0
2688
Газета Экономика Печатная версия

28.02.2013

Российский авторынок будет расти в долг

Тэги: автомобиль, покупка, кредит


Автодилеры надеются, что дешевые кредиты улучшат продажи.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

В марте в России в основном завершатся распродажи автомобилей, выпущенных в 2012 году. После этого ситуация на рынке может резко измениться. В апреле-мае прирост продаж скорее всего будет нулевым. А летом и вовсе возможен спад. В ответ на такую угрозу некоторые дилеры обещают, что автокредиты в скором времени станут существенно дешевле.

В 2013 году ставка по автокредитам в России может быть снижена до 7–9%, не исключает директор дилерского центра Михаил Жмаков. Сейчас ставки могут достигать 17% годовых. Они сложились, когда спрос на машины был стабильно высоким. Но с конца прошлого года ситуация изменилась не в лучшую сторону. И текущий год, если верить прогнозам, также будет характерен снижением объемов продаж автомобилей. Соответственно снизятся и объемы автокредитования. Ни в том, ни в другом не заинтересованы участники рынка – ни производители, ни дилеры, ни банки. «Снижение ставок станет возможным при соблюдении ряда условий. В частности, при достижении соответствующих договоренностей между автопроизводителем, банком-партнером и дилером в сезон спада продаж, а также при проведении продавцами маркетинговых акций. Например, в период вывода на рынок новых моделей авто. Также важно наличие у бренда банка. Иными словами, снижение ставок будет зависеть не только и не столько от банков, сколько от самих производителей. Для того чтобы «поймать» момент минимально низкой ставки по автокредиту, необходимо постоянно отслеживать именно дилерские предложения», – рекомендует Жмаков.

Он считает, что заемщики заинтересуются кампанией снижения ставок по автокредитам. Правда, сами банки постараются подстраховаться. «Кризисные времена научили банки тому, что нужно внимательно относиться к проверке платежеспособности клиентов. Ведь риски невозврата кредитов с низким процентом учитываются по минимуму. Поэтому подешевевшие кредиты достанутся клиентам с кристально чистой кредитной историей», – предполагают автодилеры.

Справедливости ради отметим, что есть и противоположная точка зрения. Аналитики исходят из того, что в январе 2013 года средняя ставка по автокредитам на рынке увеличилась на 0,13%, и предполагают, что этим дело не ограничится и по итогам года займы на приобретение машин могут подорожать еще на 0,5–1%. Примерно такая же картина на рынке автокредитования наблюдалась и в прошлом году, который оказался для отечественного авторынка в целом успешным: продано почти 3 млн. автомобилей, что на 11% больше, чем годом ранее. Выйти на рекордные рубежи удалось несмотря на стагнацию в последнем квартале. В текущем году ситуация может развиваться по более негативному сценарию. С одной стороны, Ассоциация европейского бизнеса (АЕС) порадовала статистикой январских продаж, согласно которой россияне купили более 162 тыс. легковых автомобилей, благодаря чему рынок вырос на 5% по сравнению с аналогичным периодом 2012 года. Однако успех был достигнут за счет беспрецедентных скидок, которые предлагали покупателям более половины автодилеров в России. С другой стороны, после того как завершатся распродажи прошлогодних машин, показатели опустятся сначала до нулевых отметок, а ближе к лету и вовсе могут уйти в отрицательную зону.

Но если ставки по займам снизятся, то рынок получит серьезный источник роста. Порядка 40% автомобилей приобретается в России в кредит. При этом в США этот показатель 90%, а в Европе около 60%. В 2012 году банки выдали россиянам более 1,1 млн. кредитов на покупку новых и подержанных машин, а в прогнозах на 2013 год эксперты исходят из того, что будет оформлено в общей сложности не менее 1,3 млн. автокредитов. Если ставки будут снижены, то количественные показатели могут заметно вырасти. Впрочем, старший менеджер PwC по компаниям автомобильной отрасли Сергей Литвиненко усомнился в том, что банки планируют в ближайшие месяцы радикальное снижение ставок по автокредитам. Не так давно по этому поводу он общался с представителями ряда кредитных организаций, и никто не заявил о таких намерениях, сказал аналитик. А вот банки-партнеры, напрямую работающие с производителями и дилерами, действительно могут предложить особые условия по автокредитам. В этом случае заводы, как правило, субсидируют им процентную ставку.

«При сохранении прошлогоднего уровня инфляции снижение ставок по автокредитам вполне реально. Хотя снижение до 7–9% – это все-таки излишне оптимистичный сценарий, но даже до 10–12% было бы неплохо. Но в этом должны быть заинтересованы в первую очередь сами производители. Когда действовала госпрограмма субсидирования автокредитов на покупку машин российского производства, многие производители активно продвигали свои корпоративные программы стимулирования продаж, активно сотрудничали с банками, разрабатывая совместные продукты в сфере автокредитования», – уверен гендиректор City Express Алексей Кичатов.

Вице-президент ВТБ24 Алексей Токарев был категоричен – если речь об автокредитах в рублях, а не в валюте, то снижение ставок банками до такого уровня представляется невероятным сценарием. «Если только отдельные кэптивные банки – то есть дочерние банки автопроизводителей – смогут предложить такие ставки клиентам благодаря политике, проводимой автопроизводителем. Как правило, от них вряд ли будут ждать роста прибыли и рентабельности», – сказал банкир. Поэтому для заемщиков в конечном итоге такие ставки и сейчас доступны благодаря совместным программам банков и автопроизводителей. «В 2013 году такая политика продолжится. С учетом прогнозов и текущего состояния автомобильного рынка на рынке могут появиться и более привлекательные условия», – подчеркнул Токарев.

У каждого из банков свои источники финансирования и, соответственно, своя стоимость фондирования, пояснила руководитель Департамента маркетинга и банковских продуктов Росбанка Лидия Каширина. По ее словам, ставки 8-9% годовых могут быть выгодны банкам при предоставлении краткосрочных кредитов заемщикам с низким уровнем риска. Применительно к автокредитованию такой уровень ставок допустим при условии субсидирования кредитов со стороны автопроизводителя или дилера и в деятельности кэптивных банков. «Банки могут «добирать» доходность по кредитам за счет продажи заемщику дополнительных услуг и продуктов – например, страхования жизни и здоровья, кредитной карты, текущего счета, банковской карты и т.п.», - сказала Каширина.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также