0
5282
Газета Воины и Армии Интернет-версия

20.11.2017 00:01:00

Русский АВАКС поставит все «самолеты-невидимки» на учет

Первый полет совершил перспективный самолет радиолокационного дозора и наведения А-100

Тэги: вкс, авиация, радолокация, рлдн, а50, а100


Самолет РЛДН А-50У - один из предшественников А-100. Фото с сайта ТАНТК им. Г.М. Бериева

В области создания самолетов радиолокационного дозора и наведения (РЛДН), или, как их называют на западный манер, самолетов дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОиУ), Россия на первом этапе оказалась в роли догоняющего. Первыми самолет ДРЛО в том классическом виде, в каком мы его сегодня понимаем, создали британцы. Прототип, построенный на базе бомбардировщика «Веллингтон» Ic и оснащенный вращающейся антенной 1,5-метровой длины, был облетан в апреле 1942 года. Американцы же подняли в воздух первый самолет ДРЛО – палубный TBM-3W c радаром AN/APS-20 в подфюзеляжном обтекателе – 5 августа 1944 года.

Зато после войны Пентагон разошелся, что называется, от души: сначала в войска пошли самолеты ДРЛО типа PW-1W (переоборудовались из бомбардировщиков), а затем – уже изначально «заточенные» под решение задач дальнего радиолокационного обнаружения и управления WV-2 (затем RC-121C, а с 1962 года – в EC-121). Данные машины стали основой известных в свое время «Барьерных сил» – комплексной системы дальнего обнаружения советских бомбардировщиков и ударных корабельных групп в зоне Атлантического и Тихого океанов. EC-121 также активно воевали во Вьетнаме: за годы войны они выдали данные по 3297 целям, обеспечили управление 210 тыс. летательными аппаратами и приняли участие в поисково-спасательных операциях, в результате которых удалось спасти более 80 сбитых американских летчиков.

Британские летчики в 1950-е годы также получили достаточно современные самолеты ДРЛО, а 26 января 1973 года в серию был запущен легендарный американский Е-3 «Сентри» («Часовой»). Причем его классификационное обозначение – AWACS (Airborne Warning And Control System) – стало нарицательным: словом АВАКС сегодня именуют без разбора все самолеты такого назначения.

Советский Союз откровенно отставал от своих противников. Дело дошло до того, что до сего дня бытует мнение, будто бы и сама идея использования радиолокации для обнаружения воздушных целей впервые пришла в голову западным специалистам. Отнюдь! Советские военные инженеры выдвинули ее еще в 1931 году, а в январе 1934 года успешно провели первые опыты. «Инновационная» же идея британского физика сэра Роберта Александра Уотсона-Уатта зафиксирована в виде письма в Министерство авиации только 12 февраля 1935 года. Однако надо отдать должное нашим союзникам, а затем – противникам. Благодаря отсутствию бюрократической волокиты первые РЛС противовоздушной обороны были построены именно в Великобритании, позволив туманному Альбиону во всеоружии встретить армады бомбардировщиков люфтваффе и в конечном итоге одержать победу в Битве за Британию.

Первый же советский самолет ДРЛО, знаменитый Ту-126 с радиотехническим комплексом «Лиана», поднялся в воздух 23 января 1962 года. Всего было построено 8 серийных машин. Они позволили прикрыть радиолокационным полем самое опасное в то время северное направление, а также обеспечили возможность дальнего обнаружения американских авианосных групп (к примеру, цель типа «крейсер» самолеты «ловили» с высоты 2-5 км на дальности до 400 км). Один из самолетов Ту-126 принял участие в Третьей индо-пакистанской войне (декабрь 1971 года), обеспечивая наведение на наземные цели не имевших бортовых РЛС индийских истребителей-бомбардировщиков Су-7БКЛ.

А вот затем отечественные специалисты совершили действительно серьезный качественный рывок в области разработки авиационных комплексов радиолокационного дозора и наведения. Самолетом нового поколения стал А-50, созданный на базе планера военно-транспортного Ил-76 и оснащенный радиотехническим комплексом «Шмель». В первый полет опытная машина под управлением летчика-испытателя Владимира Демьяновского отправилась 19 декабря 1978 года (серийные Е-3 «Сентри» стали поступать в войска полутора годами ранее).

Самолеты А-50 позволили командованию Вооруженных сил обеспечить полное накрытие радиолокационным полем границ страны с возможностью его оперативного наращивания на наиболее угрожаемых направлениях. Кроме того, эти авиационные комплексы позволили отодвинуть рубеж обнаружения самолетов (в первую очередь стратегических бомбардировщиков) и надводных кораблей (в первую очередь авианосцев) вероятного противника на многие сотни километров от границ Союза, создав непроницаемый радиолокационный барьер над Европой и Азией, а также над Атлантическим, Северным Ледовитым и Тихим океанами.

В новом тысячелетии авиационный комплекс А-50 прошел модернизацию в вариант А-50У, что позволило существенно повысить его эффективность: возросли дальность обнаружения и количество одновременно сопровождаемых целей, а также количество наведений своих средств. Первым А-50, серийно модернизированным в вариант А-50У, стал самолет с бортовым номером «47 красный». Российским Военно-воздушным силам он был передан 31 октября 2011 года.

Совершивший первый полет 18 ноября с.г. опытный А-100 представляет собой самолет радиолокационного дозора и наведения нового поколения. Он создан на базе планера модернизированного военно-транспортного самолета Ил-76МД-90А, который оснащен экономичными двигателями ПС-90А-76 и новейшим бортовым радиоэлектронным оборудованием, включая современные пилотажно-навигационный комплекс, систему автоматического управления и комплекс связи.

Главное «оружие» А-100 – его радиотехнический комплекс, в ходе проектирования которого были использованы прорывные технологии, новейшие комплектующие изделия и материалы. При этом одной из важнейших особенностей нового российского АВАКСа станет его двухдиапазонная РЛС, которая на авиационном комплексе такого класса применена впервые в мире и, в отличие от стоящих на самолетах семейства А-50 станций сантиметрового диапазона, будет обладать более высокими возможностями по обнаружению различных целей и в первую очередь – малозаметных самолетов, построенных с активным применением технологии «стелс».

«Я бы рискнул сказать, что это прорывная работа, потому что изюминка этой работы – новый двухдиапазонный локатор, который имеет на сегодняшний момент предельные характеристики. Поэтому можно считать, что А-100 – это революционная работа, которая будет определять облик авиационных комплексов дальнего обнаружения на многие годы», – подчеркивал в программе «Военная приемка» на телеканале «Звезда» замминистра обороны Юрий Борисов.

Впереди у «сотки» еще не один испытательный полет, отработка радиотехнического комплекса и других систем, а с 2020 года новый авиационный комплекс дальнего радиолокационного обнаружения и управления начнет серийно поставляться в войска. Об этом на недавнем селекторном совещании сообщил министр обороны РФ генерал армии Сергей Шойгу.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.

Читайте также