0
14970
Газета Экономика Печатная версия

14.01.2020 19:57:00

Автопроизводители ищут выход из России

Машины подорожают, потребительский спрос продолжит падать

Тэги: автопром, автопродажи, налоги, потребительский спрос


Некоторые иностранные автокомпании уже закрывают свои заводы в России. Рабочие завода Ford требуют компенсации в случае увольнения. Фото Интерпресс/PhotoXPress.ru

В стране продолжается падение продаж новых автомобилей. По итогам 2020 года спад составит 2,1% после падения на 2,3% в 2019-м, прогнозирует Комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). Основные проблемы рынка – налоговые ужесточения и сужение потребительского спроса. Уже весной этого года может произойти скачок цен на автомобили из-за повышения ставок утилизационного сбора, ожидают участники рынка. А самих участников российского авторынка, возможно, в ближайшее время станет меньше.

Продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России будут падать второй год подряд. В первой половине 2019 года болезненным ударом стало повышение налога на добавленную стоимость. Надежды на восстановление во второй половине 2019-го тоже не оправдывались. Участники авторынка достигли потолка возможностей в стимулировании спроса. Об этом объявили представители Комитета автопроизводителей АЕБ на конференции, прошедшей в Москве во вторник.

По их прогнозу, спад продаж новых автомобилей в РФ составит по итогам 2020 года 2,1% после падения на 2,3% в 2019-м.

Опрошенные «НГ» эксперты подтверждают, что спад продолжится, но они расходятся в прогнозах, каким именно будет падение продаж.

«Оно может составить около 2–3%», – говорит финансовый аналитик компании «БКС Премьер» Сергей Дейнека. Основным фактором провала российского автомобильного рынка в 2019 году стала слабость потребительского спроса на фоне снижения и стагнации реальных доходов населения, поясняет он.

Помимо этого угнетающе действовали меры Центробанка по охлаждению рынка потребительского кредитования. В 2020 году все эти тенденции сохранятся, добавил эксперт.

Есть и другие прогнозы. «Мы прогнозируем сокращение рынка на 5% по итогам 2020 года, – сообщил «НГ» гендиректор Автоспеццентра Денис Петрунин. – Но и для этого необходимы масштабные программы стимулирования спроса, охватывающие весь массовый сегмент рынка, иначе падение может быть больше».

В АЕБ продолжили: изменений к лучшему не будет без таких внешних факторов, как ускорение экономического роста и увеличение доходов населения, принятие правительством мер по стимулированию спроса, отказ от дополнительных налогов и сборов, вызывающих рост розничных цен. «Нет уверенности, что в 2020-м произойдет какое-либо существенное улучшение во внешней среде», – добавили в Комитете автопроизводителей.

Помимо этого бизнесу не хватает четкой и последовательной информации о подходе властей к развитию отрасли. По словам председателя Комитета автопроизводителей АЕБ Йорга Шрайбера, автомобильная тема как будто выпала из приоритетов государства.

В конце минувшего года глава Минпромторга Денис Мантуров сообщил, что, по его данным, некоторые автопроизводители заявили о возможном уходе с российского рынка. В профильном комитете АЕБ сказали, что пока подобных заявок не получали. В то же время там не исключили такой возможности, ведь, конечно, есть производители, которых не устраивают происходящие в РФ ужесточения требований. Например, как считают в комитете, «чрезмерные требования по локализации делают экономически нецелесообразным применение новейших технологий».

По словам Дениса Петрунина, «нишевые импортные бренды, продажи которых измеряются несколькими тысячами автомобилей в год, вероятно, будут покидать российский рынок в ближайшей перспективе».

Еще один негативный, в том числе для потребителей, фактор – повышение ставок утилизационного сбора. «Утилизационный сбор не только не позволяет воспользоваться новыми возможностями доступа на рынок импортерам, но и ведет к дополнительным издержкам для локальных производств», – считают в АЕБ.

Как говорил Денис Мантуров, повышение ставок утилизационного сбора с 1 января 2020 года не приведет к росту цен на автомобили, которые произведены в России, потому что в этом случае действуют меры государственной поддержки. Кроме того, по его словам, не стоит ждать существенного удорожания импортных моделей, так как доля индексации сбора в стоимости импортируемых машин составляет всего 2–5%.

Однако в АЕБ считают, что увеличенный утилизационный сбор повлияет на динамику цен. Судя по объяснениям Шрайбера, в начале года, примерно до марта–апреля, реализуется продукция, произведенная в прошлом году, когда действовали старые ставки. Однако затем цены вырастут. «Хотя я бы не ожидал сильного увеличения цен», – добавил Шрайбер.

«На данный момент цены на автомобили выросли до 3% в зависимости от бренда. Этот рост пока обеспечен инфляцией. Повышение ставок утилизационного сбора скажется на индексации цен на автомобили 2020 года выпуска ближе ко второму кварталу», – пояснил «НГ» Денис Петрунин.

«На наш взгляд, совокупное увеличение стоимости покупки авто в 2020 году может составить около 7–10%, – сообщил Сергей Дейнека. – Не в пользу увеличения продаж авто будут играть как рост цен, так и сужение линеек автомобилей, подпадающих под действие государственных субсидиарных программ кредитования». 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Другие новости

Загрузка...