0
30
Газета Экономика Печатная версия

12.09.2018 20:28:00

Моногорода прирастают потемкинскими деревнями

Аудиторы Счетной палаты назвали недостоверными отчеты о создании рабочих мест

Тэги: моногорода, рабочие места, счетная палата, шувалов


В Кировской области аудиторы Счетной палаты не обнаружили особых успехов в развитии моногородов. Фото с сайта www.gorodkirov.ru

Аудиторы Счетной палаты раскритиковали результаты господдержки моногородов, которую продолжает курировать Игорь Шувалов – сначала в качестве первого вице-премьера, а теперь в должности председателя ВЭБа. Правительственные рапорты о сотнях тысяч новых рабочих мест в моногородах аудиторы Алексея Кудрина назвали недостоверными. Между тем заместители Шувалова рассказывают, как моногорода «рванули» в своем развитии благодаря отличной работе менеджмента.

Государство пока не смогло найти эффективных способов решения проблем моногородов: по-прежнему продолжается отток трудоспособного населения, а утвержденный в 2014 году перечень монопрофильных муниципальных образований не актуален. 

Такие основные выводы сделала Счетная палата (СП) по итогам проверки эффективности реализации в 2016–2017 годах приоритетной программы «Комплексное развитие моногородов».

Так, по данным отчета об итогах реализации приоритетной программы, в прошлом году было создано 253,4 тыс. рабочих мест при плановом значении 85 тыс. А объем привлеченных инвестиций составил около 1,5 трлн руб., что более чем в 30 раз выше плановых значений. «Если исходить из представленных данных, то цель приоритетной программы по созданию к концу 2018 года 230 тыс. новых рабочих мест была достигнута еще в начале года. Однако объективность и достоверность достигнутых показателей вызывает сомнение, так как, например, при подсчете созданных рабочих мест учитывались и временные места, и места, созданные независимо от мероприятий программы», – пояснил аудитор СП Сергей Агапцов.

В качестве примера аудитор привел Кировскую область, где, согласно отчетности, в 11 моногородах было создано 4 186 рабочих мест (147% планового значения 2017 года). При этом более 40% составляли временные рабочие места для несовершеннолетних граждан. Фактически же только в пяти моногородах региона (Белая Холуница, Кирс, Красная Поляна, Луза, Стрижи) уровень безработицы превышает среднероссийский показатель и показатель Кировской области в два и более раза. Численность населения, выбывшего с территории моногородов Кировской области, на 7,2 тыс. человек превышает количество прибывших.

Фонд развития моногородов заключил 29 соглашений с регионами о софинансировании расходов по строительству и реконструкции объектов инфраструктуры. На 1 января 2018 года получено разрешение на ввод в эксплуатацию 30 объектов в 13 моногородах. Однако 16 из них до сих пор не эксплуатируются.

«У меня нет ощущения эффективности этой программы. То, что я вижу, – это не то, что может помочь моногородам определить их судьбу. Это не работает на их развитие или сворачивание. Мы не принимаем решения окончательного и тащим их, даже если нет перспектив», – заключил председатель СП Алексей Кудрин.

Между тем опытные чиновники давно научились представлять позитивные отчеты о трате бюджетных денег. «Ключевой показатель эффективности нашей работы, который определен к середине будущего года, – это около 250 тыс. новых рабочих мест. И нам нужны рабочие места, которые не будут связаны с градообразующими предприятиями», – рассказывал сенаторам в марте прошлого года Игорь Шувалов (см. «НГ» от 01.03.17). Теперь же выясняется, что эти ключевые показатели достигаются за счет приписок, которые и обнаружили в СП.

Сегодня российские моногорода развивает заместитель Шувалова и гендиректор Фонда развития моногородов Ирина Макиева. В этом фонде умеют представить картину успешного развития – совсем не похожую на описание Счетной палаты. Для этого из сотен депрессивных территорий выбирают десяток таких, которые можно показать в СМИ. Так, в конце июня фонд представил первую десятку моногородов, «у которых есть интересные сценарии, интересные подходы». «Это города, которые «рванули». Их команды сработали на отлично», – объявила Макиева.

Впрочем, скоро само упоминание моногородов исчезнет из названия фонда. И отчитываться чиновникам об успешных тратах казенных денег станет еще легче. «Мы сейчас с Минэкономразвития обсуждаем возможность, и я думаю, что нам стоит это сделать – преобразовать Фонд развития моногородов в Фонд развития современной городской экономики», – сказал в конце июля Игорь Шувалов на Московском урбанистическом форуме.

Независимые эксперты признают, что решить проблему моногородов в условиях деиндустриализации и хронической стагнации очень непросто. Если вообще возможно. «Проблема депрессивных промышленных городов – это не только российская специфика. Моногорода возникали во многих странах в эпоху развития промышленности. А сегодня они стали источниками социальных и экономических проблем. Основная проблема подобных моногородов в том, что угроза банкротства предприятия  приводит к массовым увольнениям. В результате оттока трудоспособного населения в столицу демографические проблемы в регионах еще больше обостряются», – говорит эксперт Международного финансового центра Гайдар Гасанов.

Заключение Счетной палаты весьма неоднозначно. Если у СП есть сомнения в достоверности их отчетов, для устранения рассогласований нужно установить единые формы и методические указания. Если перечень моногородов теряет свою актуальность, то это еще не означает, что программу надо упразднять или сокращать. Следует переосмыслить текущую ситуацию о положении моногородов в развитии национальной экономики, разработать точечные механизмы их поддержки с четким пониманием их роли в развитии населенных территорий. Отсюда должны формироваться и прозрачные показатели для оценки эффективности финансирования, что особенно важно в условиях нарастающего экономического кризиса в стране. Отсутствие возможности «тушить экономический пожар» в моногородах может привести к всплескам социального волнения с дальнейшей угрозой для политической стабильности государства», – объясняет доцент Российского экономического университета им. Плеханова Максим Соколов. «Проблема неэффективности – системная. В госпрограмме сделан упор на развитие малого бизнеса, тогда как жизнь города зависит от градообразующего предприятия. Но оно часто остается без адекватной поддержки. При этом у жителей нет надежд на улучшение. И усиливается отток населения», – считает гендиректор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.

Читайте также