1
4948
Газета Экономика Печатная версия

28.06.2018 00:01:00

Затишье перед бензиновой бурей может быть недолгим

Правительство готовится обрадовать население европейскими ценами на топливо

Тэги: топливо, цены, регионы, нефтяной маневр, правительство


Стоимость бензина может вскоре опять вырасти.
Фото Интепресс/PhotoXPress.ru

Несмотря на принятые правительством меры, бензин не дешевеет повсеместно. Часть регионов сообщает лишь об остановке удорожания, часть – о новом ускорении роста цен. Возможно, сейчас мы видим затишье перед следующей бензиновой бурей. Придуманный правительством нефтяной маневр, похоже, окончательно снимет тот барьер, который не позволял внутренним ценам на топливо сравняться с мировыми, вдвое превышающими российские. Не исключено, что скоро россияне будут жить как в Европе: с европейскими ценами на топливо. Сенаторы решили обратиться за разъяснениями к министру энергетики Александру Новаку.

В середине июля глава Минэнерго Александр Новак выступит в рамках правительственного часа в Совете Федерации (СФ). Сенаторы планируют обсудить с ним рост цен на топливо. «Нас интересует эта тема, как она будет развиваться дальше и как Министерство энергетики собирается ее решать концептуально», – пояснила в среду спикер СФ Валентина Матвиенко.

По мнению первого зампреда комитета СФ по экономической политике Алексея Майорова, ситуацию на внутреннем топливном рынке можно было бы стабилизировать еще в феврале, упредив весенний скачок цен на бензин, пишет «Парламентская газета». Так что, заметим, возникает вопрос: хотело ли этого правительство?

Демонстративная борьба с ростом бензиновых цен была развернута чуть ли не за неделю до «Прямой линии» с президентом, когда эта тема уже стала по-настоящему горячей. Но если маятник бензиновых цен и качнулся в обратную сторону, то не везде и, видимо, ненадолго. Судя по данным Thomson Reuters Kortes, в целом по стране с 8 по 22 июня розничные цены на бензин АИ-92 снизились на 8 копеек за литр, на АИ-95 – на 6 копеек.

Это микроскопическое снижение, и происходит оно не везде. Например, судя по сообщениям региональных СМИ, в Алтайском крае хорошая новость – это что средние цены на топливо хотя бы не растут три недели подряд. Долгожданное событие для Республики Марий Эл – это стабилизация стоимости топлива. О паузе в росте цен сообщают также в Челябинске, Новосибирске.

Но есть и такие регионы, в которых бензин продолжает дорожать. В Симферополе с апреля бензин АИ-92 и АИ-95 подорожал на пять-шесть руб., сообщает агентство Regnum. В Забайкальском крае рост цен снова ускоряется. «С 18 по 25 июня 2018-го в Чите цены на бензин АИ-92 и АИ-98 увеличились на 1,2%, АИ-95 – на 1,3%. Дизельное топливо стало продаваться дороже на 1,2%», – сообщает Забайкалкрайстат. До этого рост цен замедлялся.

Похоже, сейчас в России наступило затишье перед следующей еще более мощной бензиновой бурей, на фоне которой подорожание бензина на несколько рублей покажется ерундой. Спусковым крючком для взвинчивания цен станет нефтяной маневр, на который решилось правительство.

Речь идет о планах снизить с 30 до 0% от цены нефти ставку вывозной таможенной пошлины на нефть в течение шести лет, начиная с 1 января 2019 года. Одновременно с этим предусматривается равномерное повышение ставок налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) при добыче нефти и газового конденсата на величину снижения с 30 до 0% экспортных пошлин.

Экспортная пошлина – один из тех барьеров, который позволяет держать внутренние цены на топливо на уровне ниже среднемировых. Теперь этот барьер предлагается устранить.

По данным портала GlobalPetrolPrices.com, с 19 марта по 25 июня 2018-го усредненная стоимость бензина составляла в РФ 43,08 руб. за литр, а средняя цена бензина в мире за этот же период была около 98,6 руб. за литр в пересчете на российскую валюту. При этом, к примеру, в США эта стоимость достигала 51,5 руб. за литр, во Франции – почти 112 руб., в Норвегии – 126 руб.

Такое расхождение в стоимости связано не только с разницей доходов населения. В качестве примера можно сослаться на биржевые торги сырой нефтью внутри России и на внешнем рынке. Внутри РФ российскую нефть сейчас можно купить по стоимости примерно 26 тыс. руб. за тонну, мировые цены на нефть Brent (они чуть выше мировых цен на российскую Urals) достигают 34,5 тыс. руб. за тонну. Эта разница в стоимости покрывается пока еще действующей в РФ экспортной пошлиной и транспортными издержками.

Теперь представим, что экспортная пошлина отменяется. Тогда на внутреннем рынке фактически будет установлено внешнее ценообразование. Многие опрошенные «НГ» эксперты с некоторыми оговорками это подтвердили.

«В России действует многоступенчатая схема формирования розничной цены на бензин и дизельное топливо. Значение тут имеет не только биржевая цена на исходный продукт – нефть, но и вес акцизов и сборов, интерес экспортеров, налоговое бремя, которое лежит на компаниях, участвующих в цепочке создания и транспортировки продукта, покупательная способность, состояние оптовых цен и тенденции рынка, качество бензина. Вполне можно говорить, что реализация «нефтяного маневра» властями в конечном счете и долгосрочной перспективе приведет к уравниванию цены топлива в России и, скажем, в Европе. Потребитель, как обычно, останется основным проигравшим», – поясняет старший аналитик компании «Альпари» Анна Бодрова. «При наличии экспортной пошлины внутренняя цена товара оказывается ниже мировой, – говорит аналитик «Фридом Финанс» Анастасия Соснова. – В результате маневра выгода от экспорта сырой нефти может перебить выгоду от нефтепереработки и отпуска нефтепродуктов на внутренний рынок».

В пресс-службе Минфина, однако, уверяют, что «налоговый маневр не приведет к увеличению цен на бензин, так как при его разработке были предусмотрены необходимые меры для минимизации риска роста цен на бензин на внутреннем рынке»: «Чтобы компенсировать возможное влияние маневра на внутренний рынок нефтепродуктов, предусмотрено предоставление отрицательного акциза компаниям, которые осуществляют модернизацию нефтеперерабатывающих производств. Рост цен на бензин на внутреннем рынке последние месяцы был вызван другими факторами (рост мировых цен на нефть и др.), а не планами завершить налоговый маневр».

Правда, отрицательные акцизы – это лишь своего рода субсидия, подарок нефтяным компаниям, которые согласятся наполнить внутренний рынок топливом и будут соответствовать некоторым другим требованиям. От режима ручного управления и увещеваний этот механизм вряд ли поможет окончательно уйти.   


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(1)


Maradona 14:57 29.06.2018

хорош нефтяной маневр, по цене на топливо Россия обошла США, только в последней зарплаты несопоставимы к российским.



Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также