0
0
Газета Экономика Печатная версия

15.07.2018 20:23:00

С макростабильностью перегнули палку

Волна нефтяных денег не помогает выплыть российской экономике

Тэги: экономика, нефть, цены, ввп, фнп, нацпроекты, бюджеты


По словам вице-премьера Татьяны Голиковой, параметры бюджетов нацпроектов рассчитаны только предварительно и еще будут уточняться. Фото РИА Новости

Российская казна снова пухнет от денег, как и в докризисные годы. Текущий бюджетный профицит по итогам первого полугодия достиг почти 2% ВВП. Быстро растут и золотовалютные резервы. Однако власти делают вид, что денег по-прежнему нет, и готовы идти на самые жесткие меры по изъятию средств у населения: в виде отказа от выплаты пенсий или повышения налога на добавленную стоимость, который будет отбирать у каждого россиянина более 4200 руб. ежегодно.

В недрах правительства готовится новый план национального развития, его обещают представить к 1 октября. Детали плана неизвестны. Но под него уже вовсю собирают триллионы рублей. Признаки жесткой экономии в условиях профицита имеет проект основных принципов бюджетной политики на ближайшие три года. Проанализировав этот документ, аналитики делают вывод, что последний майский указ выполнен не будет, а все предполагаемые реформы сводятся пока к фискальным экспериментам. Экономическая политика властей застряла в кризисе, хотя министры-оптимисты трубят о выходе из него.

Первый вице-премьер, глава Минфина Антон Силуанов настаивает на жесткой бюджетной политике. Фото агентства «Москва»

Рассчитанный из 40 долл. за баррель, бюджет РФ не может быстро переварить хлынувшие нефтедоллары (цена на нефть сейчас почти в два раза выше бюджетного ориентира). По данным Минфина, за январь–июнь 2018 года доходы страны составили 8,6 трлн руб., а израсходовали – 7,7 трлн, то есть профицит составил 877,3 млрд руб. (1,9% ВВП). В мае профицит федерального бюджета составлял 3,3% ВВП (265,6 млрд руб.), а в июне уже целых 4,0% (342,5 млрд руб.).

На 2018 год дефицит бюджета планировался в 1,3% ВВП, но теперь, впервые с 2011 года, он будет профицитным (ожидается, что профицит составит 481,7 млрд руб. (0,5% ВВП). Фонд национального благосостояния (ФНБ), в котором 1 января накопилось средств на 3,7 трлн руб., также подрос до 4,8 трлн.

В стране скоро появится еще один новый фонд – это Фонд развития, размер которого за три года составит 3,5 трлн руб. Фонд будет использоваться для инвестиций в некие инфраструктурные проекты, информации о которых пока нет.

В основных направлениях бюджетной политики на ближайшие три года нет ответа на вопрос, что будет происходить с резервами, которые могли бы стать серьезным ресурсом для ускорения экономики, в частности, для стимулирования несырьевого экспорта, отмечает главный экономист «Локо-инвеста» Кирилл Тремасов. По его словам, при текущей конъюнктуре размер ФНБ может достичь 140 млрд долл. к концу этого года и превысить 200 млрд в следующем году. «Формально мы можем с 2020 года начать их тратить (это разрешено после того, как резервы превысят 7% ВВП, а в следующем году они уже с запасом превысят эту планку), – говорит Тремасов. – Я не вижу криминала и в том, чтобы использовать ФНБ для финансирования инфраструктурных инвестиций для закупок части иностранного оборудования и материалов, без которых все равно не обойтись».

А бывший зампред ЦБ Сергей Алексашенко предлагает использовать ФНБ по прямому назначению – финансировать дефицит пенсионной системы, благодаря чему, по его мнению, не нужно будет прибегать к скоропалительным «фискальным экспериментам» с пенсионерами.

По его словам, часть средств ФНБ недостаточно ликвидна (депозиты в ВТБ, во Внешэкономбанке, в Газпромбанке, в пользу железных дорог, в пользу «Ямал СПГ»), однако 2,5 трлн руб. – это реальные денежные ресурсы. «Плюс за 5,5 месяца этого года Министерство финансов накопило почти 1,5 трлн руб. за счет роста цен на нефть. Итого, 4 трлн руб. по закону могут и должны быть использованы для финансирования пенсионной системы, – сказал в эфире «Эха Москвы» Сергей Алексашенко, напомнив, что Министерство финансов планирует за счет повышения пенсионного возраста в течение шести лет получить примерно 2 трлн руб. Почему же правительство так упорно набивает кубышку, строит новую и не только не дает деньгам пойти к населению, но еще вынимает у него средства из кармана?

Тремасов отмечает, что бюджетная политика только ужесточается за счет повышения налогов, доля государства в экономике увеличивается, приватизация замораживается. «В рамках предлагаемой бюджетной конструкции задача обеспечить устойчивый рост на среднемировом уровне к 2024 году является нерешаемой», – пишет Тремасов. «У меня крепнет убеждение, что Минфин, как и ЦБ, перегнул с достижением макроэкономической стабильности», – отмечает он.

Вице-премьер Татьяна Голикова говорит, что параметры бюджетов нацпроектов рассчитаны только предварительно и еще будут уточняться.

Директор Института стратегического анализа Игорь Николаев считает, что профицит бюджета в России сейчас искусственный. «Если с самого начала ужимать расходы, то немудрено получить профицит. Это продолжение действующего у нас монетарного подхода: чем жестче политика, чем сильнее зажимаются расходы – тем лучше. Власти исходят из того, что эта политика должна помочь стимулировать частные инвестиции, но это очень спорное утверждение. Подход российских властей не уникален, для стабилизации финансовой ситуации к таким мерам прибегали в Греции, можно вспомнить подобные меры Маргарет Тэтчер. Отличие заключается в том, что такие меры всегда рассматривались как временная политика для стабилизации, а у нас это превратилось в доминанту, которая не изменяется в зависимости от экономического состояния. Сокращение госрасходов не очень болезненно, когда экономика растет, а вот если она то ли растет, то ли падает, как у нас, то политика неоправданного урезания расходов сдерживает переход к устойчивым высоким темпам развития», – сказал «НГ» Николаев.   


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.

Читайте также