0
3606
Газета Культура Печатная версия

22.12.2019 18:55:00

Тройное удовольствие от алхимии музыки

В Академической капелле прошел первый в мире международный фестиваль фортепианных трио

Тэги: академическая капелла, швейцарское трио, equilibris, фестиваль, концертино


Швейцарское трио Equilibris на фестивале сыграло Концертино для трио и струнного оркестра. Фото © Первый международный фестиваль фортепианных трио

Нужно быть смелым, отчаянным, безумным, но очень уверенным в себе профессионалом, чтобы взяться за устроительство фестиваля, посвященного исключительно фортепианному трио. Но безумству храбрых, как известно, слагают песни. Петербург – город насквозь музыкальный, но сказать, что жанру трио здесь живется привольно, никак нельзя.

Вечера инструментальных трио можно встретить лишь в афише Малого зала филармонии, и то чаще в порядке исключения, чем правила. Вопросы могут возникать не только к дирекциям залов, но и к самим исполнителям, среди которых немногие рискуют создавать трио, чтобы не оказываться у черты бедности. Директора же, беспокоящиеся исключительно о продажах, боятся этого жанра почти как ладана, зная, что их могут ждать непроданные полупустые залы. И даже участие звездных музыкантов не всегда становится для них неоспоримым аргументом. Вместо одного солиста в трио их сразу три, хотя хорошее трио ценно необязательно тремя суперзвездами. В трио важнее способность музыкантов искусно взаимодополнять друг друга, демонстрируя технику музыкального диалога. Но в любом случае инструментальные трио – жанр, далекий от заманчивой развлекательности, нацеленный на воспитание тонких чувств, острого слуха.

Трио – самые настоящие симфонии в миниатюре – возникли не в пространствах больших залов, а в салонах, рассчитанных на гурманов, ценителей, готовых приобщиться к совместному музицированию. В отличие от громкой симфонии и большого оркестра инструментальное трио дает возможность на расстоянии вытянутой руки «увидеть» алхимию музыки, технику плетения тонких нитей.

У Первого международного фестиваля фортепианных трио история создания почти анекдотическая, начинающаяся так: встретились однажды в Берне концертмейстер оркестра капеллы Владимир Погорецкий с пианистом Игорем Андреевым из трио Equilibris и виолончелистом Денисом Севериным из трио Spyros и решили такой фестиваль создать. Поддержку и одобрение они нашли в Петербурге, у дирижера Александра Чернушенко, после чего было решено провести его в Академической капелле, идеально подходящей для создания камерного настроения. Первый фестиваль продолжался всего три дня, но для тестовой «пробы пера» этого было достаточно, да и насыщенность деликатно выстроенной программы, задавшей хорошие векторы развития нового проекта, не оставила с ощущением неполноты события. Честь открыть камерно-инструментальный форум выпала одному из лучших европейских коллективов – французскому трио Wanderer. Избалованные наградами и множеством записей на разных лейблах, музыканты привезли в Петербург, где выступали впервые, музыку австро-немецкой традиции – трио Гайдна, Шумана и Шуберта, исполнив на бис еще и «Думку» Дворжака. 

Трио Гайдна соль-мажор под названием «Цыган» за лихой финал «в венгерском духе» они выбрали не только по хронологическому принципу, как образцово-показательную модель жанра, но и как стиль, в котором наиболее ярко и выигрышно смогли показать свое мастерство, технологию безупречного ансамблевого звука. Невероятный баланс, чистота и стройность всех голосов, словно постриженный английский газон, покоряли простотой, аристократизмом, умением не перебивать друг друга в искусстве политеса. Ре-минорное трио Шумана после теплых и уютных звуковых ландшафтов Гайдна было подобно заныриванию в волнующееся предгрозовое море – пучину романтизма. В нем слышался и мистицизм, и почти лейтмотивом проведенная тема, предвосхищавшая мотив томления в «Тристане и Изольде» Вагнера. Отчетливо слышались и интонационно-фактурные ростки трио «Памяти великого артиста» Чайковского. Но в отличие от музыки Гайдна, которой достало темперамента музыкантов этого трио, в Шумане их аккуратность, толерантность и довлеющее чувство меры несколько сдерживали порыв и мятеж композитора. Знаменитейшее трио ми-бемоль мажор Шуберта (медленную часть которого в дежурном порядке заимствуют для своих экспериментов деятели contemporary dance) тоже испытало недостаток темперамента, однако венский дух не мог не пробиться наружу. Музыкантам было важно показать умение сосуществовать в трио без горделивого выпячивания достоинств одного в ущерб другому, без загораживания в тени друг друга. Их нетерпеливое желание поскорей дать публике услышать любимую музыку этой самой хрестоматийной медленной части Andante con moto обернулось некоторой суетливостью в ущерб сосредоточенности и глубине печали, которую будто решили не замечать. Хотя эта часть с ее ритмом шага сентиментального путешественника во Вселенной неизбежно прозвучала как звуковая эмблема трио, название которого переводится как «Странник». 

Финал трио стал размышлением на тему прощания, точнее, нежелания прощаться с кем и чем бы то ни было, стремлением преодолеть пессимизм, что благополучно случилось, когда обреченный мотив из медленной части прозвучал наконец в душеспасительном мажоре. Трио Spyros, в котором играют двое бывших соотечественников – виолончелист Денис Северин и пианистка Татьяна Корсунская – и польский скрипач-виртуоз Бартек Низёл, явило торжество славянского темперамента. Они привезли в Петербург премьеру ре-минорного трио Направника, служившего почти полвека на посту главного дирижера Мариинского театра. Музыка квартета была пропитана отзвуками театра, где наряду с масками из «Паяцев» и «Травиаты» мелькали и менее распознаваемые силуэты. Как и их коллеги из трио Wanderer, музыканты Spyros показали, как дипломатично, мирно и плодотворно могут сосуществовать яркие амбициозные личности. В тот же вечер состоялись российские премьеры Трио и струнного оркестра Симона Винера, исполненное трио NevaArte и Камерным оркестром капеллы, а павана «Цвет времени» Франка Мартена предстала в исполнении Камерного оркестра капеллы. Швейцарское трио Equilibris сыграло Концертино для трио и струнного оркестра Богуслава Мартину. Виолончелистка этого трио Анна Аббюль – ученица прославленных Ивана Монигетти и Антонио Менезеса, а Симон Винер – ученик Захара Брона. Петербургское трио NevaArte (Владимир Погорецкий, Павел Товпич, Евгений Пилипчук) познакомило публику в Камерном зале капеллы с изящным переложением фортепианного цикла «Времена года» Чайковского. 

Манифестом философии фортепианного трио стал Тройной концерт Бетховена, солистами которого выступили музыканты трио Spyros под управлением дирижера Ильи Дербилова и в сопровождении оркестра Академической капеллы. Умная стратегическая расстановка эмоций и амбиций между тремя солистами и коллективом оркестра в драматургии бетховенского концерта, эмпатическая способность слышать друг друга, быть единым мыслящим организмом навели на мысль, что политикам, рвущимся во власть, стоило бы устраивать строгую сдачу государственного экзамена по специальности «фортепианное трио». 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также