0
4927
Газета Экономика Печатная версия

07.02.2008

Армянская маржа сочинской Олимпиады

Тэги: сочи, 2014, армения


Сочинский порт пока слишком мал, чтобы принять все грузы для Олимпиады.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

  • Продолжается перманентное наращивание объемов бюджетных затрат, необходимых на строительство олимпийских объектов в Сочи. Вчера инициатором раздувания бюджета зимней Олимпиады-2014 выступил премьер Виктор Зубков, пообещавший в ходе своего визита в Ереван закупать для строительства олимпийских объектов стройматериалы в Армении. Однако ввиду отсутствия прямого железнодорожного сообщения между Россией и Арменией транспортные издержки наверняка сделают эти контракты крайне дорогостоящими для российской стороны.

    О намерении России закупать в Армении стройматериалы для строительства олимпийских объектов в Сочи заявил вчера находящийся в Ереване с двухдневным рабочим визитом Виктор Зубков. «Возможности закупки стройматериалов в Армении очень большие, мы будем это обязательно делать», – сказал он на переговорах с премьер-министром Армении Сержем Саркисяном. Объемы строительства, следовательно, и потребности в стройматериалах действительно огромные. Напомним, что программа подготовки Сочи к зимней Олимпиаде включает в себя строительство 243 объектов, которые должны быть готовы и протестированы к 2012 году. На финансирование этой программы в ближайшие три года будет выделено не менее 81 млрд. руб.

    Сроки поджимают, отсюда – интерес российской стороны найти все необходимые для строительства материалы по сходной цене и желательно близко к будущим стройплощадкам. Однако Армения, хотя и располагает соответствующими мощностями стройиндустрии, в качестве партнера выглядит наименее предпочтительно. Причина – отсутствие прямого железнодорожного и автомобильного сообщения между Арменией и Россией.

    Через Азербайджан, ввиду напряженных отношений между Баку и Ереваном из-за Нагорного Карабаха, транзит исключается. К тому же этот маршрут почти на тысячу километров длиннее, чем дорога через Грузию. Но и этот вариант выглядит сомнительным из-за неразрешимых противоречий между Москвой и Тбилиси. Железнодорожное сообщение между Грузией и Россией через Абхазию было прервано с началом грузино-абхазского вооруженного конфликта в 1992 году. С целью восстановления полноценного движения на данном участке был сформирован армяно-российско-абхазско-грузинский консорциум. Однако из-за ухудшения грузино-российских отношений работа застопорилась.

    Со своей стороны глава Государственного таможенного комитета Андрей Бельянинов на днях указал и на другое помимо плохих двусторонних отношений с Грузией узкое место – неразвитость приграничной инфраструктуры на российско-грузинской границе в пределах Абхазии. По мнению главного таможенника, это может сорвать подготовку к зимней Олимпиаде-2014. Выступая в Совете Федерации, Бельянинов предупредил, что «сыпучие грузы для олимпийской стройки скоро станет просто невозможно ввозить на территорию региона через российско-грузинскую границу с территории Абхазии». По его словам, сегодня пропускная способность КПП на этом участке границы не в состоянии обеспечить даже проход людей, не говоря уж о крупных поставках стройматериалов.

    Для грузоперевозок на абхазско-российской границе необходимо срочно строить новый автомобильный мост. Кстати, Абхазия в контексте подготовки Сочи к Олимпиаде до сих пор рассматривалась не столько в качестве транзитной территории, сколько как потенциальный поставщик стройматериалов для зимней Олимпиады-2014. В июле 2007 года вице-премьер Александр Жуков заявил, что на территории Абхазии можно будет построить несколько цементных заводов и других предприятий по выпуску стройматериалов. Как и следовало ожидать, на это заявление резко отреагировал Тбилиси. Гасить страсти пришлось главе российского МИДа Сергею Лаврову, заверившему грузинскую сторону, что «никто из российских официальных лиц подобный вопрос нигде и никогда не ставил».

    Доставлять армянские стройматериалы в Сочи можно и кружным путем – по железной дороге, а потом морем из грузинского порта Поти. Но это едва ли будет экономически выгодным – транспортные издержки в этом случае окажутся чрезмерно высокими. По сообщениям СМИ, директор компании «Железная дорога Грузии» Ираклий Эзгубая в конце января, сразу после того как РЖД победили в тендере на передачу «Армянской железной дороги» в концессионное управление сроком на 30 лет, предупредил армянских коллег, что действующие в рамках Тарифного соглашения железнодорожных администраций государств – участников СНГ скидки будут аннулированы. В частности, исключена скидка в 17% для жидких грузов и скидка в 22% для сухих грузов. Таким образом, транспортные издержки на транзит армянских стройматериалов могут оказаться чрезмерно высокими.

    Пока непонятно – оправданна ли будет такая цена за политические дивиденды, на которые, видимо, рассчитывает Москва, завязываясь на этот проект. «Экономика и политика всегда неразрывно связаны», – философски заметил по этому поводу директор департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев. Он считает, что в случае со своим единственным надежным союзником в Закавказье Москва может пойти на определенные издержки. Правда, при этом желательно все-таки соизмерять величину неизбежных потерь и того, что мы приобретаем, пусть не сегодня или завтра, а через 5–10 лет.


  • Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

    Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

    комментарии(0)


    Вы можете оставить комментарии.


    Комментарии отключены - материал старше 3 дней

    Читайте также