0
0
2665

Никита Исаев 16:51 09.04.2019

Как отразятся новые идеи Минфина на бизнесе и гражданах


Можно много шутить про налоги и все, что с ними связано, однако в любом государстве они неизбежны. И мы также можем иронизировать по поводу бесконечных нововведений в налоговое законодательство, но очевидно, что чем дальше, тем сильнее будет ужесточаться контроль в этой сфере. Тем более с учетом развития цифровых технологий и всяческих онлайн-операций и переводов. Платить придется. Это данность. Как и с какой скоростью и бизнес, и простых обывателей настигнут изменения – вот об этом поговорим.

Одна из недавних и активно обсуждаемых новостей - идея Минфина внести в Налоговый кодекс 6 сборов, которые сейчас относятся к категории неналоговых, хоть и имеют признаки налогов. Обсуждение идёт сейчас, пожалуй, даже более активное, чем перед принятием закона о повышении НДС. Напомню, сейчас речь идёт о том, чтобы в Налоговый кодекс внести утилизационный, экологический и гостиничный (курортный) сборы, а также платы за проезд большегрузов по федеральным трассам в систему «Платон», с операторов связи и за ущерб окружающей среде.

По сути, во всей этой истории есть три главных «действующих лица»: во-первых, Минфин – как регулятор и субъект законодательной инициативы, который отвечает за пополнение бюджета, во-вторых, предприниматели, которые платят эти налоги, и в-третьих, обычные люди, население страны, которое в итоге и оплачивает расходы бизнеса, покупая различные товары.

Начнём с Минфина. Логика ведомства ясна: бизнес давно уже жаловался на полный хаос, творящийся в сфере неналоговых сборов, за сбор которых ответственны различные федеральные органы исполнительной власти. На региональном уровне таких сборов, включая различные торговые и портовые, насчитывается более 70. Куда-то двигаться и развиваться с таким бардаком не представляется возможным. Условия ведения бизнеса должны быть прозрачными, а налоговая нагрузка – доподлинно известна, хотя бы усреднённая. Передача неналоговых сборов, хотя бы части из них, в ведение Федеральной налоговой службы – давно назревшее решение.

Поможет ли это решение Минфину выполнять свою основную обязанность – наполнять средствами бюджет страны? Безусловно. Неналоговые сборы – это далеко не какие-то копейки. Торгово-промышленная палата РФ пару лет назад оценивала объём сборов в 800 млрд. рублей, а теперь уже – более чем в 1 трлн. рублей. Но это расчётное значение. По факту же бизнес нередко всячески уклонялся от уплаты. Вот Росприроднадзор планировал собрать в 2017 году 6 млрд. рублей экологического сбора, а по факту вышло только 1,5 млрд. рублей. Четырёхкратная недоимка. Это вовсе не означает, что по всем остальным сборам соблюдаются такие же пропорции – в систему Платон сборы в прошлом году выросли на 2,5 млрд. рублей до 23,5 млрд. рулей, а в Ставропольском крае только 3% отдыхающих отказались платить курортный сбор. Максимум, что можно сделать с неплательщиками – оштрафовать. Да и то, зачастую, не неуплату просто закрывают глаза. Налоговики же куда лучше умеют администрировать и контролировать сборы. Просто взять и не заплатить налоги теперь не выйдет.

Действует ли Минфин опрометчиво? Тоже нет. Задача навести порядок в сфере неналоговых сборов была поставлена ещё в 2016 году. Обсуждение переноса именно этих сборов ведётся уже год. А сейчас в ведомстве Силуанова активизировали этот процесс, напомнив всем, что точка в этом вопросе ещё не поставлена. Так что интеграция сборов в Налоговый кодекс идёт постепенно. Минфин также пообещал не «кошмарить» бизнес: нарушители в сфере уплаты этих сборов должны быть освобождены от уголовной ответственности на 10 лет.

А что же бизнес? Бизнес, естественно, недоволен. Бизнес привык жить по негласному правилу, что строгость законов компенсируется необязательностью их выполнения. Иногда было дешевле заплатить штраф, чем все сборы. При этом, желание сэкономить в нынешние непростые времена совершенно логично и понятно. Однако же и от правил Дикого Запада рано или поздно приходится отказываться, и переходить в легальное поле. Без этого все экивоки в сторону западных практик выглядят несколько несостоятельными. Вообще, бизнес не устраивает ни один из вариантов регулирования квазиналогов. Бизнес устраивает только их отмена. Но давайте будем честны: власть ни за что не пойдёт на добровольный отказ от 5% поступлений в федеральный бюджет.

Зато бизнес получает более прозрачные правила регулирования сборов. Неналоговые сборы могут менять в любой момент. Для этого достаточно просто указа правительства, и не нужно никакую оценку влияния на бизнес проводить. Так, например в апреле 2017 года сбор за проезд грузовых автомобилей по федеральным трассам увеличился в 2 раза с 1,53 руб. за проезд 1 км дороги до 3,06 руб. (сейчас уже 3,75 рублей), что принесло бюджету по итогам года 21,15 млрд. рублей. Утилизационный сбор с новых и импортируемых автомобилей в 2016 году уже индексировался на 65% в сторону повышения, а с 1 апреля 2018 года был повышен ещё раз. И этот рост тоже не прошел незамеченным, ибо он слишком велик для этого: для наиболее популярной категории автомобилей с объёмом двигателя от 1 до 2 литров утилизационный сбор повысился на 90% с 44 200 рублей до 84 000 рублей. Перенос же этих сборов ставит крест на таком хаотичном и непредсказуемом повышении.

Заодно для бизнеса должен упроститься процесс учёта и уплаты сборов. Чем больше получателей платежей – тем больше бюрократии. Теперь же усиливается роль «одного окна» - то есть налоговой службы. А сам процесс ещё упрощается вместе с развитием электронных сервисов. Перевести в цифру работу многих разрозненных ведомств – задача непростая, а оцифровать работу налоговой и бизнеса - вполне под силу.

Так что за бизнес, наверное, стоит волноваться меньше всего… а вот за рядовых граждан побеспокоиться не помешает. Кардинально ничего с точки зрения обывателя не изменится. Например, если раньше курортный сбор приходилось оплачивать в гостинице отдельно, то теперь либо всё останется по-прежнему, либо он просто будет включен в стоимость номера. От перемены мест слагаемых сумма не меняется. А вот что точно ляжет на плечи потребителей, так это как раз рост объёма платежей из-за лучшего администрирования сборов налоговой. Если, допустим, собираемость квазиналогов сейчас находится на уровне 80%, то передача абсолютно всех неналоговых сборов увеличит нагрузку на бизнес (и, соответственно, на рядовых граждан через повышение цен на товары) на 200 млрд. рублей, это примерно 6,3% от всего оборота розничной торговли за прошлый год (31,55 трлн. рублей). И этого не избежать: к примеру, производитель пластиковой упаковки сейчас экономит на оплате экологического сбора, предпочитая платить штрафы, но по новым правилам так экономить уже не выйдет. Естественно, производитель повысит отпускные цены на величину этого экологического сбора. А величина подорожания зависит только от того, насколько добросовестно производитель сейчас эти сборы платит. Пока речь идёт о 6 сборах из более чем 70 имеющихся. Но всё равно неприятно.

В целом, идет процесс вывода бизнеса из теневой экономики, где всё еще держится на «понятиях», а не на законах. И процесс этот для казны прибыльный. Но несмотря на рост финансовой нагрузки, в одночасье её не заметят ни предприятия, ни люди. Для того, чтобы вся система заработала в новом формате, требуется время. Налоговикам, как минимум, необходимо разобраться с новыми полномочиями, а бизнесу - с ужесточением обязанностей. На это уйдёт не менее двух лет. А значит, и рост цен точно также будет размазан на весь этот срок…

Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции «Независимой газеты»;

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.

Новый комментарий


Другие записи автора