0
4409
Газета Кино Интернет-версия

11.12.2019 11:24:00

«Кинопроба» в Екатеринбурге – фестиваль, на котором учат

Старшие советуют никого не слушаться и не думать о публике

Тэги: кино, фестиваль, кинопроба


Фото сайта kinoprobafest.com

В Екатеринбурге прошел 16-й международный фестиваль-практикум киношкол «Кинопроба», который в очередной раз продемонстрировал расстановку сил на поле кинообразования и дебютов. Здесь соревнуются не просто фильмы молодых, но киношколы. И «Кинопроба» подтвердила впечатление, составленное в дни просмотра короткометражек на «Кинотавре»-2019: новые экспресс-киношколы все с большей уверенностью заявляют о себе.

Пять дней «Кинопробы» наполнены до отказа – тут можно не только показать свои фильмы и посмотреть чужие, но и прослушать мастер-классы от профессионалов кино. Причем их дают не только представители основных профессий, но и те замечательные мастера, которые существуют «за кадром». Например, в этот раз с гостями, участниками фестиваля и екатеринбургской публикой встретились оператор Сергей Ландо и композитор Александр Пантыкин – ветеран свердловского рок-движения, лидер легендарной группы «Урфин Джюс». Пантыкин – один из самых востребованных кинокомпозиторов, и он признался, что сегодня для человека его профессии самое главное – научиться спокойно разговаривать с малокомпетентными продюсерами и режиссерами, не умеющими объяснить, что им нужно, а также со звукорежиссерами, которые музыке в кино предпочитают шумы и фоны... По наблюдениям Пантыкина, в наше кино (особенно в продюсерский цех) пришло много непрофессионалов, и часто именно за счет музыки они стараются спасти слабые фильмы. «Давай зальем фильм музыкой! » – такое предложение не раз приходилось слышать композитору. Казалось бы, ему это только выгодно, но Пантыкин справедливо считает, что музыку в фильм вводить нужно строго в соответствии с требованиями драматургии и атмосферы.

Мастер-классы на «Кинопробе» отличаются в лучшем смысле слова неформальным характером – тут говорят не для галочки, а чтобы дать молодым действительно полезные навыки, чтобы поделиться опытом в совершенно конкретных творческих и производственных ситуациях. Например, оператор и режиссер Сергей Ландо рассказывал, как писать сценарий документального фильма, хотя, казалось бы, документальное кино работает с реальностью, которую невозможно предугадать. Когда он приступал к работе над своим фильмом «Ульяна Лопаткина, или Танцы по будням и в праздники», он написал «литературный» сценарий «для министерства», где красиво изложил свой замысел в самых общих чертах, а потом сел за собственный, «рабочий» сценарий, в котором скрупулезно расписал объекты съемок, даты (в соответствии с загруженным графиком героини, суперзвезды мирового балета) – то есть создал костяк конструкции под названием «документальный фильм». «Чтобы с отснятым материалом потом было удобно работать, нужно изначально понимать, зачем тебе этот материал нужен», – так Ландо ответил на вопрос молодого коллеги, как не утонуть на этапе монтажа в объеме снятого. «А когда материал сложил и показываешь ближнему кругу, полезно всех слушать, но никого не слушаться», – добавил Ландо. Звездный гость «Кинопробы», знаменитый австрийский режиссер Ульрих Зайдль пошел дальше. «Не думайте о публике, снимая фильм», – напутствовал он молодых авторов. Он привез на «Кинопробу» свой дебют сорокалетней давности – документальный фильм «Метр в кепке» про то, каково живется лилипутам среди людей обычного роста. За эту картину (честно говоря, она и сегодня кажется радикальной) Зайдля окрестили «социальным порнографом», и он был вынужден покинуть киношколу. Долгие годы он оставался раздражителем для австрийского общества – из-за того, что в каждом фильме «наводил лупу» на его пороки и неприглядные пристрастия. Сегодня Зайдль – классик, и он по-прежнему «в игре». На «Кинопробе» он рассказал, о чем будет его новый фильм: о родственных отношениях и об особенностях сексуальности людей разных поколений...

В конкурсе «Кинопробы» соревнуются игровые, документальные и анимационные фильмы – учебные и дебютные. На отбор приходит какое-то космическое количество картин из самых разных киношкол мира. Россию все чаще представляют новые киношколы; например, в нынешних конкурсах «Кинопробы» был целый блок картин студентов Московской школы кино (МШК) (логотип этого учебного заведения буквально не сходил с экрана конкурса короткометражек и на «Кинотавре»-2019). От студентов МШК (где учатся год) и других молодых кинематографистов уже доводилось слышать, что ВГИК и Санкт-Петербургский университет кино и телевидения (СПбГУКиТ) с их классическим пятилетним циклом – архаичные заведения. И что их философия Воспитания Художника смешна в наше циничное и динамичное время, когда нужны крепкие профи для индустрии. Работы студентов и выпускников той же МШК по большей части действительно сработаны крепко, они легкоусвояемы, ориентированы на широкие зрительские слои. Но вот беда – скучно без Художников... Жюри «Кинопробы» вслед за жюри конкурса короткометражных фильмов «Кинотавра» присудило гран-при фильму «Топливо» Михаила Архипова, выпускника мастерской Олега Ковалова в СПбГУКиТ. Это неожиданный и странный фильм, сообщивший о появлении в нашем кино именно художника, а не производителя эффектного «продукта». Так что бастионы кинообразования пока не сдаются.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также