0
1536
Газета Экономика Печатная версия

15.07.2018 20:29:00

Приграничные проекты с западными соседями стоят 250 миллионов евро

Федеральная казна оплатит сотрудничество с поляками, финнами, норвежцами, латышами и шведами

Тэги: приграничное сотрудничество, проекты, россия, ес, соглашения, коларктик, карелия, латвия, эстония, финляндия


Благоустраивать территории в российских городах будут в том числе и на деньги Евросоюза. Фото с сайта www.pln-pskov.ru

В России на сегодняшний день действует несколько программ приграничного сотрудничества, в рамках которых РФ реализует совместные проекты с европейскими странами: Латвией, Польшей, Финляндией, Норвегией, Швецией, Эстонией и Литвой. Эти программы включают поддержку приграничного сотрудничества в социальной, экологической, экономической и институциональной сферах. Зачастую такие проекты носят локальный характер и значимы лишь для своего региона или даже муниципалитета. Впрочем, и такое сотрудничество с Европой буксует из-за нератифицированных международных документов.

В конце прошлой недели правительство РФ рекомендовало Госдуме к ратификации пять соглашений по финансированию ряда программ приграничного сотрудничества. Ранее правительственная комиссия по законопроектной деятельности уже одобрила такую ратификацию. Эти программы приграничного сотрудничества не только являются  инструментом реализации совместных приграничных проектов, но также служат «дополнительным источником финансирования региональных инициатив». К примеру, программа «Россия–Польша» предполагает сотрудничество Калининградской области и Поморского, Варминско-Мазурского и Подляского воеводств Польши.

На реализацию соглашения после его ратификации будут направлены средства федерального бюджета в размере 20,8 млн евро в качестве российского взноса в программу. Общий же бюджет программы составляет 62,5 млн евро.

Программа приграничного сотрудничества «Карелия» предполагает реализацию совместных проектов Республики Карелия и объединений коммун Финляндии: Северная Карелия, Кайнуу, Оулу. Бюджет программы – 42 млн евро. Российский взнос в программу – 10,8 млн.

Программа «Коларктик» направлена на развитие совместных проектов трех субъектов РФ: Мурманской, Архангельской областей, Ненецкого автономного округа и приграничных территорий Финляндии, Швеции и Норвегии. При общем бюджете программы в 49,4 млн евро российский взнос может составить 12,3 млн евро, как следует из правительственных документов.

В рамках программы «Россия – Юго-Восточная Финляндия» (с общим бюджетом 72,3 млн евро) предполагается сотрудничество Санкт-Петербурга, Ленинградской области и объединений коммун Финляндии –  Кюменлааксо, Южная Карелия, Южное Саво. Тогда как программа «Россия–Латвия» (общий бюджет – 24,8 млн евро) предусматривает реализацию совместных проектов Санкт-Петербурга, Ленинградской, Псковской областей и регионов Латвии Латгале и Видземе. На реализацию этих двух соглашений из федерального бюджета РФ планируется направить 18,1 млн и 7,9 млн евро соответственно.

Еще более скромные бюджеты у программ «Россия–Литва» и «Россия–Эстония». Общее финансирование первой составит 26 млн евро, тогда как РФ внесет 8,6 млн. Бюджет второй составит около 35 млн евро, российский взнос – около 8,7 млн.

«В декабре 2015 года Еврокомиссией были одобрены предварительно согласованные на национальном уровне тексты пяти совместных программных документов по программам приграничного сотрудничества «Карелия», «Коларктик», «Россия–Латвия», «Россия–Эстония» и «Россия – Юго-Восточная Финляндия». В 2016 году одобрены тексты совместных программных документов по программам «Россия–Литва» и «Россия–Польша», – поясняют в Минэкономразвития.

Впрочем, по ряду направлений набор заявок на участие еще продолжается. В частности, как можно понять из информации на официальных сайтах программ возможные проекты приграничного сотрудничества пока что обсуждаются, а руководство регионов занято «проведением консультаций об участии в программе». При этом есть вполне конкретные критерии для участия в той или иной программе. Так, как следует из программы приграничного сотрудничества «Польша–Россия 2014–2020», в первую очередь предполагается поддержка проектов, направленных на сотрудничество в области исторического, природного и культурного наследия. Кроме того, поддержка проектов, направленных на сохранение чистой окружающей среды в приграничном регионе, на транспортную доступность регионов и содействие безопасности общих границ.

Схожие цели и задачи ставит и программы приграничного сотрудничества «Россия–Латвия» и «Россия–Эстония». «Стратегическая цель заключается в поддержке совместных усилий по решению проблем, связанных с приграничным сотрудничеством, содействии устойчивому использованию существующего потенциала территорий, находящихся вдоль границы России и Латвии», – следует из текста программы «Россия–Латвия». При этом в качестве приоритетных направлений деятельности страны-участницы выбрали: «Развитие предпринимательства, малого и среднего бизнеса», «Защита окружающей среды» и «Улучшение управления границами и повышение безопасности границ». Еще одно обязательное условие – в любом из проектов участвовать должно как минимум две стороны: от РФ и ЕС.

Несмотря на то что по ряду программ «продолжаются консультации» и «сбор заявок» по некоторым возможным проектам информация есть уже сейчас. Так, в рамках программы «Россия–Польша» могут получить финансирование проекты по развитию туризма в городах Светлый (Калининградская область) и Мальборк (Польша) на сумму в 4,6 млн евро. Другой проект стоимостью 4,5 млн евро направлен на разработку трансграничных веломаршрутов между Калининградской областью и северо-восточной частью Польши. Также в рамках программы рассматриваются проекты по улучшению качества воды, строительства и реконструкции части местных дорог в регионе. Впрочем, некоторые из предлагаемых проектов выглядят как бы оторванными от российских реалий. Так, одно из предложений в рамках программы «Россия–Эстония» предполагает создание сети станций для зарядки электромобилей от Санкт-Петербурга до границы с Эстонией.

В то же время нельзя сказать, что проекты приграничного сотрудничества бесполезны или малозначимы. К примеру, по предыдущим программам «Эстония–Латвия–Россия», «Литва–Польша–Россия», «Карелия», «Коларктик», «Юго-Восточная Финляндия – Россия», действовавшим в период с 2007 по 2013 год, было реализовано более 200 совместных проектов, следует из данных Минэкономразвития. Проекты были направлены на стимулирование малого и среднего предпринимательства, поддержку местных культур и обычаев, повышение уровня жизни населения приграничных регионов, перечисляют в МЭР. «Завершена работа над более чем 50 крупномасштабными инфраструктурными проектами в таких областях, как обустройство государственной границы, экология, развитие транспортной инфраструктуры», – добавляют в ведомстве.

Потрачено же на реализацию проектов предыдущего этапа было около 430 млн евро. Причем почти половину этой суммы составил вклад Евросоюза. Россия вложила свыше 100 млн евро, страны – члены ЕС – почти 53 млн евро. Еще 14 млн на финансирование проектов направила Норвегия. В рамках предыдущего этапа, к примеру, была реконструирована автодорога в Республике Карелия, ведущая от федеральной трассы Санкт-Петербург–Сортавала–Петрозаводск к пункту пропуска «Сювяоро-Париккала». Причем финансировался проект сразу двух программ приграничного сотрудничества – «Карелия» и «Россия – Юго-Восточная Финляндия» на общую сумму свыше 6,7 млн евро, писали федеральные СМИ.

Другой крупный проект – реставрация Нарвской и Ивангородской крепостей как единого туристического объекта на сумму в 6,4 млн евро. Кроме того, было реализовано множество менее масштабных, даже локальных проектов. Так, в рамках программы «Карелия» была создана интернет-плаформа kareliaticket.com, позволяющая покупать онлайн-билеты как в карельские, так и в финские театры. В то же время множество проектов не преследовали цель создать что-то конкретное или что-то конкретное отремонтировать. Весомая доля мероприятий касалась мониторингов окружающей среды регионов, проведения мастер-классов по различным тематикам, археологических экспедиций и прочего.

По мнению же экспертов «НГ», история с приграничным сотрудничеством больше похожа на дипломатическую. «Учитывая бюджет проектов и его структуру, можно предположить, что это история скорее дипломатическая, хотя и направленная на развитие отношений на «низовом» уровне», – рассуждает доцент Российского экономического университета им. Плеханова Владимир Колмаков.

Проекты приграничного сотрудничества, являясь согласованными действиями двух стран-соседей, в первую очередь направлены на решение задач тех регионов или даже конкретных граничащих муниципалитетов, говорит завкафедрой госрегулирования экономики Академии народного хозяйства и госслужбы Владимир Климанов. И хотя такие проекты носят локальный характер, они отвечают и общенациональным интересам, продолжает он. «Важно стимулировать взаимодействие наших регионов с соседними регионами и муниципалитетами более развитых стран, поскольку потенциал такого сотрудничества выше. Кроме того, у наших европейских соседей последовательно проводится политика по устранению внутренних границ с определенным укреплением внешних, каковой и является для стран – членов ЕС граница с РФ. В этой связи ратификация подписанных соглашений о приграничном сотрудничестве с Финляндией, Польшей, Латвией – крайне важный шаг в сложившихся напряженных условиях взаимодействия России со странами Запада», – подчеркивает экономист.   


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также