0
2886
Газета Кино Печатная версия

30.05.2018 00:01:00

Фильм в планшете: перестанем ли мы ходить в кино?

Онлайн-платформы захватывают зрительскую аудиторию

Тэги: каннский кинофестиваль, онлайн платформы, конфликт, кинотеатральный бизнес, кино мода


Программный директор Каннского фестиваля Тьерри Фремо – адепт французской модели кинопоказа. Фото Reuters

Очередной виток противостояния Каннского кинофестиваля и онлайн-платформы Netflix, случившийся накануне 71-го смотра на Лазурном Берегу, у многих аналитиков вызвал ощущение: цивилизация действительно перевалила некий рубеж, за которым осталась привычка регулярно смотреть кино в кинозале. Похоже, бизнес по продаже индивидуального просмотра теснит кинотеатральный бизнес и подрывает авторитет престижных фестивалей как регулировщиков и даже создателей трендов киномоды.

Программный директор Каннского кинофестиваля Тьерри Фремо – адепт французской модели кинопоказа, по которой премьерные фильмы сначала идут только в кинотеатрах, а уж потом становятся доступны для стриминга. Мегауспешный производитель сериального и киноконтента Netflix выпускает свой продукт сразу на глобальные просторы онлайн-рынка и совершенно глух к доводам защитников «старомодной» схемы жизни фильма. Фремо в этом году не взял в основной каннский конкурс картины, к созданию которых причастен Netflix, а Netflix не дал ни одного своего фильма ни в какую другую программу фестиваля №1.

Повторим: этот эпизод многие сочли узловым звеном в цепи поражений не только Франции как бастиона классической модели дистрибуции, но вообще традиции коллективного кинопросмотра. Заговорили, что, мол, конечно, киноаттракцион (с 3-D очками и Dolby-surround) еще поживет и составит конкуренцию другим формам детского, юношеского и семейного досуга, а фестивали и синематеки, как киноманские гетто, будут собирать добровольных мучеников и показывать им в больших и малых залах новые и старые опусы «священных чудовищ» авторского кинематографа. Но в целом век коллективного просмотра измерен.

Возможность заказать фильм, сверившись с меню, когда и где хочешь, поставить его на «стоп», если тебе позвонили, – удобства налицо. «Разве это плохо?» – закономерно спрашивают занятые зрители. Им некогда и неохота ехать в кинотеатр на назначенный кем-то сеанс. В свою очередь, специалисты (особенно те, «кому за…») возражают: воспринять фильм во всей его полноте можно только в определенных условиях – в темном кинозале с отстроенным и правильно распределенным звуком, глядя на широкий экран и не отвлекаясь. Похоже, авторитетное мнение специалистов все больше воспринимается как брюзжание зануд-ретроградов. Они вроде как противостоят прогрессу и смешно замахиваются с обочин на мощный трафик бизнеса. Жизнь-то подтверждает: товар онлайн-киномагазинов устраивает миллиарды покупателей, а эстеты-кинокритики им не указ.

Примечательно, что авторы фильмов в этом споре по большому счету не участвуют. Хотя месяцами колдуют на съемочных площадках и в залах постпродакшена над нюансами изображения и звука – всего того, что очевидно упрощается при просмотре на экране компьютера, планшета, айфона и даже домашнего кинотеатра. Получается, возможность продать свой продукт пока важнее того, в каком качестве зрители увидят этот самый продукт. Даже для создателей авторского кино – особо чувствительных кинематографистов, изначально не заточенных на сумасшедшую финансовую отдачу. Интересно, включатся ли они в защиту «права первой ночи» для кинотеатров, в которых потенциально могут идти их фильмы. Также интересно, как быстро дрогнет под «санкциями» Netflix. Франция – страна с режимом максимального благоприятствования развитию и широкому театральному показу авторского кино.

Надо отдать должное владельцам отечественных киносетей и некоторых кинотеатров-«одиночек», они пытаются найти новые формы для показа, казалось бы, заведомо убыточного кино – авторского. Все-таки это тоже сегмент кинотеатрального бизнеса, и умирать ему не хочется. Самые продвинутые кинопоказчики нащупали тут «дорожку» в виде разного рода «обрамлений» показов, как то: возможности встретиться и пообщаться с авторами фильма, или нечто вроде доклада о фильме от модного кинокритика. То есть нужен какой-то эксклюзивный бонус к показу – тогда в условиях конкуренции домашнего и кинотеатрального просмотров шансы привести в зал публику увеличиваются. 

Президент сети кинотеатров «КАРО» Ольга Зинякова рассказала «НГ» об опыте (надо отметить, успешном) работы сети над проектом «КАРО.Арт», посвященном именно показу немассового кино и даже в каких-то случаях ретроспективному показу на больших экранах: «Опыт европейских стран показывает, что альтернативный контент может приносить дополнительный ощутимый доход к общим сборам. Несколько лет назад мы заметили, что определенная часть кинотеатральной аудитории стала проявлять интерес к принципиально другому, не укладывающемуся в рамки мейнстрима кино. Например, еще не так давно трудно было представить, что независимое российское кино может выйти в прокат… Но сейчас у него появилось больше шансов – потому что зритель стал меняться! И если раньше производители и прокатчики работали над тем, чтобы привлечь в кинотеатры взрослое поколение, то сейчас все маркетинговые усилия направлены на то, чтобы вернуть в кинотеатры молодежь. А повзрослевшая аудитория стала более избирательной. Устав от многочисленных франшиз и ремейков, эти зрители стали искать более сложные, нестандартные фильмы. Фильмы качественно другого, пусть и не всегда понятного формата. Кстати, и авторы независимых фильмов становятся ближе к публике, стараются говорить на более понятном для нее языке».

Дрейф авторов арт-кино в сторону более понятного киноязыка – пока не бесспорный факт, а вот прецедент с бойкотом Каннского фестиваля (мекки авторского кино!), который ему объявил коммерческий гигант Netflix, действительно расшатывает авторитет профессиональных экспертов. Они от века были «мостиком» между творцом и массовым зрителем, защищали право автора на свободу художественного выражения и толковали неискушенной публике особо высокие и сложные образцы этого самого «выражения». Хочется надеяться, что эта традиция выживет (даже видоизменившись, подстроившись под новые условия, в которых и модный кинокритик вещает со сцены о картине под хруст попкорна и бульканье кока-колы), потому что без нее кино немассовое, нестандартное быстрее вытеснят в маргинальную зону. Никому от этого лучше не будет – коммерческому кино в первую очередь. Ведь оно зависит от авторского, поискового кино, как крона от корней.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.

Читайте также