0
8
Газета Реалии Интернет-версия

16.08.2018 13:37:00

Москва готовится высадить десант

Российский Военно-морской флот получит дополнительное количество «Мурен» и «Зубров»

Тэги: десантные катера, мурена, зубр, мдк, вмф, газотурбинные двигатели, морпехи


Фото с официального сайта Минобороны РФ / mil.ru

Госпрограмма вооружений на 2018–2027 годы предусматривает возобновление строительства малых десантных кораблей на воздушной подушке (МДКВП) типа «Зубр» и десантных катеров на воздушной подушке (ДКАВП) типа «Мурена». Вице-премьер РФ Юрий Борисов заявил, что десятки таких кораблей будут построены в Хабаровске на судостроительном заводе. «Хабаровский судостроительный завод всегда специализировался на алюминиевых корпусах. В Госпрограмме вооружения (на период до 2027 года) есть корабли на воздушной подушке «Зубры» и «Мурены». Первые – побольше, вторые – поменьше. Заказы на них будут там (на Хабаровском судостроительном заводе. – «НВО») размещаться», – сказал Юрий Борисов.

Завод, на котором должны появиться новые амфибии, входит в состав Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) и является одним из крупнейших судостроительных предприятий Дальнего Востока. Еще в советское время на Хабаровском судостроительном заводе производилась продукция в интересах Министерства обороны. С 1958 года предприятие было ориентировано на выпуск кораблей противолодочной обороны, а с 1963 года почти полностью перешло на военные заказы, являясь одним из очень немногих поставщиков небольших кораблей для Тихоокеанского флота, строившихся также и на экспорт. В настоящее время предприятие специализируется на строительстве скоростных кораблей на подводных крыльях, воздушной подушке и воздушной каверне.

Малые десантные корабли на воздушной подушке проекта 12322 «Зубр» (по классификации НАТО – Pomornik), как говорят эксперты, обогнали свое время на несколько десятков лет. Воздушная подушка, которая создается за счет сжатого воздуха под днищем корабля, приподнимает его над поверхностью воды или земли. Это позволяет резко снизить сопротивление движению и развить столь высокую скорость, на какую способны моторы или турбины.

Ранее на «Зубрах» устанавливались высокотемпературные газотурбинные двигатели, производство которых было сосредоточено в украинском Николаеве. Привод нагнетателей воздушной подушки и воздушных винтов на корабле осуществлялся от установки М35 суммарной мощностью 50 тыс. л.с. производства НПК газотурбостроения «Зоря-Машпроект».

Образование воздушной подушки обеспечивали четыре нагнетательных агрегата НО-10, а создание тяги для движения корабля осуществлялось тремя четырехлопастными реверсивными воздушными винтами диаметром 5,5 м. Длина корабля проекта 12322 «Зубр» составляет 57 м, ширина – 20 метров. Водоизмещение корабля – 535 т, осадка – 2 м. «Зубр» развивает невиданную для кораблей скорость в 70 узлов (около 130 км/ч), тогда как обычный боевой корабль развивает скорость хода порядка 35–40 узлов. Водоизмещение, превышающее 500 т, свидетельствует о том, что это один из самых крупных кораблей на воздушной подушке в мире.

Десантные корабли и различные десантно-высадочные средства для решения поставленных им задач должны иметь возможность развивать высокие скорости, обеспечивать большую дальность плавания и максимальную грузоподъемность с целью снижения времени, требуемого на проведение десантной операции. В случае начала боевых действий недостаточно высокая скорость делает такой корабль уязвимым.

По оценкам экспертов, «Зубр» обладает возможностью высадки десанта на 78% необорудованного побережья Мирового океана. Обычным десантным кораблям, которые высаживают десант и боевую технику на упор, доступно менее 17% всей длины береговой линии морей и океанов Земли. Хотя, конечно, крупные десантные корабли способны высаживать боевую технику и на плав, но «Зубр» все же имеет большое преимущество – он доставляет десант прямо на берег.

Разработкой концепции и непосредственно проектированием десантных кораблей на воздушной подушке проекта 12322 под шифром «Зубр» с 1978 года занималось Центральное морское конструкторское бюро (ЦМКБ) «Алмаз» в Санкт-Петербурге. Строительство и обслуживание МДКВП этого проекта вели разные предприятия, в том числе санкт-петербургский судостроительный завод «Алмаз» и феодосийский завод «Море». Головной «Поморник» вступил в строй в 1988 году, а до распада Советского Союза было построено 10 кораблей для отечественного ВМФ. Позже несколько таких кораблей приобрела Греция.

После украинской оранжевой революции 2004 года поставки в РФ силовых установок стали сокращаться, а наработанная кооперация между предприятиями оборонно-промышленного комплекса двух стран – рушиться. В связи с этим были предприняты попытки замены импортных составляющих. Трудоемкий процесс импортозамещения двигательных установок для кораблей приводил к переносу сроков выполнения гособоронзаказа. А в 2011 году стало известно о полном отказе от строительства для ВМФ России МДКВП проекта 12322, для флота планировалось создание других новых кораблей и катеров динамического и нединамического типа поддержания на плаву.

«Начиная с 2014 года мы практически ежегодно имеем дело с системными срывами сроков поставки кораблей и судов для ВМФ со стороны ряда судостроительных предприятий. Переносы сроков постройки и ремонта кораблей произошли и в прошлом году», – говорит Юрий Борисов.

Несмотря на сложившиеся обстоятельства, крайне сложные технологии морского газотурбинного двигателестроения все же были восстановлены в России, и началось производство установок для кораблей на воздушной подушке на ПАО «ОДК – Сатурн», которое входит в состав Объединенной двигателестроительной корпорации.

C запуском производства полностью отечественных газотурбинных установок М70ФРУ-2 началось возобновление строительства не имеющих аналогов малых десантных кораблей на воздушной подушке «Зубр», способных доставить на необорудованное побережье до 10 бронетранспортеров с морскими пехотинцами, а также перевезти 550 десантников или 3 танка и роту морской пехоты на 300 морских миль, что вполне достаточно для того, чтобы пересечь Черное море.

«Зубр» вооружен пусковыми установками РСЗО типа «Огонь» для 140-мм неуправляемых реактивных снарядов и средствами ПВО (включая две 30-мм артустановки АК-630), оснащен радиолокационными станциями, современной навигационной системой, приборами дневного и ночного видения и пр. Он также способен выставлять морские мины. При всех очевидных преимуществах, у экспертов все же есть опасения, связанные с живучестью «Зубра» и уровнем его защищенности. Алюминиевой броней, конечно, прикрыты наиболее важные и уязвимые детали и агрегаты, но тем не менее считается, что бронирование корабля является все же недостаточным. Не отличаются «Зубры», понятно, и экономичностью. Хотя, если речь идет о национальной безопасности, вопросы экономичности всегда отходят на второй план.

В свою очередь, десантный катер на воздушной подушке проекта 12061 «Мурена» (по классификации НАТО – Tsaplya) имеет меньшее водоизмещение по сравнению с «Зубром», но у него такое же предназначение – транспортировка десанта морем и его высадка на необорудованное побережье.

Проект «Мурена» был разработан также специалистами ЦМКБ «Алмаз», а строительство велось только на Хабаровском судостроительном заводе, где до сих пор сохранились два катера этого типа. С 1985 по 1992 год были построены и приняты на вооружение восемь «Мурен», которые в ноябре 1994 года передали пограничникам, а к 2005 году были проведены их списание и утилизация. С 2002 по 2006 год три катера экспортной модификации «Мурена-Э» были поставлены ВМС Южной Кореи. Южнокорейские «Мурены» активно привлекаются к патрулированию вдоль побережья, где они успешно решают возложенные на них задачи даже в условиях сильных отливов, характерных для некоторых районов и создающих препятствие для использования обычных патрульных кораблей и катеров.

Образцы уникальных катеров на воздушной подушке, построенные в прошлом столетии и сохранившиеся на Хабаровском судостроительном заводе, могут стать основой для создания новых «Мурен». Длина десантного катера на воздушной подушке проекта 12061 составляет 31 м, ширина – 14,5 м, водоизмещение – 150 т. Мощность газотурбинной силовой установки, составляющая 20 тыс. л.с., позволяет «Мурене» развивать скорость до 55 узлов. Взяв на борт 24 т груза, «Мурена» способна на максимальной скорости пройти до 200 миль.

Схема работы у «Мурены» принципиально не отличается от таковой у «Зубра». Для привода нагнетателей воздушной подушки и воздушных винтов на катере установлены два высокотемпературных газотурбинных двигателя мощностью по 10 тыс. л.с., причем для образования воздушной подушки используются два нагнетательных агрегата, а создание тяги для движения осуществляется двумя реверсивными винтами диаметром 3,5 м, установленными в кольцевых насадках. Двухъярусное гибкое ограждение, так называемая «юбка», используется для удержания воздушной подушки под корпусом и способствует его подъему над поверхностью на необходимую высоту.

Создание новых модернизированных быстроходных десантных кораблей и катеров обеспечивает рост военного престижа России. Такая техника может быть востребована российским ВМФ на Черном, Балтийском и Каспийском морях. Не лишним будет наличие «Зубров» и «Мурен» на Дальнем Востоке. Специалисты указывают на то, что корабли и катера на воздушной подушке представляют интерес и для зарубежных заказчиков, которые ранее уже с ней успели хорошо ознакомиться.

Возможно, российские корабли и катера на воздушной подушке не будут обделены и вниманием Китая, несмотря на то что Украина продала ему некоторые технологии их создания, нарушив права интеллектуальной собственности РФ. Впрочем, это уже другая история. Как и то, смогут ли отечественные кораблестроители выполнить заказ на «Зубры» и «Мурены» в срок.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.

Читайте также