0
1
Газета Экономика Печатная версия

25.07.2018 20:36:00

Торговля уходит в Сеть

Магазины приспосабливаются к обедневшим покупателям

Тэги: экономика, доходы, реальные зарплаты, статистика, торговля, цифровые технологии


Рекламные акции могут превратиться в способ подкрепиться. Фото с сайта www.vl.ru

После многолетнего спада доходы населения России перешли в спячку на уровнях, близких к нулю. Небольшой предвыборный всплеск зарплат ситуацию не выправил, и россияне, отправляясь в магазин, продолжают экономить. Продавцы прогнозируют, что ежегодно им будет удаваться сбыть товаров только на 1% больше в течение ближайших лет. И такой скромный прирост потребительского спроса придется обеспечивать различными фишками и ухищрениями: скидочными акциями, программами лояльности, не связанными напрямую с торговлей услугами и т.п. Но будущее торговли, по мнению экспертов, за цифровыми услугами.

Темп роста реальных располагаемых доходов населения России в июне 2018 года замедлился почти до нуля, составив символические 0,2% по сравнению с прошлогодним июнем. Та же история была в мае (0,3%). Заметно доходы подлетали только в апреле – тогда рост был на 5,6%. Очевидно, что связан он был с выборами президента, под которые подгадали двузначный рост зарплат бюджетникам и сезонное повышение пенсий. Однако в общей сложности доходы населения по итогам первой половины 2018 года увеличились на 2,6%.

Опираясь на данные Росстата, можно сделать вывод, что в целом за полгода все население РФ получило денежных доходов в размере около 30 трлн руб. По данным Агентства новостей розничной торговли, почти половину этих денег (14,6 трлн руб.) граждане отнесли в магазины. Причем, как сообщает Росстат, годовой темп роста оборота розничной торговли России по итогам первых шести месяцев 2018-го точно совпал с темпом роста доходов населения – те же самые 2,6%. Продуктов, по данным Агентства новостей розничной торговли, россияне купили на 7 трлн руб. (прирост на 2,2%), а всего прочего – на 7,6 трлн (рост на 2,9%).

Этих темпов, конечно же, недостаточно, чтобы компенсировать кризисные потери (в 2017 году розничные продажи прибавили всего 1,2% после снижения на 4,6% в 2016-м). Но не исключено, что через несколько лет и такие темпы будут казаться «опережающими», если учесть неутешительные прогнозы по росту доходов населения.

В июньской «Картине экономики» Минэкономразвития предрекло рост реальных зарплат в 2019 году всего на 0,8%, затем – на 1,5%, еще через год – на 2,3%, и только в 2022–2024 годах рост зарплат составит по 2,8% в год (после 6,3% в 2018-м). Пока в министерстве акцентируют внимание на росте продаж легковых автомобилей и увеличении покупок россиян в зарубежных интернет-магазинах.

А между тем, по данным Росстата, в январе–апреле 2018 года убыток предприятий торговли вырос до 275,9 млрд руб., это в 2,4 раза больше, чем за четыре месяца 2017-го.

«Предприятия розничной торговли сейчас не делают ставку на скорый рост доходов населения, особенно в регионах и небольших городах, где покупательная способность просела больше всего, – сказала «НГ» председатель комитета Московской торгово-промышленной палаты Анна Вовк. – Падает способность покупать товары на собственные средства, поэтому сейчас идет тенденция покупок в кредит не только крупных товаров длительного пользования, но и более мелких. Даже детей в школу сейчас нередко собирают в кредит».

По мнению эксперта, розничную торговлю ждет затяжная стагнация. «Если даже рост зарплат более чем на 11% не принес заметного оживления, то и дальше кардинальных изменений едва ли стоит ждать. Рост оборота розничной торговли на 1% в год – вот предел на ближайшие пару лет», – говорит Вовк.

Стагнация доходов населения заставляет российскую розницу подстраиваться к ситуации, адаптируя под нее бизнес. «Простимулировать рост потребления сейчас может только рост доходов. Спрос ограничивает не нежелание людей тратить деньги, а отсутствие этих денег. Поэтому особые подходы продавцов направлены не столько на стимулирование спроса, сколько на оптимизацию издержек. Если нет возможности изменить окружающую обстановку, приходится приспосабливаться», – считает Вовк.

«Опыт прошлого лета показал, что преждевременный оптимизм ведет к затовариванию складов и растущим убыткам. Все чаще магазины идут по пути сокращения ассортимента, которое позволяет снижать собственные издержки. Предлагать потребителю широкий выбор – это сейчас просто непозволительная роскошь. И, к сожалению, в первую очередь с прилавков магазинов пропадают наиболее качественные и дорогие товары», – говорит Вовк.

В Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) «НГ» сообщили, что экономическая и законодательная турбулентность сильно давят на прибыльность розничного бизнеса, заставляя его искать все более эффективные пути развития за счет как модификации форматов, так и повышения операционной эффективности (снижение расходов с сохранением или ростом продуктивности).

«Из-за того, что доминирующей моделью потребления на ближайшее время по-прежнему будет сберегательная, сейчас многие федеральные ретейлеры делают ставку на формат дискаунтеров или начинают трансформироваться в мини-форматы традиционных гипермаркетов и супермаркетов», – говорится в сообщении АКОРТ, присланном в «НГ».

Руководитель практики панельных исследований холдинга «Ромир» Инна Афанасенко обращает внимание, что ключевые сети сейчас становятся магазином у дома, стараясь максимально удовлетворить ожидания покупателей. «Сети стараются также развивать собственные торговые марки для построения лояльности между сетью и покупателем», – говорит Афанасенко.

«Для увеличения частоты визитов или среднего чека ретейл все активнее развивает новые форматы (магазины-специалисты), расширяет функции розничных точек, превращая их в магазины-кафе со свежей выпечкой и возможностью перекусить, использует таргетированные предложения на основании анализа данных карт лояльности», – говорит Афанасенко.

Покупатели по всей стране наверняка заметили, что во многих сетевых магазинах стало не протолкнуться, но не из-за толп народа, а из-за расставленных по торговым залам паллет с товаром. Еще одна новация – магазины стали тесниться, предоставляя свои помещения кафе и магазинчикам с ходовым товаром.

Розница осознает, что экономическая ситуация стала вызовом для нее. Одна из стратегий – узкая специализация. Например, торговый центр «Горбушкин двор» подсчитал, что 12% покупателей интересуется товарами для увлечений. «Наше исследование показало, что 53% из этих людей стараются найти редкие вещи, которые сложно найти онлайн: гаджеты и изделия лимитированных серий, коллекционные издания комиксов и игр, редкие диски», – сказала «НГ» директор по маркетингу «Горбушкина двора» Венера Хамидулина.

Эксперты в один голос отмечают огромное значение цифровых технологий в борьбе за покупателя. «Даже гиганты розничной торговли активно уходят в Сеть. Благодаря этому издержки ниже, а доступность товаров выше, – говорит Анна Вовк. – Но пока дело осложняется тем, что в России нет развитых агрегаторов вроде eBay, AliExpress или Amazon». В то время как в Госдуме рассматривают законопроект, регулирующий деятельность торговых агрегаторов, ретейлеры готовятся к работе на международном уровне: недавно одна из крупных российских сетей пригласила на работу менеджера из Amazon.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.

Читайте также