.

Главный штаб ВМФ совместно со штабом ВВС привлекли профессорско-преподавательский состав Военно-морской академии:

– для изучения опыта боевых действий авиационных соединений и частей, анализа тактики и эффективности действий родов морской авиации;

– поиска путей повышения точности бомбометания, применения торпедного и минного оружия по кораблям в море и базах;

– повышения точности наведения силами разведывательной авиации частей и подразделений минно-торпедной, бомбардировочной и штурмовой авиации;

– совершенствования организации взаимодействия и обеспечения боевой деятельности кораблей в море и базах, других частей и соединений флотов.

Например, когда ударная авиация флотов стала нести потери от авиации противника в 3–4 раза больше, чем от огня зенитной артиллерии, в условиях количественного превосходства в воздухе авиации противника, Главный штаб ВМФ поставил задачу командованию и штабам ВВС флотов с привлечением профессорско-преподавательского состава академии: «Проанализировать итоги боевых действий на ТВД за первые два года и подготовить проекты новых «Наставлений по боевой деятельности авиации ВМФ».

За восемь месяцев вышли в свет новые Наставления, которые обосновали рациональные способы боевых действий родов морской авиации (минно-торпедная (МТА), бомбардировочная (БА), истребительная (ИА), штурмовая (ША) и разведывательная (РзА) авиация) с учетом опыта боевых действий ВВС СФ, БФ, ЧФ. В них также были определены и обоснованы наиболее эффективные тактические приемы огневого поражения кораблей, различных наземных объектов, авиации противника различными авиационными средствами поражения (торпедами, бомбами, минами, реактивными снарядами, самолетными пушками и пулеметами).

Кроме того, были выработаны рекомендации командирам авиационных соединений и частей, командирам групп по организации взаимодействия, обеспечения и управления силами при ведении боевых действий на море.

Война на море вызвала необходимость внести некоторые изменения в соотношение между родами морской авиации. В строительстве морской авиации стало больше уделяться внимания развитию ударной авиации. К 1944 году доля БА, МТА и ША по сравнению с июнем 1941 года возросла с 9–15% до 55–60%.

ТВЕРДОСТЬ И НАСТОЙЧИВОСТЬ

Сложившаяся к концу войны организационная структура морской авиации прошла проверку временем и обеспечивала решение задач завершающего периода войны. Увеличение доли ударной авиации в составе ВВС флотов позволило увеличить количество авиационных дивизий минно-торпедной, бомбардировочной и штурмовой авиации.

Война потребовала уточнить и принципы управления силами. По-прежнему принцип единоначалия является важнейшим организационным принципом управления родами морской авиации. С помощью единоначалия достигалась централизация и единство действий подразделений и частей морской авиации в операциях флотов.

Реализация принципа твердости и настойчивости в проведении принятых решений в жизнь обеспечивалась способностью командующих ВВС флотов, командиров соединений, частей добиваться неукоснительного выполнения подчиненными стоящих перед ними задач в условиях активного противодействия противника.

Сложившаяся в годы Великой Отечественной войны система управления силами морской авиации доказала свою жизнеспособность и эффективность. Практика войны подтвердила и уточнила специфические законы управления силами.

Творческое осмысление и усвоение опыта Великой Отечественной войны на флотах способствовало военно-теоретическому росту офицеров органов управления, повышению качества их руководства подчиненными авиационными соединениями и частями.        


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.

Читайте также