0
2027
Газета Экономика Печатная версия

15.07.2018 20:21:00

Море пива, гамбургеров, ушанок и кокошников

Россия подсчитывает прибыль от мундиаля

Тэги: экономика, доходы, чм2018, мундиаль, безвиз, туризм, турпоток, аренда, продажи, болельщики, расходы


Иностранные болельщики обеспечили доходами российских продавцов. Фото агентства «Москва»

За месяц футбольного чемпионата нашу страну посетило около 3 млн болельщиков, а их суммарные расходы только по банковским картам составили более 2 млрд руб. Позитивный эффект мундиаля особенно прочувствовали популярные точки общепита, ретейл, продавцы сувенирной продукции, отельеры и таксисты. Международные эксперты оценивали макроэкономический эффект от ЧМ-2018 в 1% российского ВВП. Но эту цифру еще только предстоит подтвердить. Пока же чиновники подтверждают не столько прирост ВВП, сколько «улучшение имиджа страны». Президент Владимир Путин, по некоторым сведениям, может объявить, что паспорта болельщиков станут теперь долгосрочными бесплатными визами на территории России.

Россия предоставит иностранным болельщикам возможность продолжить знакомство со страной после чемпионата мира по футболу, продумав максимально комфортный визовый режим. О такой возможности в конце прошлой недели заявил президент РФ Владимир Путин. «Знаем, что зарубежные гости, болельщики не раз говорили, что хотели бы вернуться к нам вновь, привезти свои семьи, своих друзей. И мы обязательно продумаем для болельщиков, полюбивших Россию, максимально комфортный визовый режим, обеспечим им возможность продолжить знакомство с нашей страной», – отметил глава государства, выступая в субботу на гала-концерте в преддверии финала ЧМ-2018. Чуть ранее о возможности упрощения визового режима говорил и глава Ростуризма Олег Сафонов.

Напомним, одно из самых приятных для иностранных болельщиков новшеств мундиаля в России – введение безвизового въезда в Россию на период действия чемпионата для тех, кто получил специальный паспорт болельщика – Fan ID, который дает право на посещение матчей ЧМ-2018. Оценки общего количества выданных паспортов разнятся. В Минсвязи ранее сообщали, что ведомство выдало около 1,5 млн таких паспортов. При этом 871 тыс. Fan ID получили граждане РФ, 60 тыс. – граждане Китая, 49 тыс. – граждане США. Чуть меньше паспортов получили граждане Мексики – 43 тыс., Аргентины – 35,9 тыс., Бразилии – 32 тыс., Колумбии – 29 тыс., Германии – 28,6 тыс., Перу – 26 тыс.

Спрос на пенный напиток в ходе мундиаля увеличился во много раз. Фото агентства «Москва»

В Ростуризме называют другую цифру. По их оценкам, российские города ЧМ-2018 посетили почти 3 млн иностранных граждан. При этом в Калининграде и Екатеринбурге въездной турпоток вырос в 10 раз, в Волгограде – в 15 раз. В других городах ЧМ отмечен прирост числа иностранных туристов в среднем в полтора-два раза. Скромнее всего оказались показатели Санкт-Петербурга, где турпоток увеличился всего на 20%. Очевидно, это связано с тем, что июнь – и без того «высокий сезон» для Северной столицы. Кроме того, многие болельщики решение о приезде принимали в последний момент.

О приросте турпотока говорят и данные о загрузке отелей. В среднем в июне загрузка выросла в два-три раза по сравнению с аналогичным периодом 2017 года. Так, средняя загрузка отелей в период проведения чемпионата составила от 70% в Волгограде до 94% в Москве. При этом в дни матчей загрузка возрастала: в Саранске – до 100%, в Москве – до 98%, в Екатеринбурге и Калининграде – до 97%.

Аренда жилья у частных владельцев в период ЧМ-2018 увеличилась в четыре раза, рассказывают в сервисе краткосрочной аренды жилья Airbnb. Свыше 277 тыс. болельщиков сняли жилье в российских городах у частников. «Больше всего фанатов – из США, Мексики, Колумбии, Аргентины, Бразилии, Австралии, Великобритании, Франции, Германии и Перу», – перечисляют в компании Airbnb. Самым популярным местом дислокации для фанатов оказалась Москва – здесь остановилось чуть менее 100 тыс. гостей. За ней следуют Санкт-Петербург (82 тыс.), Казань (26 тыс.), Самара (более 17 тыс.) и Нижний Новгород (более 15 тыс.), перечисляют в Airbnb.

Вместе со спросом на жилье увеличивается и спрос на сувенирную атрибутику. Так, продажи кокошников – новый атрибут российского болельщика – выросли в 16 раз. Продажи сувенирной продукции также подскочили в разы. По торговле сувенирами лидируют Москва, Ростов-на-Дону, Калининград, Волгоград. Хит сувенирных продаж – матрешка с футбольным мячом. Гости чемпионата также охотно покупают матрешек с лицами знаменитых футболистов. Среди популярных сувениров и значки, магниты, брелоки, кружки, флажки. А доход продавцов магнитов и разноцветных ушанок увеличился в четыре раза. Во время мундиаля заметно выросли заработки и уличных музыкантов. За день выступления на улицах Москвы они могут заработать до 5 тыс. руб.

Рекордный спрос отмечен на товаров с футбольной символикой. Их продажи увеличились в 20 раз, подсчитал производитель онлайн-касс «Эвотор» на основе данных с 300 тыс. предприятий малого и среднего бизнеса. Среднедневной оборот по таким товарам составил 7,5 млн руб., а средний чек – 1238 руб.

Не внакладе оказались и таксисты. Спрос на их услуги увеличился в разы. Так, сервис заказа такси «Яндекс. Такси» зафиксировал пятикратный рост количества загрузок англоязычной версии приложения.

Еще одни «победители» ЧМ – ретейлеры. У сетевиков, расположенных в принимающих городах, рост продаж доходил до 60%. Спрос в сетевых ресторанах и кафе в среднем увеличился на треть. При этом в отдельных местах рост выручки был многократным. Пиво в таких «точках притяжения» оказалось самым популярным товаром – его продажи выросли аж в 40 раз.

По оценкам «Эвотора», оборот ресторанов и кафе по всей России вырос на 16%, при этом количество чеков выросло на 10%, а средний чек – на 5%. Однако в городах проведения чемпионата оборот общепита прибавил 31%, а средний чек – 8%. «Оборот пива по всей России вырос на 42%, при этом пик продаж наблюдался в субботу, 7 июля, – день матча Россия–Хорватия. Оборот пива в городах чемпионата вырос на 34%. Оборот крепкого алкоголя по России вырос на 6,8%, по городам чемпионата – на 12%», – говорят данные компании.

По данным компании Visa, расходы иностранных болельщиков за время проведения чемпионата мира превысили 1 млрд руб. Больше всего фанаты из других стран потратили по своим банковским картам в Москве – 1,7 млрд руб. На втором месте Санкт-Петербург – здесь расходы составили 506 млн руб. Далее в списке идут Сочи (104 млн руб.), Казань (71 млн руб.) и Екатеринбург (48 млн руб.).

Больше всего трат совершили болельщики из США. Далее идут футбольные фанаты и туристы из Китая, на третьем месте – из Мексики. Средний чек иностранных держателей карт Visa составил 3,5 тыс. руб. «При этом самый крупный чек по картам Visa, выпущенным иностранными банками, был отмечен при покупке товаров категории люкс – 23 тыс. руб. Средний размер чека при оплате гостиниц – 15 тыс. руб. Средняя покупка модной одежды по карте обошлась иностранцам в 8 тыс. руб. Размер среднего чека на стадионах составил 1682 руб.», – рассказывали в компании.

Не отставали в расходах и российские болельщики. Так, за первые две недели чемпионата фанаты из РФ потратили на стадионах и фан-зонах более 510 млн руб. Куда меньше россиян потратили болельщики из Мексики – всего чуть более 74 млн руб. По 31,3 млн руб. на стадионах израсходовали владельцы карт Visa, выпущенных в Аргентине и Перу. Колумбийцы оказались в этом списке расходов на пятом месте – 20,2 млн руб. Не скупились на траты болельщики из Австралии (20 млн руб.) и Бразилии (18,7 млн рублей). «Из европейцев больше других на первых трех играх своей сборной тратили англичане – 19,8 млн руб. За ними следуют немцы (10,6 млн руб.), французы (10 млн руб.), датчане (9 млн руб.), испанцы (6,4 млн руб.), швейцарцы (6,1 млн руб.), поляки (6 млн руб.), шведы (5,7 млн руб.) и бельгийцы (4 млн руб.)», – перечисляют в Visa, подчеркивая, что в целом за первые две недели турнира европейцы потратили на стадионах 85 млн руб.

Благодаря чемпионату потребительский спрос в июне-июле вырастет на 5 млрд долл., считают в Bank of America. «Выиграют ретейл, платные сервисы, мобильные операторы, внутренний туризм», – отмечали в банке.

Между тем аналитики из международного рейтингового агентства Moody’s ранее опасались, что экономическая выгода России от проведения чемпионата мира по футболу будет одновременной и окажется незначительной в сравнении с общим размером российской экономики. «Инвестиции в ЧМ-2018 за период с 2013 по 2017 год составили лишь 1% от общего объема инвестиций», – отмечается в отчете, опубликованном за две недели до старта первенства. «Игры продлятся всего месяц, и связанные с этим экономические стимулы блекнут на фоне размеров российской экономики в 1,3 трлн долл.», – пояснили экономисты.   


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также